рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч


Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч

Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч».

Мастерство Чехова - рассказчика особенно проявляется в композиции

«Ионыча»

Композиция рассказа подчиняется одной общей цели — показать постепенное

духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни

героя и целого города на протяжении нескольких страниц? Чехов добивается

этого следующими художественными средствами.

Прежде всего постепенно и незаметно упрощается композиционно-сюжетная

линия рассказа. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по

мере развития сюжета исчезают. Автор искусно ставит это в связь с эволюцией

образа героя. Пока Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся,

мечтал, вёл споры и разговаривал с окружающими. Для характеристики его

настроений нужен был и пейзаж лунной ночи, тонко передающий очарование

любви, переживаемой героем, и диалоги, обрисовывающие гамму его

переживаний. По мере того как круг интересов Старцева суживается, яркие

краски из его жизни исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого

обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении.

Так как, по словам Чехова, «беллетристика должна укладываться сразу, в

секунду», автор, изображая многолетний процесс морального падения героя,

расставляет на жизненном пути героя только основные вехи. Мы узнаём, что

первое путешествие в город Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре

лошадей и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером на

козлах, который кричит: «Пррава держи!» Промежуток между этими вехами автор

не заполняет ничем, да это и не нужно: рост материального благополучия и

огрубения героя обрисован уже предельно выразительно несколькими

характерными штрихами.

Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную

особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события,

автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную

атмосферу этого города. Достигается это следующим художественным приёмом:

автор знакомит нас с «самой образованной и талантливой семьёй» в городе —

семьёй Туркиных. Чехов трижды даёт описание жизни этой семьи, каждый раз

упрощая и сокращая описания. Внешне красивая, жизнь Туркиных оказывается до

ужаса монотонной: Туркина всё пишет бездарные романы, незадачливая дочь её

играет на рояле, а Туркин продолжает дёшево оригинальничать и плоско

острить. Но «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то

каков же должен быть город!» — восклицает читатель вместе со Старцевым.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты