Муса Джалиль
Муса Джалиль
Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю.
Муса Джалиль
Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей
Оренбургской губернии 2 (15) февраля 1906 года в небогатой
крестьянской семье.
Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с
детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках,
позднее работал приказчиком.
Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего
поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная,
полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому,
легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала
бесконечным терпением и стойкостью. Но не только нравственные основы
характера Мусы складывались под ее воздействием.
С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год
овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В
Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния»
– мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.
Весной 1919 года, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге
возникла комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается
в ряды Коммунистического Союза молодежи, рвется на фронт. Но в отряд
его не берут: маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой.
В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафино возникает
комсомольская ячейка. Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится
признанным вожаком сельской молодежи. Его выбирают членом волостного
комитета РКСМ, посылают делегатом на губернскую конференцию комсомола.
В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На
глазах Мусы умерли от голода два его братишек. Чтобы не быть семье в
тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной
детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел
что попало, ночевал где придется, воровал». Позднее с помощью одного
из сотрудников красноармейской газеты «Кызыл Юлдуз» (в ней были
напечатаны его первые стихи) Муса стал курсантом Оренбургской военно-
партийной школы, а затем – студентом ТИНО (Татарского института
народного образования), созданного на базе медресе «Хусаиния».
Бурное богатое событиями время способствовало идейному раннему
созреванию будущего поэта. В начале 1917 года одиннадцатилетний Муса
пишет стихотворение, в котором говорит о первой мировой войне как о
бессмысленной бойне, ежедневно уносящей тысячи жизней, и посылает его
в редакцию татарской газеты «Вакыт» («Время»). Стихотворение, конечно,
осталось ненапечатанным. Позднее Муса вернулся к нему, обличительный
пафос и подчеркнув свое сочувствие народным массам («На войне», 1920).
До нас дошло несколько толстых общих тетрадей 1918-1921 годов
со стихами, рассказами, пьесами Мусы и сделанными им записями народных
песен, сказок и легенд. Значительная часть стихотворений этого периода
осталась ненапечатанной при жизни поэта. Но и по ним можно получить
некоторое представление об этапах творческого возмужания Джалиля. Уже
с самых первых стихов чувствуется стихийный демократизм начинающего
автора. Выходец из низов, немало хлебнувший в своей жизни и горя, и
нужды, знающий цену куску хлеба насущного, на себе испытавший
презрительно-высокомерное отношение байских сынков к нему, сыну
старьевщика, лишь из милости взятому на казенный кошт в медресе, Муса
с искренним сочувствием относится к народу. Правда он еще не умеет
облечь свою мысль в плоть художественных образов и декларирует ее
прямо, в лоб:
Жизнь моя для народа, все силы ему,
Я хочу, чтоб и песня служила ему.
За народ свой я голову, может, сложу –
Собираюсь служить до могилы ему.
(«Слово поэта свободы»)
Обращают на себя внимание сами названия юношеских стихов
Джалиля: «Красное войско», «Красный праздник», «Красному знамени».
Поэт настолько часто употребляет эпитет «красный», что некоторые
исследователи называют первые годы творчества Джалиля «красным
периодом». Для этого периода характерны императивность, сжатость и
энергия стиха. Как правило, это страстные, публицистически заостренные
декларации.
На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел
несколько этапов. С некоторой долей условности их можно ограничить
следующими хронологическими рамками: ранний (1918-1923), путь к
зрелости (1924-1932), довоенный (1933-1940) и, наконец поэзия периода
Великой Отечественной войны (1941-1944).
Сам поэт не раз подчеркивал, что новый этап в его творчестве
начинается с 1924 года: «В годы рабфака в моем творчестве наметился
переворот. В 1924 году я стал писать совсем иначе».
В 1929 году поэт доработал поэму, сняв излишний мелодраматизм
некоторых сцен и эпизодов. С этого времени поэма печатается под
названием «Пройденные пути» (в русском переводе – «Минувшие годы»).
13 июля 1941 года поэт попал в формирующийся под Казанью
артиллерийский полк «конным разведчиком».
Написанное Джалилем в первые месяцы войны вошло в сборник
«Клятва артиллериста» (1942). Один из мотивов книги – верность
воинской клятве. Мысль эта в той или иной степени звучит почти в
каждом стихотворении.
Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942
года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса
пропал без вести.
В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след
подпольной группы. Муса Джалиль и несколько его товарищей были
арестованы.
Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых,
обжигающих своей подлинностью документов истории являются и
«Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Муса Джалиль погиб в тюрьме, замученный фашистами. Посмертно
ему было присвоено звание ГСС.
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной
войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной
лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль
навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его
именем назван город в нефтяных районах Татарии и центральный проспект
в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.
-----------------------
[pic]
|