рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич


НЕКРАСОВ Николай Алексеевич

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич

[28.11 (10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой

области,—27.12.1877(8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный

деятель. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе

Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал

крестьянскую жизнь. В 1832—37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно

пытался поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался

вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного

столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещё

незрелых стихов “Мечты и звуки”, встреченный суровой рецензией В. Г.

Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером,

Некрасов дал себе слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную

литературно-журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”,

— вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы,

театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене

Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал

сотрудничать в театральном журнале “Пантеон ...”, с 1841— в “Литературной

газете” и “Отечественных записках”. В 1842— 1843 сблизился с Белинским и

его кружком. Осознав необходимость покончить с “литературной подёнщиной”

(хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк

“Петербургские углы”, 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал

как “поворот к правде”; он примкнул к натуральной школе. Его стихи

наполнились социальным содержанием (“В дороге”, “Родина”). В критических

статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником

Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант

Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в

“Современнике”; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел

многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это

время были опубликованы романы “ с продолжением” (“Три страны света”,

1848—49, и “Мёртвое озеро”, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала

женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в

главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим

настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов

поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову.

Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого

обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри

редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой

литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; “...все

симпатии его были на стороне Чернышевского”,— указывал В. И. Ленин (Полн.

собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и

тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал

возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и

критики. “Только благодаря его великому уму,— вспоминал Чернышевский,—

высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел

возможность писать, как я писал” (Полн. собр. соч., т. 15, 1950, с. 793).

На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасова как народного поэта,

сатирика, обличителя “верхов”, заступника угнетённой деревни. Идейное

общение с “новыми людьми” в “Современнике” помогло окончательно сложиться

его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной

мыслью (“Поэт и гражданин”, “Размышления у парадного подъезда”, “Песня

Ерёмушке”, “О погоде”, “Плач детей”). В 1856 вышел сборник Некрасова

“Стихотворения”, воспринятый как манифест передовой русской литературы,

открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В

годы революционной ситуации 1859— 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема

деревни. Его стихи (“Дума”, Похороны”, “Калистрат”) и поэмы (“Крестьянские

дети”, 1861; “Коробейники”, 1861; “Мороз, Красный нос”, 1863) согреты

неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно

вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой

молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом.

Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и

журналу “грозил неумолимый рок”, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную

попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н.

Муравьёва. Это была ошибка (“звук неверный”), в которой поэт горько

раскаивался до последних дней жизни (“Прости меня, о родина! прости!...”).

В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки “Отечественные записки”. Он

опубликовал здесь главы поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, поэмы о

декабристах —“Дедушка” (1870) и “Русские женщины” (1872—73), сатиру

“Современники” (1875—76). В этих произведениях (они появились в печати с

большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены

важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного

народничества, начиналось “хождение в народ”. Некрасов стремился поддержать

дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал

к подвигу (“Сеятелям”, 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни

Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в

общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время

он создал “последние песни”, в которых с прежней поэтической силой говорил

об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей “музе”:

“Сестра народа — и моя”. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего

монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации.

От имени общества “Земля и воля” выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной

была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С.

Пушкиным.

Поэзия Некрасова, подготовленная предшествующим развитием русской

литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя,

отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к

освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди

русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но

отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком.

“Я лиру посвятил народу своему”,— сказал он в конце жизни. Тема народа,

крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров,

новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова - от

ранних стихотворений “Тройка” и “Родина” до больших эпических поэм, до

предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова,

не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской

нищеты и горя (“Размышления у парадного подъезда”, “Орина, мать

солдатская”, “Пир на весь мир”) и никто не увидел столько светлых сторон в

жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья,

Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был

далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение,

пассивность большей частью крестьянства (“Чем хуже был бы твой удел, когда

б ты менее терпел”?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими

картинами некрасовской деревни:

“Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!”.

Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Некрасов. В

“Железной дороге” (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей

прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской

лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга

перед народом (“Рыцарь на час”, 1860). Темы любви и природы окрашены в его

стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю,

носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова,

Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической

патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова;

эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — “Княгиня

Волконская”, “Княгиня Трубецкая”. В этих исторических поэмах события

прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными

народническими идеалами 70-х гг. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1866—76)

увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия

народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой

социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства.

Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором

воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала

свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя

огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и

поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь

в едином художественном сплаве.

Важнейшая черта творчества Некрасова — его сатирическая направленность.

Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных

лицемеров в ранних стихах (“Современная ода”, “Колыбельная песня”)

переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-

помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати

(“Газетная”, “Песни о свободном слове”, “Суд”). Позднее созданы такие

шедевры русской сатиры, как поэма “Недавнее время” (1871) и “Современники”

(1875 — 1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и

бюрократов, изображённых со щедринской силой.

Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство

народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые

стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность

и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала

благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем

советской поэзии.

Многие стихи Некрасова ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые

поются доныне (“Коробушка”, “Меж высоких хлебов...” и других). Русские

композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский

(“Калистрат”, “Песня Ерёмушке”), Ц.А. Кюи (“Молодые”, “Сват и жених”,

“Внимая ужасам войны”, “Катерина”), С.И. Танеев (“Бьётся сердце

беспокойное”).

Марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) ещё в дореволюционные

годы начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917

проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по

восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых царской

цензурой.

Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Некрасова в Санкт-

Петербурге (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с

1947).



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты