Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина.
Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина.
СОЧИНЕНИЕ
На тему: Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина.
Салтыков-Щедрин жил в XIX веке, но и сегодня его произведения имеют
отношение к современности. Взять хотя бы его жгучую ненависть к обывателям.
Казалось бы, чем его не устраивают тихое существование некоторых особей. Но
его желание добра родине настолько остро, что он хочет вытравить из
человека все то приниженное и рабское что делает человека обывателем
независимо от того поста, который он занимает.
Но как сказать об этом людям, не обидев их. И он обращается к жанру сказок.
Так появляется на свет сказка “Премудрый пискарь”.
Медленно разворачиваются события на речном дне, “жил-был пискарь”. И
родители у него были хорошие, сумели уберечь его от всяких напастей. Но как-
то уж впрямую понял их напутствие “гляди в оба”. Он не пошел дальше
продолжать их пескариный род, а скрылся от жизни в мутной, речной воде.
Можно подумать, что Салтыков-Щедрин провел ни одну неделю в акваланге (если
бы он тогда существовал) присматривая за пескарем. Фантазия его
безгранична. Вот как он описывает гнездо пескаря: (Цитата, в которой
говорится, как пескарь долбил норку).
Но конечно Щедрин описывает и трудности пескариной жизни: ему, как и всем
угрожают всякие напасти. В страх бросает, когда читаешь, как рак возник у
жилища пескаря: (Цитата - встреча с раком).
Тут мы впервые слышим слова, которые будут повторяться не один раз: “все
дрожал, все дрожал”.
И не приходит в голову пескарю, что можно защитить свое жилище: испугать
рака, забросать его илом, соседей позвать на помощь.
Но если кто-то подумает, что щедрин высмеивает только мелких обывателей –
пескарей, то это не так, вспомним Органчика, градоначальника города Глупова
из “Истории одного города”. В его голове только две команды: “разорю” и “не
потерплю”.
Он не дает себе труда позаботиться о своих подданных. Ему не приходит в
голову, что надо работать, не покладая рук ради своего города. Он только
ведет свой город к разорению и уничтожению. Он не развивается как личность,
а деградирует.
Но вернемся к пескарю. Он уже достиг середины жизни, и мы вправе ждать от
него каких-то свершений, поступков, какой-то оценки своего жизненного пути.
И что же мы видим: большого, глупого пескаря, который нисколько не набрался
не ума, не опыта. И радости !
от жизни у него нет:
(Цитата - о том, как он не играет в карты и т.д.).
Тут Щедрин выступает не как фантаст, а как сатирик, потому что здесь каждый
понимает, что речь идет о человеческом обществе, а если точнее то о русском
обществе IX века, о его либеральной прослойке.
И все, потому что он - пескарь боялся риска, боялся жизни, а, как известно
кто не рискует, тот не пьет шампанское.
Щедринская ярость с каждой строкой набирает силу, ему уже недостаточно
обозначить пороки общества. Он переходит в прямую атаку не оставляя не
каких сомнений в своих намерениях. Так он пишет о последних днях пескаря.
Переходя от иносказания к грубому обличению:
(Цитата о том, как пескарь сидит в норке и рассуждает о своей жизни).
А ведь наверно для чего-то появился пескарь на свет, хотя бы для того,
что бы род продолжить, как завещали ему родители. “ Ведь было и у него
предназначение высокое”- как с тоской писал о Плюшкине Гоголь.
Но нет, не использовал пескарь свой шанс в жизни. Этим сатирические сказки
Щедрина и замечательны, что они заставляют задуматься о своем
предназначении, о том, что жизнь строится не только силою судьбы, но и
силами человека. И как же сильно надо было любить свой народ, чтоб не
побоятся показать как в зеркале его недостатки. Потомучто только зная их
влицо - можно их побороть.
Поэтому Салтыкова-Щедрина можно поистине считать нашим современником
потомучто обыватель живет в каждом из нас.
И в нынешнем веке можно прожить жизнь безо всякого смысла, как сделал это
пескарь. Но как вспоминаешь эту сказку, так сразу не хочется быть этим
пескарем и сделать что-нибудь хорошее в жизни.
И только прочитав до конца эту великую сказку, понимаешь иронию, заложенную
в названии “Премудрый пискарь”. Никакой он не премудрый, а жалкое,
неинтересное существо. Одно слово – обыватель.
|