«Семейная идея» Л. Н. Толстого
«Семейная идея» Л. Н. Толстого
средняя общеобразо-
вательная школа №10
ст. Новопокровская
Краснодарский край
Реферат
На тему:
«Семенная идея» в творчестве
Льва Николаевича Толстого
Курилов Сергей
Евгеньевич
класс 11
Руководитель: Пинюшева
Алла Александровна
2002 год
План:
1. «Семейная идея» Л. Н. Толстого
2. «Война и мир»
3. Первоначальный текст. Внешность Пьера
4. Образ Наташи
5. Эпизод из деревенской жизни Наташи
6. Первая встреча князя Андрея и Наташи
7. Смерть князя Андрея
8. Сюжетная линия
9. Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей
10. Заключение (вывод)
11. Почему я выбрала эту тему?
Введение
Несколько секунд
они молча
смотрели в глаза
друг
другу, и далекое,
невозможное
вдруг стало близким,
возможным
и неизбежным.
Л. Н. Толстой.
1. «Семейная идея» в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих.
В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял неустанный интерес к
проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной.
Взгляды его на эти вопросы не оставались неизменными.
«Семейная идея» находит своё наивысшее воплощение в укладе
жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими
людьми в семействах Ростовых и Болконских, в эпилоге – Николая
Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас особенно интересуют
предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.
2. «Война и мир» – это не только величайшее произведения искусства слова,
это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на
страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х
годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой
художник становится творцом. В «Войне и мире» жизнь предстаёт в её
глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе.
Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной
действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как
скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в
котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической
жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно
гармонично, объёмно.
3. Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера.
Пьер чувствует себя «частью этой огромной невидимой цепи, которой начало
скрывается в небесах». «Я чувствую, что надо мной живут духи и что в
этом мире есть правда», - говорит он, а в плену «прозревает» свою
«бессмертную душу». «Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее
стала его неловкость. Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими
как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени
отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…»
А каким он предстаёт в окончательном варианте?
«… массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в
очках…» с умным, робким, наблюдательным и естественным
взглядом.
Какой можно сделать вывод?
- В романе дается более сдержанное и краткое описание.
Да, исчезает первоначальная резкость, менее заметным делается
контраст между плотским и духовным началом. Внимание: после
освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился, плотское
начало в нём как бы отступает. «Пьер чувствовал себя особенно
дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал…»; «…
говорил быстро, оживлёно»; «Он покраснел радостно и страдальчески
болезненно. Он хотел скрыть своё волнение»; «… часто удивлял людей,
встречавшихся с ним, своими замечательными, выражавшими тайное
согласие, счастливыми взглядами». Здесь видна только его душа,
светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении.
4. Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи.
«Наталья, 15 лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и всё
удаётся, и всех тормошит, и всеми любима. Музыкой обладает, понимает и
до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдруг безумно радостна.
…Глупа. Но мила, необразованна, ничего не знает и всегда
умеет скрыть. Влюблена в учителя, в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней.
Первый бал, влюблена в царя. Деревня, Михаил, влюблена, падение. Ужас и
весёлость. Концерт. Отношения полудружбы с Аркадием. С Петром. Она
хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него. Объяснение. Свадьба
– платья».
Да, описание приобретает эстетически законченную форму. И,
вероятно, случайно автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет. В ней ещё
чувствуется непосредственность детского обаяния. И мы имеем возможность
проследить более сложный путь развития и становления характера.
Прототипом Наташи в какой-то степени послужили Танечка Берс, младшая
сестра Софьи Андреевны. Толстой указывал на близость этого типа к типу
его героини. Во время работы над романом Лев Николаевич был особенно
дружен с Таней. Он любил слушать её пение, часто сам аккомпанировал ей
на фортепиано. Танечка сопровождала его в верховой езде и на охоте.
«Прелесть наивности эгоизма и чутья», «милая, беснующая, энергическая
натура», «прелестная натура и сердце» – так отзывался он о ней в
дневнике и в письмах. Писатель использовал некоторые эпизоды из её
жизни. Например, сцена венчания Бориса с куклой Мими имела место в
действительности, но в окончательный текст не была включена. Зато
писатель оставил две фразы, художественно более оправданные, чем целый
эпизод.
«Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую
вынула из под юбочки.
- Видите?.. Кукла… Мими.… Видите?».
«Борис, улыбаясь, шёл за нею.
- Какая же это одна вещь? – спросил он. Она смутилась,
оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла
её в руки.
- Поцелуйте куклу, - сказала она».
«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней,
забежала вперёд дядюшки и, подперши руками в боки, сделала движение
плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха,
которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-
француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и
приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и
ждал от неё дядюшка».
5. В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни
Наташи, раскрывающие её близость и любовь к природе. Летом,
действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не
притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива. Она вставала рано
утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за
грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к
реке и там купалась в устроенной купальне. Наташа с радостною гордостью
выучилась плавать. Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в
сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С
каждым днём она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше
и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была
счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она
опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещё более
чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную
ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в
этом никакой надобности.»
Почему писатель исключил это прекрасное описание, так много
объясняющее в становлении внутреннего мира героини. Возможно, потому,
что оно слишком разъясняет образ девушки. В романе показаны близость и
любовь Наташи к природе и простым людям, но более тонко и более
художественно, в самой сюжетной линии. Иногда это незначительные детали
и штрихи (во время охоты), иногда скульптурно отделанная сцена (пляска
у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная ночь в Отрадном, святки). Мы
знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическую
функцию: как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их
душевные тончайшие движения.
«- …Нет, я поеду, непременно поеду, - сказала решительно
Наташа.»
« …Илагин… приятно улыбнувшись, сказал, что графиня [Наташа]
представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей».
6. Экзотичная первая встреча князя Андрея и Наташи.
«Какой-то шум, похожий на звук влетевшей в комнату и бившейся
об окно птицы, послышался на окне, выходившем на балкон, и отчаянный и
веселый голос кричал: - Отворите, я защепилася, мама! Я защепилася, -
кричал, смеясь и плача, как показалось князю Андрею, какой-то мальчик,
стоявший на окне. Увидев его, мальчик, и прелестный мальчик, встряхнув
чёрными кудрями, покраснел, закрыл лицо руками и соскочил с окна».
Хорошо. В окончательном же варианте всё проще, естественнее и
… больнее. Уже в этой мимолётной встрече предчувствуется то невыразимое
счастье и острое страдание, которое принесёт в жизнь князя Андрея
Наташа.
7. Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть
князя Андрея – событие само по себе потрясающее – описана просто и
безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не
оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры.
Для князя Андрея смерть – новый, завершающий этап духовного развития.
Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким
людям.
Смерть – таинство. И писатель надевает покров молчания на это
событие.
Очень бережного и пристального внимания заслуживает сюжетная
линия Николай Ростов – княжна Марья – Соня. В её основу положены
некоторые внешние события жизни родителей и троюродной тётушки Льва
Николаевича.
Творчески переработанные, жизненные впечатления видоизменились
на страницах романа, приобрели самостоятельное значение.
8. Сюжетная линия: князь Андрей, Наташа, Пьер – претерпела много
изменений. В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа
встречаются как друзья. Любви между ними нет.
«- Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношениям с
Ростовой?
- Да, я хотела…
- Прежнее всё забыто. Я искатель, которому отказано, и я не
тужу. Мы дружны и навсегда останемся дружны…
- Но я понимаю, - сказала княжна Марья и подумала, что
гордость князя Андрея не могла ему позволить вполне простить её.
- Да, да, - сказал князь Андрей, отвечая на её мысли».
Наташа выходит замуж за Пьера. Князь Андрей выздоравливает.
В другом варианте князь Андрей и Наташа обручились. Через
некоторое время Болконский умирает, но ни предсмертное состояние, ни
сама смерть не описаны.
Эти эпизоды, доработанные Толстым для окончательного варианта,
- чудо художественного совершенства.
Сцена свидания Наташи и раненого князя Андрея как бы мягко
освещена высшим духовным светом, проникающим во всё их существо. Слов
очень немного, но они и не нужны: происходит таинственное общение душ.
Образы приобретают удивительную легкость и грацию.
«Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо
всех людей в мире ему более всего хотелось любить тою новою, чистою,
божескою любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на
коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился,
но тихо обрадовался. Наташа, соя на коленях, испуганно, но приковано
(она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её
было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
- Вы? – сказал он. – Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на
коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала
целовать её, чуть дотрагиваясь губами.
- Простите! – сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на
него. – Простите меня.
- Я вас люблю, - сказал князь Андрей.
- …Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей,
поднимая рукой её лицо так, чтобы он мог глядеть в её глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и
радостно любовно смотрели на него.
9. Характер отношений между Николаем Ростовым и княжной Марьей в
процессе работы писателя над романом меняется.
Находясь в Богучарове, княжна Марья невольно предается поэтическим
мечтам. «Кто знает, может быть, это моё положение теперь, здесь и в
опасности сведёт меня с ним. …Может, завтра на нас нападут неприятели,
и он спасёт меня. Может быть, он едет теперь». Лев Николаевич исключает
это описание, вероятно, как излишне романтическое. При первой встрече
Николая с княжной Марьей обращает на себя внимание одна деталь,
впоследствии опущенная писателем. «Княжна Марья, как и всегда,
произвела своим некрасивым лицом неприятное впечатление на Ростова». И
лишь когда она начала говорить, это впечатление исчезло. В
окончательном тексте Николай, пожалуй, единственный человек, который
никогда не замечал некрасивости княжны.» …Какая кротость, благородство
в её чертах и в выражении! – думал он, слушая её робкий рассказ».
Каждая фраза и мысль, каждое слово в этой короткой сцене говорят о
зарождающейся глубокой любви.
По-иному описана встреча в Воронеже. Николай «почти грубо отвечал на
заискивание губернаторши о сватовстве». Затем он получил письмо из
дому, в котором сообщалось, что, по мнению доктора, рана князя Андрея
не так опасна и что он обручился с Наташей. Отсюда следовало, что
Николай Ростов не мог жениться на княжне Марье. Он радовался известиям,
полученным из дому, и ещё тому, что «между ним и ею уничтожатся эти
неприятные, натянутые, произведённые сватовством отношения». Не менее
возмущена сватовством и княжна Марья.
Толстой не включил этот эпизод в окончательный текст, потому что
была бы нарушена логика развития характеров.
В одном из ранних вариантов женитьбы Николая на княжне Марье
представлена весьма прозаично. «В это время княжна Марья приехала в
Москву, и Nicolas, открыв ей положение своих дел, сделал ей предложение
и был принят”.
Этот вариант писатель также отвергает.
10. Художественно переработанная сцена объяснения показывает всю силу
чувств героев, их нравственную красоту. Интонации голоса, жесты,
выражение лица и глаз – всё говорит о понимании и единении душ двух
любящих людей.
Персонажи, несущие в себе разрушительное начало, почти не
подвергались творческой правке. Внутреннее развитие, как в ранних
редакциях, так и в окончательном тексте им не свойственно. Таковы
Василий Куракин, Элен, Анатоль. Семья для них не имеет никакого
положительного значения. Жизненная позиция приводит их к краху:
совершенной бездуховности и нравственной распущенности.
11. Роман «Война и мир» – одно из центральных произведений великого
писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие
персонажей и событий, это в первую очередь произведение о людях, об их
поисках своей мечты в жизни. На фоне масштабных исторических событий
Толстого интригует частная жизнь человека, которая состоит не в
служении людям вообще, своему сословию, народу, государству, а в
служении своим родным. Это «мысль семенная» наиболее ярко воплотилась в
образах женщин, в первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи
Болконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и
жизненных трудностей ведёт героинь к идеалу частной жизни – к семье.
Читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и
событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в простых
оценках – характеристиках, и в авторской интонации.
Список литературы:
газета «Литература»,
«приложение к «Первому Сентябрю».
|