рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Наречие как часть речи


Наречие как часть речи

Министерство образования Российской Федерации.

Московский государственный областной педагогический институт.

Байков Александр Владимирович

VI курс филфак заочное отделение, 1 группа

Контрольная работа

по методике преподавания русского языка.

Научный

руководитель:

Шипачева Л.А.

г.Орехово-Зуево 2003г.

Методическое обоснование конспекта по русскому языку.

1. Значение и место темы по разделу школьного курса.

Данный урок взаимосвязан с предыдущим уроком, на котором был

контрольный диктант по теме «Деепричастие». Было разобрано предложение, в

составе которого есть деепричастный оборот. Также он предшествует теме

следующего урока, на котором будет изучаться тема «Степени сравнения

наречий».

2. Анализ теоретического материала.

а) в основу урока положен параграф 116 «Теории». Все элементы урока

расположены последовательно. При объяснении нового материала используется

дедуктивный метод. Содержание теоретического материала разнообразно. В ходе

урока используются следующие понятия: «наречие», «деепричастный оборот»,

«средства связи в тексте» и др. На уроке проговаривается теория из

параграфа 116; формируется интерес к изучению предмета, даются

разноплановые задания;

б) содержание теоретического материала (понятие, термины, текст, статьи)

содержит правило. По способу выражения это правило содержит определенное

придаточное. По характеру выражения нормы это правило позитивное

(разрешающее). По количеству условий содержит 1 норму и 1 условие.

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак

действия.

2. Наречия не изменяются.

3. В предложении наречия чаще бывают обстоятельствами.

в) возможности формирования интереса к изучению русского языка из

материала статьи учебника. Мы можем выявить эти возможности. В данном

случае учащимся дается материал для наблюдения, это позволяет им

рассуждать, объяснять, комментировать языковые явления.

г) определение объема нового материала

|Ранее изученное |Новое |Повторение |

|1. Деепричастие как |Наречие – как часть речи.|Деепричастный оборот |

|особая форма глагола. | | |

|2. Деепричастие | | |

|совершенного вида. | | |

|3. Деепричастие | | |

|несовершенного вида. | | |

|4. Раздельное написание | | |

|НЕ с деепричастиями. | | |

|5. Морфологический разбор| | |

|деепричастия. | | |

д) Дидактический материал на данном уроке использовать не целесообразно,

т.к. при объяснении новой темы они как бы погружаются в глубь нее и не

всегда могут все осознать, тем более классы сейчас в современных школах, в

основном средние, дети мало читают, не обладают достаточным словарным

запасом.

3. Выбор метода, пути объяснения нового материала.

На данном уроке используется метод беседа.

а) степень сложности нового материала. Данная тема содержит достаточный

объем по изучению наречия и его правописания. Учащиеся ознакомлены с

наречием – как частью речи, смысловыми группами, степенями сравнения

наречий.

б) уровень подготовки учащихся оценивается как средний.

в) возрастные особенности. Данная тема изучается в средних классах школы.

4. Определение объема знаний и умений.

|Знания (что должны знать) |Умения и навыки (что должны уметь) |

|Формирование умения находить наречия в|Определять морфологические признаки |

|тексте. |наречий, определять их зависимость от |

| |других частей речи. |

5. Анализ упражнений по теме урока.

Упражнения учебника стилистически нейтральные, но последнее задание

(текст, через графопроектор) несет воспитательную нагрузку.

- для осознанного усвоения изучаемого в дидактическом материале применяется

метод рассуждения и объяснения;

- все задания имеют четкую формулировку, отсутствие неясности толкования и

содержит алгоритм выполнения.

– содержание учебного материала на различных этапах закрепления отражено в

системе упражнений.

в) формирование интересов учащихся к изучению русского языка проводится в

упражнениях, где даются тексты известных писателей.

г) статья не содержит дополнительного дидактического материала.

6. Составление системы упражнений по теме урока.

|Этап |Характер работы учителя и |Упражнения |Метод (прием) |

|закреплен|учащихся |учебника и |форма работы. |

|ия | |дополнительный | |

| | |дидактический | |

| | |материал | |

|1. |Индивидуальная работа | |Разбор сложного |

| |репродуктивного характера. | |предложения |

|2. |Коллективная работа | |Реконструирование |

7. Трудности усвоения нового материала.

|Трудности |Причины |Пути предупреждения и |

| | |устранения |

| Наречие – как часть |Усвоение нового |Проведение работы по |

|речи. |материала. |развитию речи, выполнение|

| | |упражнений по |

| | |реконструированию. |

8. Выбор форм и контроля знаний, умений, навыков учащихся на разных

этапах работы.

|Этап урока |Цели и задачи |Виды и формы контроля |

|а) Синтаксическая |Проверка усвоения |Фронтальный опрос, работа|

|пятиминутка |предыдущей темы |со статьей |

|б) объяснение нового |Развивать умение |Сообщение, метод беседы. |

|материала |анализировать изучаемое | |

| |правило | |

|в) закрепление |Закрепление умений | |

|пройденного материала |анализировать изучаемое | |

| |правило | |

|г) подведение итогов |Проверка усвоения |Ответы с места. |

|урока |изученного на уроке | |

|д) домашнее задание |Взаимосвязь изученного на|Текстовый контроль. |

| |уроке с последующим | |

| |материалом | |

9. Средства обучения

|Вид СО |Название СО |Этап урока |Цель применения |

|Учебное пособие | |Закрепление |Проверка ранее |

| | |пройденного |изученного |

| | |материала |материала |

|Графопроектор | |Закрепление |Развитие интереса |

| | |пройденного |к теме урока. |

| | |материала | |

10. Возможности использования межпредметных связей при изучении темы.

|Учебный предмет |Какие сведения |С какой целью |Форма (способ) |

|школьного курса |используются на |используются и на |применения на |

| |уроке русского |каком этапе урока |уроке русского |

| |языка | |языка |

|Литература |Для определения |Для развития |Отрывки из |

| |роли наречия в |связанной и устной|художественной |

| |тексте |речи |литературы |

| |используется | | |

| |отрывок из | | |

| |произведения | | |

| |И.Тургенева. | | |

Развернутый конспект урока русского языка в 7 классе.

Вариант урока «А» – объяснение нового материала.

ТЕМА: «Наречие – как часть речи».

Цели урока:

1. Образовательная: показать общее значение, морфологические признаки и

синтаксическую роль наречий; формирование умения находить наречия в

тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для

«живописания действия».

2. Развивающая: показать роль наречия как одного из средств связи

предложений в тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет

употребления в речи наречий.

3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к книгам, любви к

природе, уважение к русскому языку.

Оборудование урока, средства обучения:

1. Русский язык. Практика. Учебное пособие для 6-7 кл. общеобразовательных

учебных учреждений. Г.К. Лидман-Орлова. Научный редактор В.В. Бабайцева.

М. Просвещение , 1993г. 256с.

2. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных

учреждений. В.В. Бабайцева. М. Просвещение. 1993г. 256с.

3. Граф проектор.

4. Тетради, ручки, карандаш.

План урока.

|1) Организационный момент. |1 мин. |

|2) Синтаксическая пятиминутка |5 мин. |

|3) Объяснение нового материала (беседа) |15 мин. |

|4) Закрепление нового материала |15 мин. |

|5) Итог урока |2 мин. |

|6) Задание на дом |2 мин. |

Развернутый конспект урока.

|1.) Организационный момент. | |

|Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы изучи новую | |

|тему «Наречие – как часть реи». Также мы повторим постановку | |

|знаков препинания при деепричастных оборотах. Откройте тетради, | |

|запишите число и тему урока. (Ученики записывают). | |

|2.) Синтаксическая пятиминутка. | |

|Учитель: Урок мы начнем с синтаксической пятиминутки. Давайте |У доски |

|запишем на доске и в тетрадях предложение под диктовку и |работает 1 |

|произведем синтаксический разбор |ученик .В |

|Шел дождь, барабаня по крыше, и, нагоняя тоску, назойливо выл |случае |

|ветер в трубе. |ошибок его |

|Ученик: Данное предложение сложное, состоит из двух частей, |исправляет |

|соединенных союзом И, перед которым ставится запятая. Первая |учитель и |

|часть предложения осложнена деепричастным оборотом, выделяемого |ученики. |

|на письме с двух сторон запятыми. | |

|Учитель: Правильно. Разбери, пожалуйста, вторую часть как простое| |

|предложение. | |

|Ученик: Грамматическая основа – «ветер выл». Подлежащее «ветер» | |

|выражено существительным, сказуемое «выл» выражено глаголом. «Выл| |

|где?» – «в трубе», это обстоятельство, выраженное существительным| |

|с предлогом. «Выл как?» – «назойливо», это тоже обстоятельство, | |

|выраженное частью речи, обозначающей признак действия. | |

|Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, | |

|распространенное. | |

|3.) Объяснение нового материала. | |

|Учитель: Молодец. Садись. Ребята, обратите внимание на слово | |

|«назойливо». Это наречие. Как вы думаете, какова синтаксическая | |

|роль наречия в предложении? | |

|Ученик: Наречие является обстоятельством, так как отвечает на | |

|вопрос «как?». | |

|Учитель: Правильно. А теперь давайте запишем из предложений, | |

|записанных на доске, словосочетания с наречиями. Работаем в | |

|тетрадях и на доске. | |

|Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. Здесь мы довольно | |

|хорошо отдохнули. | |

|Ученик: Первое словосочетание «очень уютный» – зависимое слово- | |

|-наречие, оно обозначает признак признака, так как зависит от | |

|прилагательного. | |

|Второе словосочетание «отдохнули хорошо» – зависимое слово – | |

|наречие, обозначает признак действия, так как зависит от глагола.| |

| |Ученик |

|Третье словосочетание «довольно хорошо» - зависимое слово – |работает у |

|наречие, обозначает признак другого признака, так как зависит от |доски. |

|наречия. |Если ученик |

|Учитель: Молодец. Сделай вывод: к какими частям речи может |ошибается, |

|относится наречие, и что оно может обозначать? |учитель |

|Ученик: Наречие может относиться к прилагательному, глаголу и |прибегает к |

|наречию. И обозначает признак признака, действия или другого |помощи |

|признака. |класса. |

|Учитель: Правильно. Садись. А теперь давайте разберем, какие же | |

|морфологические признаки имеет наречие. Внимательно посмотрите на| |

|словосочетания, записанные на доске и сделайте соответствующие | |

|выводы. Кто готов отвечать? | |

|*Пел красиво, поют красиво, поешь красиво, писал, красиво выводя | |

|буквы | |

|очень красивый ситец |Словосочетан|

|красиво одетая девочка |ия записаны |

|очень красивого ситца |на доске |

|яйцо всмятку. |заранее. |

|Ученик: На основе данных словосочетаний можно сделать вывод, что | |

|наречие неизменяемая часть речи, так как остается неизменным | |

|независимо от того, с какими частями речи употребляется, может | |

|относиться к глаголу, деепричастию, причастию или | |

|существительному. Также наречие не имеетокончаний. | |

|Учитель: Правильно. А можно ли только по одному вопросу к наречию| |

|определить, что оно обозначает? | |

|Ученик: Нет. Необходимо знать от какого слова (части речи) | |

|задается вопрос к наречию. | |

|Учитель: Правильно. А теперь давайте вслух прочитаем параграф 116| |

|«Теории». | |

|Учитель: Скажите, чем отличается наречие от других частей речи? | |

|Ученик: Наречия не имеют рода, числа, падежа, времени, не | |

|склоняются и не спрягаются. | |

|Учитель: Правильно. А что общего у наречия и деепричастия? | |

|Ученик: Наречие, как деепричастие является обстоятельством и | |

|отвечает на вопрос «как?», а также не имеет окончания. | |

|Учитель: Правильно. А теперь давайте закрепим пройденное. | |

|4.) Закрепление пройденного материала. | |

|Учитель: Давайте выполним упр. №412 на доске и в тетрадях. |Читают |

|*1.Весна в этом году весьма ранняя. 2.Он говорил очень искренне. |вслух. |

|3.Спектакль всем крайне понравился. 4. Моя бабушка относится к | |

|хлебу чрезвычайно бережно. 5. Он умел слушать очень внимательно. | |

|Учитель: Хорошо. А какими становятся предложения благодаря |Фронтальная |

|использованию наречий? |работа При |

|Ученик: Они становятся более живыми, точными. |данном виде |

|Учитель: Хорошо. Садись. А теперь давайте прочитаем текст, |опроса |

|проецируемый через графопроектор. И подумаем, какова же роль |работает |

|наречий в тексте? |весь класс. |

|Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над | |

|нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась | |

|грудь, вдыхая тот особенный томительный запах – запах русской | |

|летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума.… Лишь | |

|изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая | |

|рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный |У доски |

|набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали. |работают |

|(И.Тургенев «Бежин луг». |сильные |

|Учитель: Какова же роль наречий в тексте? |ученики, |

|Ученик: Наречия дают более точное представление о месте и времени|твердо |

|действия. В данном тексте наречие «сладко» соединяет первое и |владеющие |

|второе предложения. Наречие «кругом» соединяет второе и третье |теорией. |

|предложения, то есть наречие – одно из средств связи в |Неточный |

|предложениях. |ответ |

|Учитель: Верно. Молодец. Теперь подведем итог урока. |исправляется|

|5.) Итог урока. |. |

|Учитель: Давайте ещё раз повторим то, что мы изучили о наречии. | |

| |Ученик |

| |читает вслух|

|6.) Домашнее задание. |текст, |

|Учитель: Запишите задание на дом: параграф 16 «теории», устно. |проецируемый|

|Упр.№413 письменно. Прочитайте задание, спросите, что вам не |через |

|совсем ясно. |графопроекто|

|Урок окончен. До свидания. |р. |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| |Один ученик |

| |проговаривае|

| |т теорию, |

| |пройденную |

| |на уроке. |

| |Учитель |

| |выставляет |

| |оценки. |

| |Все, кто не |

| |понял |

| |задание, |

| |задают |

| |вопросы. |

Приложение.

Число.

Классная работа.

Наречие как часть речи.

Синтаксическая пятиминутка.

Шел дождь, барабаня по крыше, нагоняя тоску, назойливо выл ветер в трубе.

Нагоняя тоску, назойливо выл ветер в трубе (прост., повест., невоскл.,

распр.).

Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо

отдохнули.

Очень уютный

отдохнули хорошо

довольно хорошо

1.Весна в этом году весьма ранняя.

2.Он говорил очень искренне.

3.Спектакль всем крайне понравился.

4. Моя бабушка относится к хлебу чрезвычайно бережно.

5. Он умел слушать очень внимательно.

Образец предварительной записи учитель на доске.

Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо

отдохнули.

Пел красиво, поют красиво, поешь красиво, красиво одетая девочка, очень

красивый ситец,

очень красивого ситца, яйцо всмятку.

ТСО (графопроектор).

Текст из произведения И. Тургенева.

Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со

всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот

особенный томительный запах – запах русской летней ночи. Кругом не

слышалось почти никакого шума.… Лишь изредка в близкой реке с внезапной

звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва

поколебленный набежавшей волной.… Одни огоньки тихонько потрескивали.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты