рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Оноре Де Бальзак


Оноре Де Бальзак

Сообщение по литературе

Оноре де Бальзак

Подготовил

Ученик 9 класса «В»

Тверской гимназии №44

Балён Роман

г. Тверь

2003 г.

Оноре де Бальзак (1799-1850)

Оноре де Бальзак (1799-1850), французский писатель. Эпопея «Человеческая

комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими

персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-31),

«Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-35), «Цезарь Биротто» (1837),

«Утраченные иллюзии» (1837-43), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака —

грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.

* * *

Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799, умер 18 августа 1850, французский

писатель.

Происхождение

Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (впоследствии изменивший фамилию на

Бальзак), выходец из богатой крестьянской семьи, — служил по ведомству

военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже

1830-х гг. стал возводить свое происхождение к дворянскому роду Бальзак

д'Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку «де».

Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему; младший брат

писателя Анри, «любимчик» матери, был побочным сыном владельца соседнего

замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к

проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю очередь атмосферой,

царившей в его семье.

Биография

В 1807-13 Бальзак — пансионер коллежа в городе Вандом; впечатления этого

периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу

одноклассников) отразились в философском романе «Луи Ламбер» (1832-35). В

1816-19 он учится в Школе права и служит клерком в конторе парижского

стряпчего, но затем отказывается от продолжения юридической карьеры. 1820-

29 — годы поисков себя в литературе. Бальзак выпускает под разными

псевдонимами остросюжетные романы, сочиняет нравоописательные «кодексы»

светского поведения. Период анонимного творчества кончается в 1829, когда

выходит в свет роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». В то же время

Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые,

начиная с 1830, издаются выпусками под общим названием «Сцены частной

жизни». Эти сборники, а также философский роман «Шагреневая кожа» (1831)

приносят Бальзаку громкую славу. Особенно популярен писатель среди женщин,

благодарных ему за проникновение в их психологию (в этом Бальзаку помогла

его первая возлюбленная, замужняя женщина старше его на 22 года, Лора де

Берни). Бальзак получает от читательниц восторженные письма; одной из таких

корреспонденток, написавшей ему в 1832 письмо за подписью «Иностранка»,

была польская графиня, российская подданная Эвелина Ганская (урожденная

Ржевуская), через 18 лет ставшая его женой Несмотря на огромный успех,

которым пользовались романы Бальзака 1830-40-х гг., жизнь его не была

спокойной. Необходимость расплатиться с долгами требовала интенсивной

работы; то и дело Бальзак затевал авантюры коммерческого толка: отправлялся

на Сардинию, надеясь купить там по дешевке серебряный рудник, покупал

загородный дом, на содержание которого у него не хватало денег, дважды

основывал периодические издания, не имевшие коммерческого успеха. Умер

Бальзак через полгода после того, как сбылась его главная мечта, и он

наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.

«Человеческая комедия». Эстетика

В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных новелл в «старо

французском» духе «Озорные рассказы» (1832-37), несколько пьес и огромное

количество публицистических статей, однако главное его создание —

«Человеческая комедия». Объединять свои романы и повести в циклы Бальзак

начал еще в 1834. В 1842 он начинает выпускать под названием «Человеческая

комедия» собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы: «Этюды

о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Объединяют все

произведения не только «сквозные» герои, но и оригинальная концепция мира и

человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э. Жоффруа Сент-

Илера), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от друга

внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью описать

социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями и

различием характеров; каждым из людей правит определенная идея, страсть.

Бальзак был убежден, что идеи — это материальные силы, своеобразные флюиды,

не менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может

поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его

положение благоприятно. История всех главных бальзаковских героев — это

история столкновения владеющей ими страсти с социальной действительностью.

Бальзак — апологет воли; только если у человека есть воля, его идеи

становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что противоборство

эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак уповает на семью и

монархию — социальные установления, цементирующие общество.

«Человеческая комедия». Темы, сюжеты, герои

Борьба индивидуальной воли с обстоятельствами или другой, столь же

сильной страстью, составляют сюжетную основу всех наиболее значительных

произведений Бальзака. «Шагреневая кожа» (1831) — роман о том, как

эгоистическая воля человека (материализованная в куске кожи, уменьшающемся

от каждого исполненного желания) пожирает его жизнь. «Поиски Абсолюта»

(1834) — роман о поисках философского камня, в жертву которым

естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное. «Отец Горио»

(1835) — роман об отцовской любви, «Евгения Гранде» (1833) — о любви к

золоту, «Кузина Бетта» (1846) — о силе мести, уничтожающей все вокруг.

Роман «Тридцатилетняя женщина» (1831-34) — о любви, ставшей уделом зрелой

женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом

сознании понятие «женщина бальзаковского возраста»).

В обществе, каким его видит и изображает Бальзак, добиваются исполнения

своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, сквозной персонаж,

впервые появляющийся в романе «Отец Горио»), либо люди, одушевленные

любовью к ближнему (главные герои романов «Сельский врач», 1833, «Сельский

священник», 1839); люди слабые, безвольные, такие, как герой романов

«Утраченные иллюзии» (1837-43) и «Блеск и нищета куртизанок» (1838-47)

Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.

Французская эпопея 19 в.

Каждое произведение Бальзака — это своеобразная «энциклопедия» того или

иного сословия, той или иной профессии: «История величия и падения Цезаря

Биротто» (1837) — роман о торговле; «Прославленный Годиссар» (1833) —

новелла о рекламе; «Утраченные иллюзии» — роман о журналистике; «Банкирский

дом Нусингена» (1838) — роман о финансовых аферах.

Бальзак нарисовал в «Человеческой комедии» обширную панораму всех сторон

французской жизни, всех слоев общества (так, в «Этюды о нравах» вошли

«сцены» частной, провинциальной, парижской, политической, военной и

сельской жизни), на основании чего позднейшие исследователи начали

причислять его творчество к реализму. Однако для самого Бальзака важнее

была апология воли и сильной личности, сближавшая его творчество с

романтизмом.

-----------------------

[pic]



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты