рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина


Россия в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

РОССИЯ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в последнее

десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних

наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е

годы 19-го века — время «затихания» реформаторских настроений дворянства,

торжества консерватизма. В этих условиях радикальное крыло оппозиционных

правительству сил с особенной остротой воспринимает «неподвижность»

российской жизни. Кажется, что страна катастрофически теряет способность к

переменам, и в поисках выхода радикалы все чаще обращаются к мысли о

необходимости «толчка снизу». Именно такие настроения и отразил, по сути, в

своих сказках Салтыков-Щедрин.

Обращение писателя к жанру сказки не случайно. Как жанр демократический,

знакомый и понятный народу, сказка открывала путь к широкой читательской

аудитории. А в условиях суровой цензуры 80-х годов, когда говорить открыто

о положении в стране было сложно, сказочная фантастика служила отличным

средством маскировки острых идейно-политических взглядов писателя.

«Сказки» — это своеобразная хрестоматия, рассказ о всех сословиях

русского общества. Тема жизни народа, волновавшая Салтыкова-Щедрина на

протяжении всего творческого пути, нашла свое отражение в этом цикле ярко и

полно. Основой нации, по мнению писателя, является крестьянство. Причем

Салтыков-Щедрин рисует обобщенный «портрет» крестьянина, не прибегая к

идеализации, не скрывая существующих противоречий.

Крестьянин в России сметлив и находчив, умен и трудолюбив — он на все

руки мастер. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов

прокормил» крестьянин и огонь добывает, и корабль строит, и даже в

пригоршне варит. Мужик-поилец и кормилец, благодаря его труду живет все

общество. Не случайно с исчезновением мужика из поместий князя Урус-

Кильдибаева в сказке «Дикий помещик» пустеет государственная казна,

исчезают на рынке мясо и масло, наступает голод, а затем — полное одичание.

Так, например, сам помещик, оставшись без своих крестьян, превращается в

дикого зверя.

Народ талантлив, трудолюбив, могуч. И в то же время в сказке о

крестьянине и двух генералах мужик сам вьет веревку, которой генералы его и

привязывают. А крестьяне в сказке «Дикий помещик» безропотно терпят

притеснения помещика, который, не перенося «холопьего» запаха, изгоняет их

со своих земель.

С чувством сострадания и грустной иронии видит писатель противоречие

между большими потенциальными возможностями крестьянства и безропотной его

подчиненностью. Но поистине трагедийное звучание размышления о России

приобретают в сказке «Коняга». Образ измученной клячонки с выпяченными

ребрами, обожженными плечами и разбитыми ногами, которая «день-деньской» из

«хомута не выходит», вырастает до поэтического символа всего подневольного

русского крестьянства, судьбы России.

В духе радикальных настроений своего времени Салтыков-Щедрин не видит

другого выхода, кроме вооруженного сопротивления насилию. Истребляют мужики

ненавистных воевод Топтыгиных в сказке «Медведь на воеводстве». В сказке

«Путем-дорогою» показан народ, пробуждающийся от сна рабства и покорности.

Взгляд писателя на настоящее и будущее России нетерпелив и резок. Как можно

быстрее и решительнее исправить несправедливость — вот «кредо» Салтыкова-

Щедрина. Никаких сожалений о нравственной «оплате» такой справедливости у

него нет. Перед нами при этом вполне русские, национальные, сказки, в том

смысле, что, к сожалению, такой подход к решению проблемы справедливости

действительно «коренился» в «толще» национальной жизни. Россия дорого

заплатила за нетерпение, так дорого, как в самой страшной из своих сказок

не мог бы сказать Салтыков-Щедрин.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты