Рецензия на рассказ Бунина Сны Чанга
Рецензия на рассказ Бунина Сны Чанга
Рецензия на рассказ И. Бунина «Сны Чанга»
И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков.
Бунин- фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и
скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о
трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит
обращение к вечным темам любви, смерти и природы.
О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших
стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и
неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание
народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная
чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.
В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана
Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту
писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы
«Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Историки литературы
считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно
связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-
философскую трилогию.
Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало
произведения («Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый
из живущих на земле») навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах,
как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое
существо – от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк
внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.
А сюжет произведения таков.
Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого
кислоглазого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали
собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем
хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть
у него в Одессе квартира, любимая жена и дочка.
Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к
которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на
будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце
концов, умирает.
Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.
Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на
протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о
счастье. Во время плавания на корабле он говорит: «А как же великолепна
жизнь, боже мой, как великолепна!» Тогда капитан любил, он был весь в этой
любви и поэтому был счастлив. «Было когда-то две правды на свете, постоянно
сменявших друг друга: первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая
– что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Теперь после потери любви, после
разочарования у капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь
кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… «Нет у них ни
бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни
честности, -нет даже простой жалости». Вот такие внутренние изменения
претерпевает наш герой.
Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы
видим счастливого капитана, «размытого и выбритого, благоухающего свежестью
одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых
глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он предстает перед нами грязным
пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором
приводится чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни.
У капитана грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота,
тепло, уютно, старинная мебель. Все это было сделано с одной целью:
противопоставить эти две правды и показать как осознание той или иной
влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении
деталей создает необходимую для читателя эмоциональную окраску и
обстановку.
С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна.
Четко просматриваются две параллели. Одна - сегодняшний мир, в котором нет
счастья, другая - счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение
между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг
является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым
через его сны. Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем.
Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из
каких-то книжных туманов: дивная «в своей мраморной красоте». Чанга Бунин
наделяет чувством «безначального и бесконечного мира, что не доступен
Смерти», то есть ощущением подлинности – невыразимой третьей правды.
Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и
остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно
«сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь…».
Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.
В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?
В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей»
(немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях
человеческого счастья.
Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни.
Воплощением являются эти самые «работящие люди»;
Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда
существует возможность измены. Воплощение – образ капитана.
Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.
В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в
себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-
собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были
счастливы.
Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является, прежде всего, философским
произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как
любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на
любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По
моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые
в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о
смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время
переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и
думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш
внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные
истины, неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.
|