рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Просвещение, наука, педагогика в понимании персонажей комедии Горе от ума


Просвещение, наука, педагогика в понимании персонажей комедии Горе от ума

Просвещение, наука, педагогика в понимании персонажей комедии «Горе от

ума».

Н.Шмелева.

После войны 1812 года российское общество переживало небывалый

патриотический подъем, породивший большие ожидания со стороны прогрессивных

дворян и, в конечном итоге, приведший к расколу российского дворянства на

два лагеря: консерваторов и реформатов. Консерваторы не желали перемен и

были вполне удовлетворены старыми порядками. Прогрессивные дворяне

осознавали необходимость либеральных реформ. Грибоедова, конечно, волновало

противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивно

настроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов,

он написал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского

общества первой четверти XIX века. Одной из таких проблем является

проблема, связанная с вопросами просвещения, науки, педагогики.

Консервативное дворянство, представленное в комедии фамусовским

обществом, негативно относится к любому образованию, и домашнему, и в

учебных заведениях.

По поводу воспитания дочери Фамусов говорит, что не надобно

другого образца, когда в глазах пример отца». Он не видит смысла в том,

чтоб нанимать воспитателей и гувернеров и возмущается, что многие дворяне

берут «побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить,

всему – и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!» Несмотря на это он все

же сумел « принанять в мадам Розье вторую мать». Однако очевидно Фамусов

очень мало ей платил, экономя на воспитании дочери, так как «за лишних в

год пятьсот рублей» гувернантка ушла к другим. Сам Фамусов не очень

образован, от русских книг ему «больно спится». Он очень негативно

относится к просвещению, считая ученье – «чумой», а ученость – причиной

сумасшествия. Он не одинок, Хлестова говорит, что «и впрямь с ума сойдешь

от этих от одних от пансионов, школ, лицеев…». Фамусов предлагает «собрать

все книги бы да сжечь». Загорецкий настроен менее радикально, он предлагает

избавиться от басен, так как в них «насмешки вечные над львами, над

орлами!» Консервативное дворянство не устраивают существующие

педагогические методы. Фамусовское окружение демонстрирует желание ввести

систему муштры в школах. Эту идею высказывает Скалозуб, говоря о том, что

якобы « будут учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так, для больших

оказий». Ученье представляется «веку минувшему» не только не нужным, но и

опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что

в педагогическом институте профессоры «упражняются в расколах и безверьи».

Фамусовское общество очень негативно относится к наукам. Чацкий замечает,

что стоит какому-нибудь «врагу исканий» заняться наукой, «они тотчас –

разбой! пожар!». Тугоуховская с возмущением рассказывает про своего

племянника, который химию и ботанику предпочел деланию карьеры.

Представители фамусовское общество очень невежественно, интеллектуально

ограничено. Например, княжны Тугоуховские разговаривают только о моде.

Графиня бабушка путает слова «фармазон» и «франкмасон».

Чацкий, в отличие от представителей «века минувшего» является

образованным человеком. Фамусов говорит о нем, что он «славно пишет,

переводит» и «говорит как пишет». Он с иронией говорит о « том чахоточном»,

который служил в «ученом комитете» и «с криком требовал присяг, чтоб

грамоте никто не знал и не учился». Говоря о домашнем обучении, он

возмущается тем, что многие дворяне « хлопочут набирать учителей полки

числом поболее, ценою подешевле». Он с иронией говорит о своем менторе, все

«признаки учености» которого сводились к «колпаку, халату, персту

указательному». В комедии «Горе от ума» показаны и единомышленники Чацкого,

например, двоюродный брат Скалозуба удивил свою родню тем, что «чин

следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать».

Итак, в комедии показаны две диаметрально противоположенные позиции по

вопросам, связанным с просвещением, наукой и педагогикой. Представители

фамусовского общества являются мракобесами, в то время как Чацкий и его

сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют высокую степень

образованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов отразил

реальную ситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти XIX

века.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты