рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир


Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Сочинение.

"Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

И чем более я размышляю, тем более две

вещи наполняют душу мою все новым

удивлением и нарастающим благоговением:

звездное небо надо мной и нравственный

закон во мне.

И. Кант

План.

I. Мое понимание нравственного идеала.

II. Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

1. Центральная идея романа.

2. Духовные искания Пьера Безухова.

3. Духовные искания князя Андрея.

4. Любовь – неотъемлемая часть характера Наташи Ростовой.

III. Мысль народная в романе.

Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас

поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего,

никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает

как данное, что убийство – это плохо, а помощь ближнему – хорошо. Добро, по-

моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает

его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе

представления каждого человека – так называемый нравственный идеал, достичь

который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном

совершенстве – его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий

соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет

приближаться к нравственному идеалу.

Вопросы о добре и зле – вечные вопросы философии – не могли не найти

отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", раскрывающем нашему

взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако

Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о

нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными,

так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как

противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и

понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую,

лучшую" любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь:

"Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и

это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение

самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее

всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий".

К таким выводам приходит Пьер Безухов – один из любимых героев Л.Н.

Толстого, – точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли".

Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер

обретает иную, духовную:

"Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня?

Меня? Меня – мою бессмертную душу!"

"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с

самим собою … он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии

светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в

романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания

обманули его". Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот,

каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный

внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по

ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои

предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и

самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные

потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только

подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным

событием в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с Платоном

Каратаевым – таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев

– "олицетворение всего русского, доброго и круглого". "Он любил и любовно

жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с

известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его

глазами". Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, –

вот что перенял Пьер у Платона Каратаева.

Другой любимый герой Л.Н. Толстого – Андрей Болконский – так же как и

Пьер приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его

характера – гордость – одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь

его – постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу.

Но желание славы для князя Андрея – желание любви людской. Князь Андрей так

же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская

жизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с

Наташей, Отечественная война – все они имели свое влияние на князя Андрея.

Но прежде чем прийти к "правильному" мироощущению ему приходится пережить

ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение в

Бородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становится

переломным моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина – своего

врага, – которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства

ненависти. Впоследствии он осознает, что, умирая, он "увидал врага своего и

все-таки полюбил его". Он "испытал то чувство любви, которая есть самая

сущность души и для которой не нужно предмета".

"Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех

его проявлениях", – вот тот истинно христианский тезис, к которому автор

приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова – самый яркий женский

образ романа – всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к

окружающему миру – ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н.Толстой, скорее, не

ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.

В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н.Толстой сближает

любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище "наш

князь", данное ему солдатами полка. Наташа "умела понять все то, что было …

во всяком русском человеке". А Пьер, попав в плен, отказался переходить в

офицерский балаган и остался в солдатском, где все те качества, так

мешавшие ему в свете: "сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и

простота" – "давали ему положение почти героя". В эпилоге Пьер говорит: "Мы

только для того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей

безопасности". Здесь мысль народная выходит на высшую ступень –

общечеловеческую. Пьер чувствует себя ответственным за устройство мира, за

благополучие каждого человека. Он считает, что защитники добра должны

объединиться, чтобы противостоять силам зла.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты