рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Рецензия на поэму А. А. Ахматовой Реквием


Рецензия на поэму А. А. Ахматовой Реквием

Рассохина Настя, 11 А.

kozyavka@inbox.ru

Рецензия на поэму А. А. Ахматовой "Реквием"

30-е годы для Анны Ахматовой были порой наиболее тяжелых испытаний.

Через десять лет начнется вторая мировая война. Но и в то время в России

шла война. Война между государством и народом. Волна репрессий поглотила

едва ли не всех друзей и знакомых Ахматовой, коснулась ее семьи: вначале

был арестован и сослан сын, а затем и второй муж Н. Н. Пунин. Сама Ахматова

жила в постоянном ожидании ареста. Семнадцать месяцев она провела в длинных

тюремных очередях, надеясь попасть к сыну.

Анна Ахматова понимала, что и ее собственная жизнь висит на волоске. И

она, как и миллионы людей в то время, с тревогой прислушивалась к каждому

стуку в дверь. В те годы писать было немыслимо. Поэтому она не записывала

своих стихов, чтобы не создавать против себя улик, и уж тем более не

печаталась. Но, несмотря ни на что, именно в те годы у Анны Ахматовой был

наибольший творческий подъем.

В это время Ахматову начинают привлекать библейская образность и

ассоциации с евангельскими сюжетами. На протяжении этих лет она работает

над стихами, составившими поэму «Реквием», где образы Матери и казнимого

Сына соотнесены с евангельской символикой.

Библейские образы и мотивы в поэме дают возможность расширить

временные и пространственные рамки, чтобы показать, что силы зла, взявшие в

стране верх, вполне соотносимы с крупнейшими общечеловеческими трагедиями.

Всесильный мрак каторжных лагерей олицетворяет кошмарный мир сталинских

репрессий.

Масштабы трагедии заданы уже первыми строками посвящения в поэме:

"Перед этим горем гнуться горы, Не течет великая река…". Первые строки -

это знаки апокалипсического мира, библейский масштаб заставляет мерить

события самой крупной мерой. В поэме речь идет не только о несчастье одной

героини, но и об исковерканной судьбе всего народа, о миллионах безвинных

жертв.

Начало - жестко, тревожно. Пространство звучания раздвигается

благодаря координатам, которые дает автор: горы и устремленность вверх - и

каторжные норы, как обозначение низа (ада). В звучание мы слышим

противопоставление двух миров: благополучия и трагедии ("светлый день" и

"каменные норы"). Все чувства героини обостренны и слух ее улавливает

звуки, которые не слышны другому миру.

Возникает образ всеобщей беды: "Подымались как к обедне ранней, По

столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже и

Нева туманней, А надежда все поет в дали". Трагедия, о которой идет речь в

поэме, вызывает в памяти самое страшное из преступлений, которые знает

человечество - распятие Христа. И здесь Ахматова сумела разглядеть горе

матери, о котором даже сказать страшно:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Сама Мать не плачет, точнее, не плачет ее лицо, потому что оно плакать

устало. Лицо выражает страдание, а плачет душа. Потому что душа никогда не

сможет забыть этого горя. Она будет рыдать вечно. Вся глубина страдания

выразилась на лице Матери, поэтому никто и не посмел на нее взглянуть.

Плач по казненному сыну - это не только плач Женщины над сыном, это плач

Марии над Иисусом, это плач всех матерей над своими сыновьями.

Характерной особенностью произведения является его звучание. Ахматова

писала, что в "Реквиеме" единственным аккомпанементом может быть только

тишина и резкие отдельные удары похоронного звона. Эта тишина звучит: песня

разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов и т.д.

Во второй части «Вступления» слышится колыбельная:

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Но только вместо ласковых слов «спи, моя радость, усни», мы слышим

совсем другие, пронизанные болью слова. Потому что эта колыбельная не на

сон, а на смерть.

У Анны Ахматовой никого не осталось. Она одна, ей незачем жить, и она

зовет смерть:

Ты все равно придешь - зачем же не теперь?

Я жду тебя - мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

И смерть ей не страшна, а даже приятна. А может это уже безумие?

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином,

И манит в черную долину.

Смерть и безумие - близкие друг другу состояния. Но безумие страшнее

смерти, потому что безумный человек способен на все, даже на самоубийство.

А Анна Ахматова— сильный человек, она не может позволить себе сойти с ума,

она должна продолжать жить и творить.

Чтобы забыть ночной кошмар - человек просыпается. А чтобы забыть

кошмар реальный? Наверное, нужно заснуть. И, наверное, поэтому поэма

заканчивается в стиле колыбельной:

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Когда человеку становится плохо и одиноко - он замыкается в себе. И

постепенно начинает все воспринимать по-другому, у него появляются другие

ценности. Смерть ему уже не страшна. А это значит, что человек духовно

взрослеет, видит в жизни и смерти совершенно другой смысл.

Как правило, заключительная часть реквиема - это мольба о даровании

вечного покоя. Это радостный и светлый мотив, идущий от преисполненного

надеждой сердца. Надеждой на блаженство, на вечную жизнь в раю. Анна

Ахматова же наоборот, не хочет этого. Она просит поставить ей памятник,

чтобы не забывать ужасы этой жизни. Чтобы она и люди помнили об этом и

после ее смерти.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха как раненый зверь.

Она боится забыть это, потому что в данный момент это - смысл ее

жизни. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе и о своем

времени в сердцах людей, она обращается к мотиву памятника. Она просит

поставить себе памятник у Тюремной Стены, "где стояла я триста часов и где

для меня не открыли засов". Значит, это памятник не Ахматовой, не ее музе,

а памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.

В эпилоге, образы, встречающиеся в поэме раньше, приобретают звуковую

характеристику. Звуки усиливаются аллитерацией (звук "р": страх, страницы,

страдание) и анафорой ("и ту", "о них"). Звучание стиха напоминает звучание

колокола, постепенно нарастающее и превращающееся в набат. Достигая

кульминации, звук обрывается. В наступившей тишине возникает мотив

временной отдаленности: страдание сменяется скорбью.

«Реквием» Анны Ахматовой - подлинно народное произведение, не только в

том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, но и по

своей поэтической форме, близкий к народной речи. «Сотканный» из простых,

«подслушанных», как пишет Ахматова, слов, он с большой поэтической и

гражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа.

Не смотря на то, что «Реквием», и другие произведения Ахматовой 30-х

годов не были известны читателю, они имеют большое значения в истории

советской поэзии того времени. И свидетельствуют о том, что в те тяжелые

годы литература, задавленная бедой и обреченная на молчание, продолжала

существовать наперекор режиму.

И не важно, что в России поэма была напечатана только в 1987 году.

Главное, что это произведение все-таки увидело свет и завоевало сердца

многих читателей.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты