Сатира и утопия в романе Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль
Сатира и утопия в романе Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ТЕМА: САТИРА И УТОПИЯ В РОМАНЕ Ф.РАБЛЕ
ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ.
Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из
величайших французских писателей всех времен является Франсуа Рабле
(1494 – 1553). У этого писателя необычная биография. Он родился в Шиноне,
в семье зажиточного землевладельца и адвоката. В молодые годы он поступил
во Францисканский монастырь и монастырь и до 1525г. пробыл монахом в
Фонте-Леконт, но вместо богословских трудов изучал древних писателей и
юридические трактаты. Рабле получил сан священника, но служебных
обязанностей не исполнял. С самого начала Франсуа Рабле больше привлекали
науки, нежели духовные подвиги. Он изучал латынь, греческий, читал
Платона, вступил переписку с главою французских гуманистов Гильемом Бюде,
После конфликта с монахами, он покинул монастырь и занялся изучением
медицины, а в 1532г. получил должность врача лионского госпиталя. Кроме
того, Ф.Рабле изучал в Риме римские древности и лекарственные травы.
После этого он состоял на службе у Франциска I, практиковал как врач,
путешествуя по Франции, и получил степень доктора медицины, затем снова
вернулся в монастырь. Умер Рабле в 1553г. в Париже.
Однажды, во время работы в Лионе, в руки к Рабле попала лубочная
книга «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане
Гаргантюа», в основе которой лежала старинная французская народная
сказка о великане Гаргантюа, хорошо известная еще в конце XV столетия.
Это и послужило толчком, побудившим Рабле написать свой роман.
Сюжет французской сказки, в которой великан Гаргантюа помогает
королю Артуру спастись от гогов и магогов, Рабле использовал как основу
для своего сюжета. Он заимствовал из народной книги имена героев и ряд
эпизодов, а так же некоторые приемы, например, гротескный перечень
всевозможных предметов или похищение Гаргантюа колоколов собора
Парижской богоматери. Однако читателей привлекала не только фольклорная
основа романа, а главным образом содержащаяся в нем явная сатира на
фантастику и авантюрную героику старых рыцарских романов и глубокое
философское содержание. Это изогнутое зеркало, в котором причудливо
отобразилось буйное жизнелюбие «старой веселой Франции», пробужденной к
новой жизни в эпоху Возрождения. Под маской шуток, анекдотов и острот
спрятано особенное идейное содержание. Сам Рабле в предисловии к первой
книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» сравнивает свое творение с ларцом, на
котором сверху нарисованы «смешные и забавные фигурки», а внутри
хранятся редкие снадобья, приносящие человеку немалую пользу. «Положим
даже, вы там найдете вещи довольно забавные, если понимать их буквально,
вещи, вполне соответствующие заглавию, и все же не заслушивайтесь вы
пенья сирен, а лучше истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как
вам могло случайно показаться, автор сказал спроста».
Взять хотя бы воспитание Гаргантюа. Король Грангузье поручил решение
этого вопроса схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой
культуры и старой науки, для которых главный метод обучения – «зубрежка»,
в результате которой Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке
всего лишь за 5 лет и 3 месяца. Бедный Гаргантюа стал заметно глупеть и
на смену учителям-схоластикам пришли гуманисты. И здесь Рабле в очень
яркой форме раскрывает свои идеалы.
Педагогика в культуре Ренессанса играла очень большую роль. Ведь
Ренессанс – это время научного подхода и открытий, пришедших на место
слепой вере, это время воспитание нового человека с новым образом мыслей.
В трудах Леонардо Бруни, Верджерио, Дечембрино, Гварини была разработана
целая система новой педагогики, была основана школа в Мантуе, которую
называли «домом радости». Воспитание по Рабле – это не только умственное,
но и физическое образование, чередование различных дисциплин и отдыха, а
так же не насильственное «вдалбливание» дисциплин, а свободное обучение,
воспринимаемое учеником с радостью.
Схоластки, будучи представителями старого мира, душили на корню новые
идеалы, вот поэтому-то так жестоко осмеивает их Рабле, выставляя на
посмешище их умственную немощь, издеваясь над их человеческими
слабостями.
Не менее важная проблема, рассматриваемая Ф.Рабле – это не
удовлетворяющая политика феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны
Гранузье и Пирохла. Поводом для нападения войска Пирохла на утопийцев
стали не поделенные плюшки. Война в романе – это возможность показать не
только отрицательные черты существующего строя, но главным образом
изобразить тип правителя. Что представляет собой Пирохл? Это король-
феодал, король в старом стиле, далекий от гуманизма и других передовых
идей, это варвар, который принимает только идею грубой силы. Ему
противопоставлен Грангузье – полная противоположность: добрый король,
который заботится о славе и о благе своих подданных. Оба портрета сатира,
крайность, но отдельные черты обоих королей можно найти в любом из
правителей европейских государств. Из чего ясно, что Рабле, не
отвергающий принципа монархии, не видит достойного короля и достойной
системы правления ни в одном из реально существующих государств.
На примере Телемского аббатства (телема в переводе с греческого -
желание) Ф.Рабле показывает свои идеалы устройства общества.
Грангузье хочет наградить за подвиги брата Жана, храбро сражавшегося
в войне, и способствует в реализации его мечты – строительства
удивительного монастыря, не похожего на другие: «… вам надлежит ввести
воспрещающее женщинам избегать мужского общества, а мужчинам – общества
женского, … как мужчины, так и женщины, поступившие к вам, вольны будут
уйти от вас, когда захотят,… каждый в праве сочетаться законным браком,
быть богатым и пользоваться свободой». Что хотел сказать Рабле этой
утопической картиной?
Феодальному средневековью было незнакомо понятие свобода. Это время
свирепствования жесткого принуждения и насилия. Гуманизм отвергал такие
общественные категории и боролся за свободу и уважение человека,
утверждая, что самое совершенное, что есть на свете – это личность.
Отставляя в сторону нравы средневековья, Рабле рисует свою картину
устройства общества – Телемское аббатство, на дверях которого написан
единственный принцип жизни телемитов: «Делай, что хочешь». Эта картина
утопична, но признать ее абсолютно не приемлемой тоже нельзя. Скорее,
это база, начальная информация для построения нового общества – общества
свободных людей.
Дальнейшая работа над романом затормозилась вследствие реакции новой
политики Франциска I. Она выразилась в беспощадном преследовании
гугенотов и всех инакомыслящих. Подстрекаемый католической партией,
Франциск I вступил на путь жестоких репрессий. Запылали костры. Многие
просвещенные, талантливые люди гибнут от рук инквизиции. Самого Рабле
обвиняют в безверии, кальвинизме и всех смертных грехах. Рабле пришлось
замолчать. Он исчез из Лиона и уехал в Италию с кардиналом Жаном дю
Белле.
Теперь Рабле жил в Риме и мог наблюдать за жизнью католического
центра и нашел там много интересного для себя.
В таких условиях этому остроумному писателю и борцу молчать было не
возможно, и он снова принялся за свои дела. С 1534г. он создает
продолжение романа и перепечатывает старые две книги «Гаргантюа», потом
«Пантагрюэль» на новый лад – им убраны места с особо острой критикой.
В 1546г. вышла «Третья книга», довольно мягкая по сравнению с
предыдущими. Главный герой этой книги – плут и транжира Панург, который «
… знал 63 способа добывания денег, из которых самым честным и самым
обычным являлась незаметная кража, и был он озорник, шулер, кутила,
гуляка и жулик, каких и в Париже немного. А в сущности, чудеснейший из
смертных». Перед Панургом встает вопрос: жениться ему или не жениться,
ибо он очень боится остаться «рогатым». Многим представителям «учености»
задает он этот вопрос, и каждый дает ему мудрые советы, которые на самом
деле нелепы и глупы до невозможности. Таким образом, Рабле разворачивает
целую галерею комических личностей. Среди них богослов, врач, философ и
юрист, а еще раньше были поэт и астролог. Но после четырех консультаций
Панург вместе с Пантегрюэлем решили ехать в Китай к оракулу Божественной
Бутылки.
Эта книга, как и две предыдущих была осуждена Сорбонной, по-
прежнему продолжались казни уважаемых Рабле людей. На костре инквизиции
был сожжен друг и соратник Рабле Этьен Доле, вновь опасность нависла над
самим Рабле, и он вынужден был бежать за границу. Затем последовала смена
на престолах французском и папском. Это дало возможность вернуться Рабле
в Париж. Будучи священником, Рабле получил два прихода. Теперь у него
было достаточно времени на написание «четвертой книги», которая начата
была еще раньше, за границей. Рабле окончил книгу, и в 1552г. Она вышла в
свет.
Сюжетом «четвертой книги» стало путешествие Панурга и Пантагрюэля
через океан в Китай к оракулу Божественной Бутылки. По дороге они
останавливаются в разных удивительных странах, населенных невероятными
существами и претерпевают ряд приключений.
В первой части описываются два ярких эпизода. Первый – это «панургово
стадо», Мотив его заимствован у итальянца Фоленго. Такую же шутку
проделал герой его поэмы «Бальдус». Этот эпизод полон иронии и тонко
характеризует психологию Панурга. Второй – описание бури и поведения во
время нее пассажиров корабля – Пантегрюэля, Панурга, Брата Жана,
Эпистемона. Корабль тонет, и всплывают черты, раскрывающие образы этих
героев.
С каждой главой усиливаются сатирические аллегории, направленные на
уклад католической церкви. Вот остров, где царствует враждебный всему
естественному Постник, который приводит на память притчу о Физисе и
Антифизисе. Антифизис (Противоестество) плодит детей, ходящих вверх
ногами, а так же монахов, христопродавцев, «святош», «неуемных
кальвинистов, женевских обманщиков», бесноватых «путербеев» и «прочих
чудищ, уродливых, безобразных и противоестественных. А с самого Постника
Рабле нарисовал портрет типичного фанатика.
Далее следовали острова Папефигов (показывающих фигу папе, т.е.
кальвинистов) и папоманов. Некогда папефиги были веселы и богаты, но
однажды их угораздило показать папе фигу, и тогда папоманы вторглись на
их остров и разорили его. Зато папоманы чувствуют себя отлично. Они
покланяются папским Декреталиям. Как известно, сборник папских
постановлений, носящий это название, односторонним решением пап был
объявлен источником канонического права, и именно Декреталии
санкционировали всякого рода вымогательства курии; Благодаря их
«златекучей энергии» Франция ежегодно отдавала Риму в виде дани четыреста
тысяч дукатов. На этом заканчивается четвертая книга.
Вскоре после ее окончания король заключил мир с папой, и Рабле,
предчувствовавший это, перед самым окончанием книги поспешил скрыться.
Книга эта, как и три предыдущие, была осуждена, а Рабле вернулся в Париж
и умер там во второй половине 1553г.
В 1562г. появилась в печати «пятая книга» под названием «Остров
звонкий». Скорее всего, перу Ф.Рабле принадлежат лишь наброски, весь
текст написан, возможно, каким-нибудь его другом или последователем. В
художественном плане эта книга уступает четырем книгам Рабле, в ней
слишком уж много аллегорий и резких нападок на церковь. Впрочем, когда
она издавалась, было сравнительно безопасное время. Верх взяли войны
гугенотов, и проблемы Декреталий и Острова Звонкого отошли на второй
план.
Рабле – ученый и гуманист. Он и филолог и естествовед, а кроме того,
он представители словесности, как необходимого орудия для овладения
материальным миром и для пропаганды.
Проза Рабле рассчитана на массового, демократического писателя, и
завоевать его Рабле хотел именно смехом. «Поэтому смех его особенный. Так
смеяться, как он не умел никто. Это оглушительный, раскатистый смех во
все горло, который понятен каждому, и потому обладает огромной
заразительностью, от которого рушится все, над чем он разражается, смех
здоровый, освежающий и очищающий атмосферу. Так смеялся у Чосера Мельник,
у Пульчи – Морганте. Так будет смеяться Санчо Панса. Так смеются люди из
народа. И Рабле знает, чем можно вызвать такой смех у народа». (вступ ст.
А.Дживелегова М.:Правда).
Рабле, обладая особым чувством слова и яркой сатирой, описал массу
замечательных персонажей, живых, неувядающих образов. Все он – достойные
плоды пера Рабле, но все-таки из этой славной компании выделяются два
самых ярких – Панург и брат Жан.
Панург – типичный городской житель, порождение улиц ренессанского
города. Он не глуп, дерзок, упрям, в нем силен дух авантюризма и
озорства, а кроме того, он студент-недоучка и голова его завалена кучей
разнообразных знаний. О его добродетельности и честности говорит тот
факт, что он знал массу способов добывания денег, из которым самым
честным было воровство. Настоящей, крепкой устойчивости в его натуре нет.
Он может в критическую минуту пасть духом и превратиться в жалкого
труса, который только и способен восклицать: «О! Горе мне, горе», как это
было в эпизоде о разыгравшейся буре. Панург задолго до встречи с
Пантагрюэлем отбросил в сторону этические принципы и общественную
мораль, в нем прочно сложился характер плута и эгоиста. Он пародия на
среднестатистического городского бродяжку, каких полным-полно бродило по
свету. Но в то же время он не лишен какого-то большого обаяния,
которым сам зачастую любуется и на которое надеется в критических
ситуациях. Но самое главное, что он предчувствует лучшее будущее, в
котором такие, как он будут иметь место под солнцем.
Панург нужен не только Пантагрюэлю, но и самому Рабле. Великому
писателю нужен его острый язык, его дерзость, его умение выставлять в
смешном виде все то, с чем боролись гуманисты.
Другой яркий образ в романе – брат Жан, приятель Гаргантюа. Это тоже
человек из народа, веселый и обходительный. У него мозолистые руки,
изворотливый ум, масса энергии. Он привык труду, никогда не тратит время
в пустую. Даже в то время, когда, стоя на клиросе, он поет за панихидой
или заутреней, он мастерит тетиву для арбалета, оттачивает стрелы, плетет
сети и силки для кроликов. По поводу соблюдения поста и целомудренности у
брата Жана свои соображения: «Из всех рыб, не считая линя,… лучше всего
крылышко куропатки или же окорочек монашки». Когда враги вторглись в
утопию, Жан превратился в богатыря и разнес «в пух и прах» неприятеля,
проявив чудеса храбрости. По поводу основного своего занятия, монашества,
то тут брат Жан не питает особых идей. Рясу он носит по привычке, а
спится ему лучше всего на проповеди или молитве. Во французской
литературе эпохи возражения не найти другого такого яркого и
привлекательного изображения простолюдина, любящего жизнь и способного на
подвиг.
Общий друг Панурга и брата Жана – Пантагрюэль. С первого появления он
в центре рассказа, хотя иногда и уступает передние планы другим.
Уравновешенный, мудрый, ученый, гуманный, он обо всем успел подумать и
составить мнение. Его спокойное, веское слово всегда вносит
умиротворение в самые горячие споры, осаживает пылкие порывы брата Жана и
хитроумные планы Панурга. В нем Рабле выразил свой идеал монарха, и, быть
может, человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально
существующих монархов. И Франциска и Генриха II он далеко превосходит по
своим качествам. Пантагрюэль великан и по росту и по своим достоинствам.
Роман Рабле – крупнейший памятник французского Ренессанса. Великое
произведение этого борца за новое общество, художника и мыслителя, имеет
полное право считаться национальным и мировым шедевром. Роман создан в
эпоху Возрождения – время, когда мир закончил свое политическое
объединение и создавал новую, весьма отличную от старой, культуру. Роман
писался на стыке эпох, во время перемен и потрясений, и отражает все
противоречия и недочеты, существовавшие в жизни.
В мировой литературе роман по праву занимает одной из самых почетных
мест. Многие крупнейшие писатели восторгались им, шли за ним, учились у
него и реализму и сатире, учились смеяться, ведь смех Рабле вселяет веру
в конечное торжество прогресса и разума. В его смехе всегда звучат
победные нотки.
Список используемой литературы.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: Правда, 1981.
Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Сост. Б.И.Пуришев. Москва,
«Просвещение» 1976.
Б.И.Пуришев. Литература эпохи Возрождение. Курс лекций. Москва
«Высшая школа» 1996.
История зарубежной литературы Раннее средневековье и Возрождение под
общей ред. В.М.Жирмунского Учпедгиз Москва 1959.
Энциклопедический словарь юного литературоведа Москва «Педагогика»
1987.
|