рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Революция в творчестве Александра Блока


Революция в творчестве Александра Блока

Революция в творчестве Александра

Блока

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Все равно: принимаю тебя !

(Александр Блок)

У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам

только снится”, который мне очень

нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий,

волею божьей поэт”, по определению

А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле

Куликовом”), замечательный патриот, ска-

завший: “ О Русь моя ! Жена моя ! ”.

Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной

жизни течения - символизма, он в своих

произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В

известном стихотворении “Фаб-

рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным

голосом завет”.

Согнуть измученные спины.

Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год

(“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о

том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время как кругом

слышались “мольбы о хлебе”. Но вот

началась революция, слышен “красный смех... знамен, и

Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сырость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев ! ”

Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает

к расправе:

Пусть доживут свой век привычно -

Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет,

чтобы она была жесткой и кровавой.

Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока,

хотя, видимо, он находил им оправ-

дание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по

композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”.

Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за

то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но

ему обещано:

Утек, подлец ! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой !

И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.

Не

ушел он от ножа ...

Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее

появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей

статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и

интеллигенция” Блок

призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью

благословляет революцию:

Мы

на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови !

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт

реалистичен:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи !

Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых

идет Христос) изображены то роман-

тически: “Кругом - огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... “,

то натуралистично: “В зубах цигарка,

примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в

обстановку революционных месяцев, окра-

шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами

людей.

Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из

нас. С расстояния трех четвертей века

отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия

великого народа, которую так

долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче

мы должны быть сильно благодарны

Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную

эпоху в своем небольшом произ-

ведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре

которой сгорела его выдающаяся

библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с

А.М.Горьким, что это “человек бес-

страшной искренности”, и поймем слова К.Федина, который после безвременной

смерти 40-летнего поэта гово-

рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде

будущего, какие проявил А.Блок”.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты