рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Сатира и утопия в романе Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль


Сатира и утопия в романе Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ТЕМА: САТИРА И УТОПИЯ В РОМАНЕ Ф.РАБЛЕ

ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ.

Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из

величайших французских писателей всех времен является Франсуа Рабле

(1494 – 1553). У этого писателя необычная биография. Он родился в Шиноне,

в семье зажиточного землевладельца и адвоката. В молодые годы он поступил

во Францисканский монастырь и монастырь и до 1525г. пробыл монахом в

Фонте-Леконт, но вместо богословских трудов изучал древних писателей и

юридические трактаты. Рабле получил сан священника, но служебных

обязанностей не исполнял. С самого начала Франсуа Рабле больше привлекали

науки, нежели духовные подвиги. Он изучал латынь, греческий, читал

Платона, вступил переписку с главою французских гуманистов Гильемом Бюде,

После конфликта с монахами, он покинул монастырь и занялся изучением

медицины, а в 1532г. получил должность врача лионского госпиталя. Кроме

того, Ф.Рабле изучал в Риме римские древности и лекарственные травы.

После этого он состоял на службе у Франциска I, практиковал как врач,

путешествуя по Франции, и получил степень доктора медицины, затем снова

вернулся в монастырь. Умер Рабле в 1553г. в Париже.

Однажды, во время работы в Лионе, в руки к Рабле попала лубочная

книга «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане

Гаргантюа», в основе которой лежала старинная французская народная

сказка о великане Гаргантюа, хорошо известная еще в конце XV столетия.

Это и послужило толчком, побудившим Рабле написать свой роман.

Сюжет французской сказки, в которой великан Гаргантюа помогает

королю Артуру спастись от гогов и магогов, Рабле использовал как основу

для своего сюжета. Он заимствовал из народной книги имена героев и ряд

эпизодов, а так же некоторые приемы, например, гротескный перечень

всевозможных предметов или похищение Гаргантюа колоколов собора

Парижской богоматери. Однако читателей привлекала не только фольклорная

основа романа, а главным образом содержащаяся в нем явная сатира на

фантастику и авантюрную героику старых рыцарских романов и глубокое

философское содержание. Это изогнутое зеркало, в котором причудливо

отобразилось буйное жизнелюбие «старой веселой Франции», пробужденной к

новой жизни в эпоху Возрождения. Под маской шуток, анекдотов и острот

спрятано особенное идейное содержание. Сам Рабле в предисловии к первой

книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» сравнивает свое творение с ларцом, на

котором сверху нарисованы «смешные и забавные фигурки», а внутри

хранятся редкие снадобья, приносящие человеку немалую пользу. «Положим

даже, вы там найдете вещи довольно забавные, если понимать их буквально,

вещи, вполне соответствующие заглавию, и все же не заслушивайтесь вы

пенья сирен, а лучше истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как

вам могло случайно показаться, автор сказал спроста».

Взять хотя бы воспитание Гаргантюа. Король Грангузье поручил решение

этого вопроса схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой

культуры и старой науки, для которых главный метод обучения – «зубрежка»,

в результате которой Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке

всего лишь за 5 лет и 3 месяца. Бедный Гаргантюа стал заметно глупеть и

на смену учителям-схоластикам пришли гуманисты. И здесь Рабле в очень

яркой форме раскрывает свои идеалы.

Педагогика в культуре Ренессанса играла очень большую роль. Ведь

Ренессанс – это время научного подхода и открытий, пришедших на место

слепой вере, это время воспитание нового человека с новым образом мыслей.

В трудах Леонардо Бруни, Верджерио, Дечембрино, Гварини была разработана

целая система новой педагогики, была основана школа в Мантуе, которую

называли «домом радости». Воспитание по Рабле – это не только умственное,

но и физическое образование, чередование различных дисциплин и отдыха, а

так же не насильственное «вдалбливание» дисциплин, а свободное обучение,

воспринимаемое учеником с радостью.

Схоластки, будучи представителями старого мира, душили на корню новые

идеалы, вот поэтому-то так жестоко осмеивает их Рабле, выставляя на

посмешище их умственную немощь, издеваясь над их человеческими

слабостями.

Не менее важная проблема, рассматриваемая Ф.Рабле – это не

удовлетворяющая политика феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны

Гранузье и Пирохла. Поводом для нападения войска Пирохла на утопийцев

стали не поделенные плюшки. Война в романе – это возможность показать не

только отрицательные черты существующего строя, но главным образом

изобразить тип правителя. Что представляет собой Пирохл? Это король-

феодал, король в старом стиле, далекий от гуманизма и других передовых

идей, это варвар, который принимает только идею грубой силы. Ему

противопоставлен Грангузье – полная противоположность: добрый король,

который заботится о славе и о благе своих подданных. Оба портрета сатира,

крайность, но отдельные черты обоих королей можно найти в любом из

правителей европейских государств. Из чего ясно, что Рабле, не

отвергающий принципа монархии, не видит достойного короля и достойной

системы правления ни в одном из реально существующих государств.

На примере Телемского аббатства (телема в переводе с греческого -

желание) Ф.Рабле показывает свои идеалы устройства общества.

Грангузье хочет наградить за подвиги брата Жана, храбро сражавшегося

в войне, и способствует в реализации его мечты – строительства

удивительного монастыря, не похожего на другие: «… вам надлежит ввести

воспрещающее женщинам избегать мужского общества, а мужчинам – общества

женского, … как мужчины, так и женщины, поступившие к вам, вольны будут

уйти от вас, когда захотят,… каждый в праве сочетаться законным браком,

быть богатым и пользоваться свободой». Что хотел сказать Рабле этой

утопической картиной?

Феодальному средневековью было незнакомо понятие свобода. Это время

свирепствования жесткого принуждения и насилия. Гуманизм отвергал такие

общественные категории и боролся за свободу и уважение человека,

утверждая, что самое совершенное, что есть на свете – это личность.

Отставляя в сторону нравы средневековья, Рабле рисует свою картину

устройства общества – Телемское аббатство, на дверях которого написан

единственный принцип жизни телемитов: «Делай, что хочешь». Эта картина

утопична, но признать ее абсолютно не приемлемой тоже нельзя. Скорее,

это база, начальная информация для построения нового общества – общества

свободных людей.

Дальнейшая работа над романом затормозилась вследствие реакции новой

политики Франциска I. Она выразилась в беспощадном преследовании

гугенотов и всех инакомыслящих. Подстрекаемый католической партией,

Франциск I вступил на путь жестоких репрессий. Запылали костры. Многие

просвещенные, талантливые люди гибнут от рук инквизиции. Самого Рабле

обвиняют в безверии, кальвинизме и всех смертных грехах. Рабле пришлось

замолчать. Он исчез из Лиона и уехал в Италию с кардиналом Жаном дю

Белле.

Теперь Рабле жил в Риме и мог наблюдать за жизнью католического

центра и нашел там много интересного для себя.

В таких условиях этому остроумному писателю и борцу молчать было не

возможно, и он снова принялся за свои дела. С 1534г. он создает

продолжение романа и перепечатывает старые две книги «Гаргантюа», потом

«Пантагрюэль» на новый лад – им убраны места с особо острой критикой.

В 1546г. вышла «Третья книга», довольно мягкая по сравнению с

предыдущими. Главный герой этой книги – плут и транжира Панург, который «

… знал 63 способа добывания денег, из которых самым честным и самым

обычным являлась незаметная кража, и был он озорник, шулер, кутила,

гуляка и жулик, каких и в Париже немного. А в сущности, чудеснейший из

смертных». Перед Панургом встает вопрос: жениться ему или не жениться,

ибо он очень боится остаться «рогатым». Многим представителям «учености»

задает он этот вопрос, и каждый дает ему мудрые советы, которые на самом

деле нелепы и глупы до невозможности. Таким образом, Рабле разворачивает

целую галерею комических личностей. Среди них богослов, врач, философ и

юрист, а еще раньше были поэт и астролог. Но после четырех консультаций

Панург вместе с Пантегрюэлем решили ехать в Китай к оракулу Божественной

Бутылки.

Эта книга, как и две предыдущих была осуждена Сорбонной, по-

прежнему продолжались казни уважаемых Рабле людей. На костре инквизиции

был сожжен друг и соратник Рабле Этьен Доле, вновь опасность нависла над

самим Рабле, и он вынужден был бежать за границу. Затем последовала смена

на престолах французском и папском. Это дало возможность вернуться Рабле

в Париж. Будучи священником, Рабле получил два прихода. Теперь у него

было достаточно времени на написание «четвертой книги», которая начата

была еще раньше, за границей. Рабле окончил книгу, и в 1552г. Она вышла в

свет.

Сюжетом «четвертой книги» стало путешествие Панурга и Пантагрюэля

через океан в Китай к оракулу Божественной Бутылки. По дороге они

останавливаются в разных удивительных странах, населенных невероятными

существами и претерпевают ряд приключений.

В первой части описываются два ярких эпизода. Первый – это «панургово

стадо», Мотив его заимствован у итальянца Фоленго. Такую же шутку

проделал герой его поэмы «Бальдус». Этот эпизод полон иронии и тонко

характеризует психологию Панурга. Второй – описание бури и поведения во

время нее пассажиров корабля – Пантегрюэля, Панурга, Брата Жана,

Эпистемона. Корабль тонет, и всплывают черты, раскрывающие образы этих

героев.

С каждой главой усиливаются сатирические аллегории, направленные на

уклад католической церкви. Вот остров, где царствует враждебный всему

естественному Постник, который приводит на память притчу о Физисе и

Антифизисе. Антифизис (Противоестество) плодит детей, ходящих вверх

ногами, а так же монахов, христопродавцев, «святош», «неуемных

кальвинистов, женевских обманщиков», бесноватых «путербеев» и «прочих

чудищ, уродливых, безобразных и противоестественных. А с самого Постника

Рабле нарисовал портрет типичного фанатика.

Далее следовали острова Папефигов (показывающих фигу папе, т.е.

кальвинистов) и папоманов. Некогда папефиги были веселы и богаты, но

однажды их угораздило показать папе фигу, и тогда папоманы вторглись на

их остров и разорили его. Зато папоманы чувствуют себя отлично. Они

покланяются папским Декреталиям. Как известно, сборник папских

постановлений, носящий это название, односторонним решением пап был

объявлен источником канонического права, и именно Декреталии

санкционировали всякого рода вымогательства курии; Благодаря их

«златекучей энергии» Франция ежегодно отдавала Риму в виде дани четыреста

тысяч дукатов. На этом заканчивается четвертая книга.

Вскоре после ее окончания король заключил мир с папой, и Рабле,

предчувствовавший это, перед самым окончанием книги поспешил скрыться.

Книга эта, как и три предыдущие, была осуждена, а Рабле вернулся в Париж

и умер там во второй половине 1553г.

В 1562г. появилась в печати «пятая книга» под названием «Остров

звонкий». Скорее всего, перу Ф.Рабле принадлежат лишь наброски, весь

текст написан, возможно, каким-нибудь его другом или последователем. В

художественном плане эта книга уступает четырем книгам Рабле, в ней

слишком уж много аллегорий и резких нападок на церковь. Впрочем, когда

она издавалась, было сравнительно безопасное время. Верх взяли войны

гугенотов, и проблемы Декреталий и Острова Звонкого отошли на второй

план.

Рабле – ученый и гуманист. Он и филолог и естествовед, а кроме того,

он представители словесности, как необходимого орудия для овладения

материальным миром и для пропаганды.

Проза Рабле рассчитана на массового, демократического писателя, и

завоевать его Рабле хотел именно смехом. «Поэтому смех его особенный. Так

смеяться, как он не умел никто. Это оглушительный, раскатистый смех во

все горло, который понятен каждому, и потому обладает огромной

заразительностью, от которого рушится все, над чем он разражается, смех

здоровый, освежающий и очищающий атмосферу. Так смеялся у Чосера Мельник,

у Пульчи – Морганте. Так будет смеяться Санчо Панса. Так смеются люди из

народа. И Рабле знает, чем можно вызвать такой смех у народа». (вступ ст.

А.Дживелегова М.:Правда).

Рабле, обладая особым чувством слова и яркой сатирой, описал массу

замечательных персонажей, живых, неувядающих образов. Все он – достойные

плоды пера Рабле, но все-таки из этой славной компании выделяются два

самых ярких – Панург и брат Жан.

Панург – типичный городской житель, порождение улиц ренессанского

города. Он не глуп, дерзок, упрям, в нем силен дух авантюризма и

озорства, а кроме того, он студент-недоучка и голова его завалена кучей

разнообразных знаний. О его добродетельности и честности говорит тот

факт, что он знал массу способов добывания денег, из которым самым

честным было воровство. Настоящей, крепкой устойчивости в его натуре нет.

Он может в критическую минуту пасть духом и превратиться в жалкого

труса, который только и способен восклицать: «О! Горе мне, горе», как это

было в эпизоде о разыгравшейся буре. Панург задолго до встречи с

Пантагрюэлем отбросил в сторону этические принципы и общественную

мораль, в нем прочно сложился характер плута и эгоиста. Он пародия на

среднестатистического городского бродяжку, каких полным-полно бродило по

свету. Но в то же время он не лишен какого-то большого обаяния,

которым сам зачастую любуется и на которое надеется в критических

ситуациях. Но самое главное, что он предчувствует лучшее будущее, в

котором такие, как он будут иметь место под солнцем.

Панург нужен не только Пантагрюэлю, но и самому Рабле. Великому

писателю нужен его острый язык, его дерзость, его умение выставлять в

смешном виде все то, с чем боролись гуманисты.

Другой яркий образ в романе – брат Жан, приятель Гаргантюа. Это тоже

человек из народа, веселый и обходительный. У него мозолистые руки,

изворотливый ум, масса энергии. Он привык труду, никогда не тратит время

в пустую. Даже в то время, когда, стоя на клиросе, он поет за панихидой

или заутреней, он мастерит тетиву для арбалета, оттачивает стрелы, плетет

сети и силки для кроликов. По поводу соблюдения поста и целомудренности у

брата Жана свои соображения: «Из всех рыб, не считая линя,… лучше всего

крылышко куропатки или же окорочек монашки». Когда враги вторглись в

утопию, Жан превратился в богатыря и разнес «в пух и прах» неприятеля,

проявив чудеса храбрости. По поводу основного своего занятия, монашества,

то тут брат Жан не питает особых идей. Рясу он носит по привычке, а

спится ему лучше всего на проповеди или молитве. Во французской

литературе эпохи возражения не найти другого такого яркого и

привлекательного изображения простолюдина, любящего жизнь и способного на

подвиг.

Общий друг Панурга и брата Жана – Пантагрюэль. С первого появления он

в центре рассказа, хотя иногда и уступает передние планы другим.

Уравновешенный, мудрый, ученый, гуманный, он обо всем успел подумать и

составить мнение. Его спокойное, веское слово всегда вносит

умиротворение в самые горячие споры, осаживает пылкие порывы брата Жана и

хитроумные планы Панурга. В нем Рабле выразил свой идеал монарха, и, быть

может, человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально

существующих монархов. И Франциска и Генриха II он далеко превосходит по

своим качествам. Пантагрюэль великан и по росту и по своим достоинствам.

Роман Рабле – крупнейший памятник французского Ренессанса. Великое

произведение этого борца за новое общество, художника и мыслителя, имеет

полное право считаться национальным и мировым шедевром. Роман создан в

эпоху Возрождения – время, когда мир закончил свое политическое

объединение и создавал новую, весьма отличную от старой, культуру. Роман

писался на стыке эпох, во время перемен и потрясений, и отражает все

противоречия и недочеты, существовавшие в жизни.

В мировой литературе роман по праву занимает одной из самых почетных

мест. Многие крупнейшие писатели восторгались им, шли за ним, учились у

него и реализму и сатире, учились смеяться, ведь смех Рабле вселяет веру

в конечное торжество прогресса и разума. В его смехе всегда звучат

победные нотки.

Список используемой литературы.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: Правда, 1981.

Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Сост. Б.И.Пуришев. Москва,

«Просвещение» 1976.

Б.И.Пуришев. Литература эпохи Возрождение. Курс лекций. Москва

«Высшая школа» 1996.

История зарубежной литературы Раннее средневековье и Возрождение под

общей ред. В.М.Жирмунского Учпедгиз Москва 1959.

Энциклопедический словарь юного литературоведа Москва «Педагогика»

1987.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты