рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир


Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир

Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров, «теснейшим образом

связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает

человеческий образ, поддерживает и несёт его… Положение пейзажа в романе

Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении,

где картина развёртывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его

моменты».

Великий писатель высоко ценил облагораживающее влияние природы на

человека.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» вспоминается яркостью эпизодов,

отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и

святки, первый бал Наташи, лунная ночь в Отрадном и девочка на окне,

встречи князя Андрея со старым дубом… Так отдельными яркими эпизодами

встаёт в нашей памяти эта книга. Все эпизоды служат общей связи романа,

вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему автономны, завершены.

Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды

самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или

«семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен

существенный смысл жизни и её борьба.

Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив

раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей

приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и для

своих близких – то единственное, что ему остаётся.

Итак жизненный путь определён? Но вряд ли деятельная, кипучая натура

Болконского может довольствоваться столь узким кругом. Недаром его «взгляд

был потухший, мёртвый» и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и

убитость».

Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В

ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперёд,

поэтому он и выделил на первый план силу жизни.

Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к

людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения – встреча с

Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в

Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», – всё

это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Встреча со старым

дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное состояние.

В общем плане романа этот эпизод важен не только как определённая

ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие и является

средством, чтобы «разрешить вопрос», - он задерживает ход действия и

привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений

жизни, которую учит любить нас Толстой.

Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно

по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется

Болконскому олицетворением безнадёжности, в другом – символом радостной

веры в счастье.

При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым,

сердитым, презрительным уродом», который наделён способностью думать,

упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз».

Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём,

употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не

кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки».

Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб,

который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни

весны, ни солнца».

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь

поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!» Грустные,

безнадёжные мысли теснились в это время в голове князя Андрея.

Дуб – параллель к образу Болконского. Первый раз проезжает он мимо

него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что

активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки в

Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь

возвращаются надежды на счастье и стремление к большой гражданской

деятельности.

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь

Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество

эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных

цветов: чёрного, белого и серебряного – и игру света и теней: ночь

неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещённые с другой

стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша –

блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти

беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё чарует незабываемой

прелестью.

Эта картина почти с зыбкой игрой



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты