Путь среди революций (Блок-лирик и его современники)
Путь среди революций (Блок-лирик и его современники)
Реферат:
«ПУТЬ СРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ»
(БЛОК-ЛИРИК И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)
Выполнил: Матвеев Ф
Проверила: Понамарёва Т.И.
План:
1) Влияние рев. 1905 г. на творчество Блока.
2) Духовное развитие Блока.
3) Блоковедение 20-ых годов.
Цель реферата: Показать творчество Блока во время рев . 1905 г и
после.
В общественном и духовном развитии Блока огромную роль сыграли
революционные события 1905 г.; соответственно они имели необычайно
важное значение в становлении и утверждении зрелой лирической системы
поэта. Уже в советскую пору, при подготовке нового собрания сочинений,
осмысляя внутреннюю логику своей духовно-жизненной и художественной
эволюции, Блок писал: «Если удастся издать — пусть будут все четыре томика
— одной толщины, и в них — одно лучше, другое хуже, а третье и вовсе без
значения, без окружающего. Но какое освобождение и какая полнота жизни
(насколько доступна была она): вот—я—до 1917 года, путь среди революций;
верный путь» (дневниковая запись от 7 января 1919 г.). Наиболее емкой,
точной и содержательной формулой единства творческой судьбы поэта в его
собственном определении оказывается —«путь среди революций»;ощущение
внутренней связи с революционным развитием общества дает максимальную
духовную удовлетворенность —«освобождение»; в высшей степени характерно
также для Блока, что это же ощущение является «полнотой жизни». Рубеж 1905
года был для Блока всегда глубоко знаменательным поворотом. И в самую ту
пору, и в особенности — когда события миновали, они всегда представлялись
Блоку стихийным общественным взрывом, заново трагически определившим
жизненную и творческую судьбу: «...лиловые миры первой революции захватили
нас и вовлекли в водоворот... За миновавшей вьюгой открылась железная
пустота дня, продолжавшего, однако, грозить новой вьюгой, таить в себе
обещания ее. Таковы были междуреволюционные годы, утомившие и истрепавшие
душу и тело» (дневниковая запись от 15 августа 1917 г., 300). Вторым и еще
более значимым, определяющим трагедийным взрывом, внутренне связанным с
первым, оказываются события 1917 г.: «Теперь—опять налетевший шквал...».
Закономерность творческого движения устанавливается самим поэтом именно в
органических соотношениях с этими двумя «шквалами», все определяющими.
Люди, хорошо знавшие Блока или постоянно с ним соприкасавшиеся,
утверждали, что он несколько изменился и как человек во время самих событий
1905 г., иным стал его подход к жизни, к людям. Так, учившийся с Блоком на
славяно-русском отделении филологического факультета Петербургского
университета В. Е. Евгеньев-Максимов вспоминал в личных беседах о
подчеркнутой отчужденности Блока-студента (в пору до 1905 г.) от
студенческой среды. А М. А. Бекетова рассказывает о возникшем у Блока во
время революции остром интересе к окружающему, к тому, что происходит в
стране. Встречавшийся с Блоком в январские дни 1905 г. Андрей Белый в своих
первых (относительно наиболее правдивых) воспоминаниях о поэте сообщает о
столкновениях Блока с отчимом — гвардейским офицером, вынужденным
участвовать в действиях властей в это время. Обобщенно об изменениях,
произошедших в Блоке-человеке, М. А. Бекетова писала так: «С этой зимы
равнодушие Александра Александровича к окружающей жизни сменилось живым
интересом ко всему происходящему». Следует понимать, что под «окружающей
жизнью» тут подразумеваются общественные, социальные события; личный и
творческий интерес к жизни и людям у Блока — большого поэта и человека —
был с первых шагов в искусстве.
Для верного понимания эволюции поэта важно не путать эти две стороны
блоковского отношения к действительности. Само собой разумеется, реально
они взаимосвязаны, но трудность развития Блока в том-то и состоит, что на
разных этапах своей эволюции он несколько по-разному представляет себе их
соотношение. В литературе о Блоке и посейчас можно встретить утверждения,
сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. «не знал жизни», а после революции
вдруг «узнал» ее. На деле возникающие здесь проблемы сложнее. Представление
о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности Блок вырабатывал
на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно, вне соотношения
с эволюцией поэта понимаемые суждения его на эти темы могут подать повод и
для утверждений типа «не знал — узнал». Сравнивая подход живописца и
современного писателя к своему жизненному материалу. Блок писал в статье
1905 г.:«Искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к
реальной природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нет сил
выбраться писателю» . Игнорируя поэзию раннего Блока, можно сделать вывод
из этих слов, что Блок только сейчас задумался о преимуществе «красок и
линий» над схемами. На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия,
существовавшая и ранее. То, что Блок сталкивает «схемы» с «красками и
линиями»,— говорит о кризисе мировоззрения. Открыто признается
неудовлетворительность обобщающих творческих принципов, и суть именно в
этом: «Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в
лаборатории слов». Блок и раньше сомневался в применимости, пригодности
«схем и абстракций» для художественного обобщения эмоционально-жизненного
материала—еще в 1902 г. он признавался: «Я уже никому не верю, ни
Соловьеву, ни Мережковскому». Суть у Блока— если воспринимать все это в
единстве его эволюции — не в механическом противопоставлении «природного» и
идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении кризиса.
Вульгарно-социологический подход возможную проппоречивость, кризисность
решительно вменяет в вину самому художнику. Тем самым отстраняется вопрос и
противоречиях действительности, о движении художника имеете с ними. Поэтому
отпадает и проблема изменений, появления нового идейного качества в
искусстве. Существенные изменения происходят и в мировоззрении, и it
творчестве Блока непосредственно в месяцы и годы небывалых событий в
стране. Духовному развитию Блока к тот период, несомненно, свойственна
противоречивость. Наглядно ясно и неоспоримо то, что Блок выходит из
своеобразного «лирического оцепенения», замкнутости в кругу философских
созерцаний и лирических переживаний, в котором он пребывал до этих событий.
Примечательно, однако, то, что сами события общественно-политического плана
становятся предметом поэтических раздумий и лирических переживаний — какова
бы ни была мера понимания их. Подводя некоторый итог пережитому и эти
бурные месяцы, в письме к отцу от 30 декабря 1905 г. Блок говорит, что его
отношение к «освободительному движению» выражалось «одно время даже в
сочувствии социал-демократам» ,— но тут же поясняет, что от подобных
крайностей он все больше отходит и в плане непосредственно политическом
готов одобрить деятельность «умеренных партий». Характерно блоковское
пояснение к этому признанию: «умеренные партии», с точки зрения Блока,
годятся «разумеется, не для жизни, и для «государственной думы» и т. п.».
Ненависть к разного рода либеральным программам была одной из наиболее
органических черт духовного облика Блока. Поэтому-то либеральные идеи
совершенно не устраивают его «для жизни»— Блоку-человеку они абсолютно
чужды. Гораздо притягательнее для него непосредственная революционная
действенность. В письме признается вместе с тем, что у него проходит и это,
более ему по-человечески свойственное, непосредственное увлечение
революцией. Блок поясняет, что если он и отходит от прямого увлечения
революцией, то не потому, что не видит смысла в революционной деятельности,
«а просто по природе, качеству и теме душевных переживаний». Тут видны и
слабые, и сильные стороны блоковской оценки для себя опыта общественных
событий. Отстранение от себя и своих поэтических переживаний либеральных
программ говорит о здоровых социальных влечениях художника; в попытке же
расположить поэтические искания где-то рядом с общественными отношениями и
их социально-ролитическими переломлениями, как-то разделить их,-
сказывается мировоззренческая неясность, незрелость поэта.
Примечательно то, что в начальную пору советского блоковедения, в 20-е
годы, когда вообще социальные истолкования искусства часто были несколько
упрощенными, все-таки исследователи не склонны были усматривать в стихах
Блока о первой революции только лишь ошибки и заблуждения. Гражданский и
поэтический подвиг Блока в эпоху новой революции еще был актуальной
современностью в 20-е годы; духовный опыт современников поэта не допускал
возможностей видеть в его прежнем творчестве специальные маскировочные
действия по сокрытию буржуазной сущности автора. И. Машбиц-Веров в свое
время писал: «...у Блока есть также исключительно ценные стихотворения,
посвященные революции 1905 года. Первую революцию поэт приветствовал
прекрасными и восторженными песнями. И зная эту раннюю революционную поэзию
Блока, по-иному воспринимаешь «Двенадцать» и «Скифы»: они оказываются
органическим продолжением революционного творчества поэта». ' Ценно в
такого рода суждениях стремление выделить положительные начала в эволюции
поэта; без этого невозможна научная постановка вопроса — одностороннее
собирание промахов и ошибок писателя представляет собой «проработку». При
«проработке» же исключается соотнесение блоковского «пути среди революций»
с русской действительностью, русской жизнью начала века. Видеть
закономерность в пути поэта среди революций, само собой разумеется, не
означает игнорирования противоречий этого пути: напротив, только так вопрос
о противоречивости становится на реальную почву. Упрощенность ранних
трактовок поэзии Блока и состоит в некоторой прямолинейности,
недостаточности проникновения в специфические трудности блоковского
развития, его противоречия. Мы видели выше конкретное проявление общей
идейно-творческой незрелости Блока — стремление отделить свои
непосредственные интересы лирического поэта, от общественной жизни, ставя
их рядом (но не противопоставляя их!). Естественно, что такое разделение
связано как с новыми идейно-духовными сложностями, вставшими перед поэтом в
новую эпоху, так и с ранним, дореволюционным развитием Блока. Трудно
думать, что подобная идейно-художественная слабость могла бы разрешаться
помимо творчества, где-то сбоку, а не в самих стихах, в самой лирике.
Революционные действия 1905 г. естественно внесли некоторые
изменения в творческую деятельность Блока. Для этого периода творчества
Блока характерна некая свобода и более радикальные настроения.
Список литературы: П. Громов «А. Блок его предшественники и современники»
Бекетова М. А. «А. Блок . Биограф. Очерк.»
|