рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Поиски истины по роману Булгакова Мастер и Маргарита


Поиски истины по роману Булгакова Мастер и Маргарита

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя

общеобразовательная школа № 1 с. Некрасовка Хабаровского района, края.

ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ СОЧИНЕНИЕ

на тему:

Поиски истины по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Выполнила: ученица 11 кл. «Б»

Тихоньких Елена

Проверила: Лебедикова Л. Ю.

2001 год

Без истины трудно

жить

А.

Платонов

Истина… Какое глубокое и емкое слово. Стараясь осмыслить его, мы говорим

«истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому

человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих

поколений, свойственен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые,

считающие себя ответственными за все происходящее на земле, всю жизнь

старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий

мир.

В поисках истины провел свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя

каждый прожитый час. Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский,

отыскивая в истине пути совершенствования души человека.

Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала

религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек

обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-

религиозные искания для людей творческих – это знак, которым отмечены их

творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг.

Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны. Именно они

помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его

глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и

отвечать за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности и

наказания становятся главными проблемами романа.

Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов Берлиоза

и Бездомного с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они

спорят о том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза о невозможности

существования Бога Воланд возражает:

«Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?».

Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос:

«Сам человек и управляет».

Но развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот тезис,

раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей. Например, нелепая

смерть Берлиоза. А если жизнь человека действительно зависит от

случайностей, то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в

этом хаотическом мире?

Этот вопрос и становится главным в романе. Ответ на него читатель

находит в «евангельских» главах, где автор размышляет об ответственности

человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор

человеческих путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и

бесчеловечности.

«В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий

Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого

человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего

философа. В душе Понтий Пилат осознает, что Иешуа не виновен. Но Михаил

Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет

права руководствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат – сильный

человек, и он понимает, что может выжить и преуспеть, оставаясь рабом и

слугой кесаря. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на

смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает:

«Погибли!» Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как

свободная личность. Но в споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и

добре побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не отказывается

от своих убеждений, оставаясь истинно свободным.

Иешуа у Булгакова – обычный смертный человек, проницательный и наивный,

мудрый и простодушный, но он – воплощение чистой идеи, провоз вестник новых

человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут изменить идее добра,

милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет

«власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание

доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно

наступит.

В романе Михаила Булгакова Иешуа – прообраз Христа, но это не

Богочеловек, а Тот, Кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель

вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к

добру, любви, милосердию.

Но в мире булгаковского романа появляется и Сатана-Воланд со своей

свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический

взгляд Воланда на окружающее близок автору. Воланд вглядывается в людей и

окружающий мир, стараясь выявить в них несовершенное. Он высмеивает,

уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра,

изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд и

свита остается в Москве, но спадает покров серой повседневности, и человек

предстает перед нами в своей наготе:

«Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество

любит деньги. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в

их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный

вопрос только испортил их…».

Внешне же люди сильно изменились, как и сам город.

Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и

добра.

Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но

разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены – мнимые: Степа

Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове. Так

все видящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет

человеческую природу. Именно эти страницы романа заставляют читателя

задуматься над вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем

непредсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни и можно ли изменить

этот мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую

историю Мастера и Маргариты.

Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а

следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую

истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман Мастера,

мы понимаем, почему «Рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул

человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки

тем, кто не хочет с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь служитель

истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства,

от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа,

сжигает его.

Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает

обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера:

«Я погибаю вместе с тобой».

Она идет на самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так Маргарита

сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.

Прочитан роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»… Но я

еще долго размышляю над тем, что человеческую судьбу и сам исторический

процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам

добра и красоты. Так что же такое истина по Булгакову? Истина – это

ответственность человека за все добро и зло, которые совершаются на земле,

это собственный выбор жизненных путей. Истина – это всепобеждающая сила

любви и творчества, возносящая душу к высотам настоящей человечности.

PS. Это сочинение выполнила медалистка закончившая в 2001 году школу с

серебряной медалью. Сочинение сдавалось в РОНО Хабаровского района. Оценка

«ОТЛИЧНО»



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты