рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Роман И. А. Гончарова Обрыв


Роман И. А. Гончарова Обрыв

"Вижу не три романа, а один".

И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму

изданию романа "Обрыв", напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том,

что "никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже,

никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами:

"Обыкновенной историей", "Обломовым" и "Обрывом"! " Действительно, критики-

современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и

другие рассматривали каждый роман по отдельности, а не как единое целое.

Иван Александрович сокрушался: "Всё молодое и свежее поколение жадно

отозвалось на зов времени и приложило свои дарования и силы к злобе и

работе дня". Однако в защиту критиков можно сказать то, что их концепция,

как сказали бы мы сейчас, концепция "шестидесятников" с пожеланиями

быстрых и радикальных политических и культурных преобразований не отвечала

программе "Лучше поздно, чем никогда" "месье де Лень" с его мечтами о

стабильности и некоторой приземлённости: "Я писал только то, что переживал,

что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал

и свою жизнь и всё, что к ней прирастало". Охватить более чем

тридцатилетний период написания, по Гончарову, одного романа

"шестидесятникам" было более чем сложно.

Попробуем доказать верность первого приведённого высказывания

Гончарова, сравнив между собой три великих романа: найдем в них общее.

Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого

десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом,

так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н.

Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, "капитальны", поэтому их успех

"невременен", то есть, не связан с конкретными историческими событиями. В

то же время темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х - 80-

х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные темы тех

лет : отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций власти и

народа и т. д. - актуальны в России во все времена. Талант истинного

провидца помог Гончарову уловить настроение времени . Критик Чуйко обращает

внимание на своеобразие исторического контекста в творчестве художника :

"эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести к одному окончательному

синтезу всю историческую, государственную и общественную жизнь своего

времени". Эти слова были сказаны об "Обрыве" - мне кажется, что их можно

отнести и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь - по идее Ю.

В. Лебедева : "Если "Обыкновенная история" - фундамент храма, "Обломов" -

стены и своды его, то "Обрыв" - замок свода и купол с крестом, устремленным

к небу".

Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их

рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Грачах в

"Обыкновенной истории" (кстати, грачи - это первые птицы, прилетающие

ранней весной - название деревни первого романа выбрано неслучайно), в

Обломовке в "Обломове" ( это название образовано от фамилии помещика -

единственный случай в трилогии), в Малиновке в "Обрыве", - везде милые

матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно

вспомнить образ Арины Власьевны в "Отцах и детях" И.С. Тургенева). Но не

только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это -

умиление. И "теплый угол" в "Обыкновенной истории", и "благословенный

уголок" в "Обломове", и "эдем" в "Обрыве" мыслятся как укрытие от неудач,

проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и

соответствовать темпу общества.

Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается

младшего Адуева, который, как бы являясь "отправной точкой" к следующим

этапам развития "Героя", живёт и прожигает жизнь в городе.

Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова". Во-первых, эта

"увертюра" появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное название

которого было "Обломовка". Во-вторых, "Сон Обломова" показателен как

художественный и психологический приём.

Эта глава позже была помещена в середину произведения и явилась

переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один период жизни

другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича

всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу романа то сильнее, то

слабее прослеживается тема Обломовки - определенного образа

действительности и мыслей. К тому же его грёза - это сон-предсказание:

недаром смерть Обломова настигла именно в тиши и спокойствии.

Если рассматривать "Сон..." с психологической точки зрения, можно

прийти к тому, что он является архетипом.

Принимая форму сна Обломовка принимает форму условности: пространство и

время в ней не линейные, а циклические. Сам "заповедный" край обнесён

высокими горами, а люди в нём живут счастливо, не болеют и чуть ли не

умирают.

Используя приём архетипа, Гончаров полно раскрывает подсознательную

сущность своего героя.

С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой

жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Молодой Адуев

бессознательно отворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв в

"землю обетованную" - в столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт

счастливо, "так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе". Райский -

наиболее противоречивый персонаж - на протяжении всего романа не раз меняет

свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам : впервые приехав туда

юношей, он ощущает прилив творческих сил: "Какие виды кругом - каждое окно

в доме - рама своей особенной картины!" ; после долгой разлуки он "не без

смущения" ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся

ему как одна картина "в тесной, определенной раме, в которой приютился

человек" , а через некоторое время "Райский почти не чувствует, что живёт",

потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам

(Бережковой, Вере, Марфеньке).

Как видим, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров,

"составляют одно лицо, наследственно перерождающееся..." А трилогия - "одно

огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи -

старой жизни, сна и пробуждения".

Инжутова Любовь, 10 "А" шк. №503,07 февраля 2003 г.

Проверено Рябикиной ака САНЫЧ, оценено на отл.

Ненавижу швабрррррррррррррррррррррррррррру!!!!!!!!!!!



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты