Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч
Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч
Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч».
Мастерство Чехова - рассказчика особенно проявляется в композиции
«Ионыча»
Композиция рассказа подчиняется одной общей цели — показать постепенное
духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни
героя и целого города на протяжении нескольких страниц? Чехов добивается
этого следующими художественными средствами.
Прежде всего постепенно и незаметно упрощается композиционно-сюжетная
линия рассказа. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по
мере развития сюжета исчезают. Автор искусно ставит это в связь с эволюцией
образа героя. Пока Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся,
мечтал, вёл споры и разговаривал с окружающими. Для характеристики его
настроений нужен был и пейзаж лунной ночи, тонко передающий очарование
любви, переживаемой героем, и диалоги, обрисовывающие гамму его
переживаний. По мере того как круг интересов Старцева суживается, яркие
краски из его жизни исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого
обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении.
Так как, по словам Чехова, «беллетристика должна укладываться сразу, в
секунду», автор, изображая многолетний процесс морального падения героя,
расставляет на жизненном пути героя только основные вехи. Мы узнаём, что
первое путешествие в город Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре
лошадей и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером на
козлах, который кричит: «Пррава держи!» Промежуток между этими вехами автор
не заполняет ничем, да это и не нужно: рост материального благополучия и
огрубения героя обрисован уже предельно выразительно несколькими
характерными штрихами.
Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную
особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события,
автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную
атмосферу этого города. Достигается это следующим художественным приёмом:
автор знакомит нас с «самой образованной и талантливой семьёй» в городе —
семьёй Туркиных. Чехов трижды даёт описание жизни этой семьи, каждый раз
упрощая и сокращая описания. Внешне красивая, жизнь Туркиных оказывается до
ужаса монотонной: Туркина всё пишет бездарные романы, незадачливая дочь её
играет на рояле, а Туркин продолжает дёшево оригинальничать и плоско
острить. Но «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то
каков же должен быть город!» — восклицает читатель вместе со Старцевым.
|