рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Род человеческий на плахе


Род человеческий на плахе

Род человеческий на плахе .

Человек – высшее творение природы . Существо , которое способно

осмыслить свою жизнь и законы бытия , созидать прекрасные творения и

уничтожать природу , соединяющее в себе две противоположные силы : добро

и зло . Несовершенный по своей природе человек подвержен сомнениям и

коварству , обречён на вечный поиск истины , смысла жизни , идеала своего

совершенства .

Вопрос назначения человека на земле до сих пор остаётся неразрешён-

ным , обрастает с каждым годом новыми проблемами , связанными с

развитием цивилизации , и остаётся вечным и новым для каждого человека ,

сколько-нибудь задумывающегося над соей жизнью .

Попытку разрешить этот вопрос по-своему мы видим в романе

Чингиза Айтматова «Плаха» . Автора волнуют насущные проблемы его

современности (советской эпохи строительства развитого социализма) :

утрата веры в человека, проблема уничтожения природы , распространение

пьянства , наркомании , потребительская психология членов советского

общества . И в то же время главной проблемой произведения остаётся борьба

добра и зла среди людей и внутри каждого , поиск истинного смысла

существования человека .

Построение романа обусловлено логикой художественного видения

мира писателем : мир един , в нём всё взаимосвязано – добро и зло ,

человек и природа , прошлое , настоящее и будущее . Поэтому в нём

переплетаются две сюжетные линии : жизнь Авдия Каллистратова и судьба

волчьего семейства . По сути своей - жизнь человеческого общества и

природы . С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу,

потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны -

разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы

превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены

отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и

говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род

человеческий на плаху!

Человек в романе Айтматова лишь бездумный пользователь

природы , уничтожающий её . Уже в завязке Айтматов очерчивает трагедию

рода человеческого – уничтожение окружающей среды как уничтожение самого

рода человеческого . Картина безжалостного отстрела сайгаков ради

выполнения плана по мясозаготовке является предупреждением для нас :

уничтожая

природу , человек лишает себя будущего ; зло , содеянное миру природы ,

как бумеранг возвращается к нему самому .

Автор создаёт в своём произведении два мира противоположных

по своей сути : мир природы , представителями которого являются волки, и

мир людей . При чём волки оказываются добрее , чем люди . В фольклоре

волки традиционно являются символом кровожадности и жестокости . А в

романе , наоборот , автор обнаруживает в их поведении такие человеческие

качества , как преданность , заботливость , нежность , привязанность

одного существа к другому , потому что все эти качества обусловлены

законами природы , изначально гармоничной субстанции . Эти два мира

находятся в гармоничном единении , которое нарушается только по вине

человека . До тех пор , пока естественные связи волчицы Акбары и мира

природы не нарушены , она избегает прямого столкновения с человеком .

Лишь загнанная в тупик бессмысленной жестокостью Базарбая , охваченная

жаждой мести , она вступает в схватку со всем родом человеческим , не

разбирая , кто прав , кто виноват . Исход этого противостояния предрешён

: гибель самой Акбары и человека , похищенного ею сына Бостона . Айтматов

предупреждает нас своим романом , что пока в мире будут властвовать

базарбаи и кандаловы , мир человеческий и мир природы никогда не придёт к

гармоничному единению .

Спасителем , на мой взгляд , Айтматов видит человека ,

постоянно находящегося в поисках истинного своего предназначения . Таким

человеком в произведении является Авдий Каллистратов . Кто он ? Смешной

Дон Кихот , плохой психолог , наивный и скучный проповедник или

воплощение поиска истины , доброты , честности , истинной любви и

сострадания ?

По-моему , автор недаром вводит в свой роман на ряду с

реальными действующими лицами образы Христа и Понтия Пилата . Ведь

появляется асоциация , что в современном мире таким же спасителем

человечества как Христос являются люди , подобные Авдию . Для них смысл

существования человека на земле заключается в самосовершенствовании ,

следовании высоким гуманистическим идеалам добра , ради которых можно пойти

на смерть . Соразмеряя идеи Христа с современностью автор наделяет своего

«спасителя» не слепой верой , а поиском Бога во внешнем мире и в себе в том

числе . По мнению Каллистратова человек как высшее существо на земле должен

сам осознавать свои пороки , а не ждать наказания от Бога , указания того ,

что ему следует предпринять для собственного усовершенствования и улучшения

жизни вообще : «Ведь благодаря силе разума человек властвует над собой, как

Бог. Ведь что такое искреннее осознание порока? По-моему, это осуждение зла

в себе на уровне Бога. Человек сам определяет себе новый взгляд на

собственную сущность.»

В то же время и автор , и его герой да и мы с вами вполне осознаём

противоречивость и не совершенность человеческой натуры , поэтому жизнь

главного героя-человека в романе заканчивается так трагически . Писатель

как бы спрашивает у нас : неужели человек не может обойтись без войн ,

без крови , без погони за наживой и властью . Неужели же прав Понтий

Пилат , утверждающий , что «человека не научат ни проповеди в храмах , ни

голоса с неба»? Неужели человечество не найдёт в себе силы остановиться

на краю пропасти , в которой его погибель ? Неужели же оно не сможет

совладать со своими пороками , ведущими его на плаху самоуничтожения ?

Неужто прав Авдий , именующий Землю «каруселью кровавых драм» , которой

суждено кружить до скончания века ?

Самое страшное , что Авдий одинок . В человеческом мире размыты

границы между добром и злом , попраны идеалы гармонии и счастья ,

торжествует бездуховность . Свет жестокости не принимает проповеди

Каллистратова . Человечество не способно ещё осознать истинной своей

сущности и необходимости доброты в своей жизни . Правда , не всё потеряно

: ведь человечество способно создавать прекрасное , например , музыку .

В которой оно подсознательно выражает «ощущение трагичности своего

пребывания в круговороте жизни, когда все приходит и все уходит, вновь

приходит и вновь уходит» . Именно при помощи музыки человечество способно

оставить память о себе во Вселенной . Красота , и в том числе музыка ,–

вот то что может удержать человечество от самоуничтожения , от победы зла

над добром .

Гибнут спасители рода человеческого от рук самих людей , но остаётся

надежда, что придёт просветление . Человек остановится , оглянётся вокруг и

поймёт , что его путь – это путь на плаху . Тогда , я верю , восторжествует

добро , человек поймёт , в чём истинность его предназначения , ведь

«превыше всего истина, а истина одна. Двух истин не бывает.»



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты