рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Путь среди революций (Блок-лирик и его современники)


Путь среди революций (Блок-лирик и его современники)

Реферат:

«ПУТЬ СРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ»

(БЛОК-ЛИРИК И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)

Выполнил: Матвеев Ф

Проверила: Понамарёва Т.И.

План:

1) Влияние рев. 1905 г. на творчество Блока.

2) Духовное развитие Блока.

3) Блоковедение 20-ых годов.

Цель реферата: Показать творчество Блока во время рев . 1905 г и

после.

В общественном и духовном развитии Блока огромную роль сыграли

революционные события 1905 г.; соответственно они имели необычайно

важное значение в становлении и утверждении зрелой лирической системы

поэта. Уже в советскую пору, при подготовке нового собрания сочинений,

осмысляя внутреннюю логику своей духовно-жизненной и художественной

эволюции, Блок писал: «Если удастся издать — пусть будут все четыре томика

— одной толщины, и в них — одно лучше, другое хуже, а третье и вовсе без

значения, без окружающего. Но какое освобождение и какая полнота жизни

(насколько доступна была она): вот—я—до 1917 года, путь среди революций;

верный путь» (дневниковая запись от 7 января 1919 г.). Наиболее емкой,

точной и содержательной формулой единства творческой судьбы поэта в его

собственном определении оказывается —«путь среди революций»;ощущение

внутренней связи с революционным развитием общества дает максимальную

духовную удовлетворенность —«освобождение»; в высшей степени характерно

также для Блока, что это же ощущение является «полнотой жизни». Рубеж 1905

года был для Блока всегда глубоко знаменательным поворотом. И в самую ту

пору, и в особенности — когда события миновали, они всегда представлялись

Блоку стихийным общественным взрывом, заново трагически определившим

жизненную и творческую судьбу: «...лиловые миры первой революции захватили

нас и вовлекли в водоворот... За миновавшей вьюгой открылась железная

пустота дня, продолжавшего, однако, грозить новой вьюгой, таить в себе

обещания ее. Таковы были междуреволюционные годы, утомившие и истрепавшие

душу и тело» (дневниковая запись от 15 августа 1917 г., 300). Вторым и еще

более значимым, определяющим трагедийным взрывом, внутренне связанным с

первым, оказываются события 1917 г.: «Теперь—опять налетевший шквал...».

Закономерность творческого движения устанавливается самим поэтом именно в

органических соотношениях с этими двумя «шквалами», все определяющими.

Люди, хорошо знавшие Блока или постоянно с ним соприкасавшиеся,

утверждали, что он несколько изменился и как человек во время самих событий

1905 г., иным стал его подход к жизни, к людям. Так, учившийся с Блоком на

славяно-русском отделении филологического факультета Петербургского

университета В. Е. Евгеньев-Максимов вспоминал в личных беседах о

подчеркнутой отчужденности Блока-студента (в пору до 1905 г.) от

студенческой среды. А М. А. Бекетова рассказывает о возникшем у Блока во

время революции остром интересе к окружающему, к тому, что происходит в

стране. Встречавшийся с Блоком в январские дни 1905 г. Андрей Белый в своих

первых (относительно наиболее правдивых) воспоминаниях о поэте сообщает о

столкновениях Блока с отчимом — гвардейским офицером, вынужденным

участвовать в действиях властей в это время. Обобщенно об изменениях,

произошедших в Блоке-человеке, М. А. Бекетова писала так: «С этой зимы

равнодушие Александра Александровича к окружающей жизни сменилось живым

интересом ко всему происходящему». Следует понимать, что под «окружающей

жизнью» тут подразумеваются общественные, социальные события; личный и

творческий интерес к жизни и людям у Блока — большого поэта и человека —

был с первых шагов в искусстве.

Для верного понимания эволюции поэта важно не путать эти две стороны

блоковского отношения к действительности. Само собой разумеется, реально

они взаимосвязаны, но трудность развития Блока в том-то и состоит, что на

разных этапах своей эволюции он несколько по-разному представляет себе их

соотношение. В литературе о Блоке и посейчас можно встретить утверждения,

сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. «не знал жизни», а после революции

вдруг «узнал» ее. На деле возникающие здесь проблемы сложнее. Представление

о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности Блок вырабатывал

на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно, вне соотношения

с эволюцией поэта понимаемые суждения его на эти темы могут подать повод и

для утверждений типа «не знал — узнал». Сравнивая подход живописца и

современного писателя к своему жизненному материалу. Блок писал в статье

1905 г.:«Искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к

реальной природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нет сил

выбраться писателю» . Игнорируя поэзию раннего Блока, можно сделать вывод

из этих слов, что Блок только сейчас задумался о преимуществе «красок и

линий» над схемами. На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия,

существовавшая и ранее. То, что Блок сталкивает «схемы» с «красками и

линиями»,— говорит о кризисе мировоззрения. Открыто признается

неудовлетворительность обобщающих творческих принципов, и суть именно в

этом: «Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в

лаборатории слов». Блок и раньше сомневался в применимости, пригодности

«схем и абстракций» для художественного обобщения эмоционально-жизненного

материала—еще в 1902 г. он признавался: «Я уже никому не верю, ни

Соловьеву, ни Мережковскому». Суть у Блока— если воспринимать все это в

единстве его эволюции — не в механическом противопоставлении «природного» и

идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении кризиса.

Вульгарно-социологический подход возможную проппоречивость, кризисность

решительно вменяет в вину самому художнику. Тем самым отстраняется вопрос и

противоречиях действительности, о движении художника имеете с ними. Поэтому

отпадает и проблема изменений, появления нового идейного качества в

искусстве. Существенные изменения происходят и в мировоззрении, и it

творчестве Блока непосредственно в месяцы и годы небывалых событий в

стране. Духовному развитию Блока к тот период, несомненно, свойственна

противоречивость. Наглядно ясно и неоспоримо то, что Блок выходит из

своеобразного «лирического оцепенения», замкнутости в кругу философских

созерцаний и лирических переживаний, в котором он пребывал до этих событий.

Примечательно, однако, то, что сами события общественно-политического плана

становятся предметом поэтических раздумий и лирических переживаний — какова

бы ни была мера понимания их. Подводя некоторый итог пережитому и эти

бурные месяцы, в письме к отцу от 30 декабря 1905 г. Блок говорит, что его

отношение к «освободительному движению» выражалось «одно время даже в

сочувствии социал-демократам» ,— но тут же поясняет, что от подобных

крайностей он все больше отходит и в плане непосредственно политическом

готов одобрить деятельность «умеренных партий». Характерно блоковское

пояснение к этому признанию: «умеренные партии», с точки зрения Блока,

годятся «разумеется, не для жизни, и для «государственной думы» и т. п.».

Ненависть к разного рода либеральным программам была одной из наиболее

органических черт духовного облика Блока. Поэтому-то либеральные идеи

совершенно не устраивают его «для жизни»— Блоку-человеку они абсолютно

чужды. Гораздо притягательнее для него непосредственная революционная

действенность. В письме признается вместе с тем, что у него проходит и это,

более ему по-человечески свойственное, непосредственное увлечение

революцией. Блок поясняет, что если он и отходит от прямого увлечения

революцией, то не потому, что не видит смысла в революционной деятельности,

«а просто по природе, качеству и теме душевных переживаний». Тут видны и

слабые, и сильные стороны блоковской оценки для себя опыта общественных

событий. Отстранение от себя и своих поэтических переживаний либеральных

программ говорит о здоровых социальных влечениях художника; в попытке же

расположить поэтические искания где-то рядом с общественными отношениями и

их социально-ролитическими переломлениями, как-то разделить их,-

сказывается мировоззренческая неясность, незрелость поэта.

Примечательно то, что в начальную пору советского блоковедения, в 20-е

годы, когда вообще социальные истолкования искусства часто были несколько

упрощенными, все-таки исследователи не склонны были усматривать в стихах

Блока о первой революции только лишь ошибки и заблуждения. Гражданский и

поэтический подвиг Блока в эпоху новой революции еще был актуальной

современностью в 20-е годы; духовный опыт современников поэта не допускал

возможностей видеть в его прежнем творчестве специальные маскировочные

действия по сокрытию буржуазной сущности автора. И. Машбиц-Веров в свое

время писал: «...у Блока есть также исключительно ценные стихотворения,

посвященные революции 1905 года. Первую революцию поэт приветствовал

прекрасными и восторженными песнями. И зная эту раннюю революционную поэзию

Блока, по-иному воспринимаешь «Двенадцать» и «Скифы»: они оказываются

органическим продолжением революционного творчества поэта». ' Ценно в

такого рода суждениях стремление выделить положительные начала в эволюции

поэта; без этого невозможна научная постановка вопроса — одностороннее

собирание промахов и ошибок писателя представляет собой «проработку». При

«проработке» же исключается соотнесение блоковского «пути среди революций»

с русской действительностью, русской жизнью начала века. Видеть

закономерность в пути поэта среди революций, само собой разумеется, не

означает игнорирования противоречий этого пути: напротив, только так вопрос

о противоречивости становится на реальную почву. Упрощенность ранних

трактовок поэзии Блока и состоит в некоторой прямолинейности,

недостаточности проникновения в специфические трудности блоковского

развития, его противоречия. Мы видели выше конкретное проявление общей

идейно-творческой незрелости Блока — стремление отделить свои

непосредственные интересы лирического поэта, от общественной жизни, ставя

их рядом (но не противопоставляя их!). Естественно, что такое разделение

связано как с новыми идейно-духовными сложностями, вставшими перед поэтом в

новую эпоху, так и с ранним, дореволюционным развитием Блока. Трудно

думать, что подобная идейно-художественная слабость могла бы разрешаться

помимо творчества, где-то сбоку, а не в самих стихах, в самой лирике.

Революционные действия 1905 г. естественно внесли некоторые

изменения в творческую деятельность Блока. Для этого периода творчества

Блока характерна некая свобода и более радикальные настроения.

Список литературы: П. Громов «А. Блок его предшественники и современники»

Бекетова М. А. «А. Блок . Биограф. Очерк.»



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты