рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

«Семейная идея» Л. Н. Толстого


«Семейная идея» Л. Н. Толстого

средняя общеобразо-

вательная школа №10

ст. Новопокровская

Краснодарский край

Реферат

На тему:

«Семенная идея» в творчестве

Льва Николаевича Толстого

Курилов Сергей

Евгеньевич

класс 11

Руководитель: Пинюшева

Алла Александровна

2002 год

План:

1. «Семейная идея» Л. Н. Толстого

2. «Война и мир»

3. Первоначальный текст. Внешность Пьера

4. Образ Наташи

5. Эпизод из деревенской жизни Наташи

6. Первая встреча князя Андрея и Наташи

7. Смерть князя Андрея

8. Сюжетная линия

9. Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей

10. Заключение (вывод)

11. Почему я выбрала эту тему?

Введение

Несколько секунд

они молча

смотрели в глаза

друг

другу, и далекое,

невозможное

вдруг стало близким,

возможным

и неизбежным.

Л. Н. Толстой.

1. «Семейная идея» в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих.

В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял неустанный интерес к

проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной.

Взгляды его на эти вопросы не оставались неизменными.

«Семейная идея» находит своё наивысшее воплощение в укладе

жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими

людьми в семействах Ростовых и Болконских, в эпилоге – Николая

Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас особенно интересуют

предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.

2. «Война и мир» – это не только величайшее произведения искусства слова,

это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на

страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х

годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой

художник становится творцом. В «Войне и мире» жизнь предстаёт в её

глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе.

Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной

действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как

скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в

котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической

жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно

гармонично, объёмно.

3. Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера.

Пьер чувствует себя «частью этой огромной невидимой цепи, которой начало

скрывается в небесах». «Я чувствую, что надо мной живут духи и что в

этом мире есть правда», - говорит он, а в плену «прозревает» свою

«бессмертную душу». «Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее

стала его неловкость. Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими

как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени

отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…»

А каким он предстаёт в окончательном варианте?

«… массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в

очках…» с умным, робким, наблюдательным и естественным

взглядом.

Какой можно сделать вывод?

- В романе дается более сдержанное и краткое описание.

Да, исчезает первоначальная резкость, менее заметным делается

контраст между плотским и духовным началом. Внимание: после

освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился, плотское

начало в нём как бы отступает. «Пьер чувствовал себя особенно

дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал…»; «…

говорил быстро, оживлёно»; «Он покраснел радостно и страдальчески

болезненно. Он хотел скрыть своё волнение»; «… часто удивлял людей,

встречавшихся с ним, своими замечательными, выражавшими тайное

согласие, счастливыми взглядами». Здесь видна только его душа,

светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении.

4. Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи.

«Наталья, 15 лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и всё

удаётся, и всех тормошит, и всеми любима. Музыкой обладает, понимает и

до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдруг безумно радостна.

…Глупа. Но мила, необразованна, ничего не знает и всегда

умеет скрыть. Влюблена в учителя, в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней.

Первый бал, влюблена в царя. Деревня, Михаил, влюблена, падение. Ужас и

весёлость. Концерт. Отношения полудружбы с Аркадием. С Петром. Она

хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него. Объяснение. Свадьба

– платья».

Да, описание приобретает эстетически законченную форму. И,

вероятно, случайно автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет. В ней ещё

чувствуется непосредственность детского обаяния. И мы имеем возможность

проследить более сложный путь развития и становления характера.

Прототипом Наташи в какой-то степени послужили Танечка Берс, младшая

сестра Софьи Андреевны. Толстой указывал на близость этого типа к типу

его героини. Во время работы над романом Лев Николаевич был особенно

дружен с Таней. Он любил слушать её пение, часто сам аккомпанировал ей

на фортепиано. Танечка сопровождала его в верховой езде и на охоте.

«Прелесть наивности эгоизма и чутья», «милая, беснующая, энергическая

натура», «прелестная натура и сердце» – так отзывался он о ней в

дневнике и в письмах. Писатель использовал некоторые эпизоды из её

жизни. Например, сцена венчания Бориса с куклой Мими имела место в

действительности, но в окончательный текст не была включена. Зато

писатель оставил две фразы, художественно более оправданные, чем целый

эпизод.

«Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую

вынула из под юбочки.

- Видите?.. Кукла… Мими.… Видите?».

«Борис, улыбаясь, шёл за нею.

- Какая же это одна вещь? – спросил он. Она смутилась,

оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла

её в руки.

- Поцелуйте куклу, - сказала она».

«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней,

забежала вперёд дядюшки и, подперши руками в боки, сделала движение

плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха,

которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-

француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и

приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и

ждал от неё дядюшка».

5. В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни

Наташи, раскрывающие её близость и любовь к природе. Летом,

действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не

притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива. Она вставала рано

утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за

грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к

реке и там купалась в устроенной купальне. Наташа с радостною гордостью

выучилась плавать. Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в

сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С

каждым днём она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше

и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была

счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она

опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещё более

чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную

ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в

этом никакой надобности.»

Почему писатель исключил это прекрасное описание, так много

объясняющее в становлении внутреннего мира героини. Возможно, потому,

что оно слишком разъясняет образ девушки. В романе показаны близость и

любовь Наташи к природе и простым людям, но более тонко и более

художественно, в самой сюжетной линии. Иногда это незначительные детали

и штрихи (во время охоты), иногда скульптурно отделанная сцена (пляска

у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная ночь в Отрадном, святки). Мы

знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическую

функцию: как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их

душевные тончайшие движения.

«- …Нет, я поеду, непременно поеду, - сказала решительно

Наташа.»

« …Илагин… приятно улыбнувшись, сказал, что графиня [Наташа]

представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей».

6. Экзотичная первая встреча князя Андрея и Наташи.

«Какой-то шум, похожий на звук влетевшей в комнату и бившейся

об окно птицы, послышался на окне, выходившем на балкон, и отчаянный и

веселый голос кричал: - Отворите, я защепилася, мама! Я защепилася, -

кричал, смеясь и плача, как показалось князю Андрею, какой-то мальчик,

стоявший на окне. Увидев его, мальчик, и прелестный мальчик, встряхнув

чёрными кудрями, покраснел, закрыл лицо руками и соскочил с окна».

Хорошо. В окончательном же варианте всё проще, естественнее и

… больнее. Уже в этой мимолётной встрече предчувствуется то невыразимое

счастье и острое страдание, которое принесёт в жизнь князя Андрея

Наташа.

7. Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть

князя Андрея – событие само по себе потрясающее – описана просто и

безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не

оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры.

Для князя Андрея смерть – новый, завершающий этап духовного развития.

Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким

людям.

Смерть – таинство. И писатель надевает покров молчания на это

событие.

Очень бережного и пристального внимания заслуживает сюжетная

линия Николай Ростов – княжна Марья – Соня. В её основу положены

некоторые внешние события жизни родителей и троюродной тётушки Льва

Николаевича.

Творчески переработанные, жизненные впечатления видоизменились

на страницах романа, приобрели самостоятельное значение.

8. Сюжетная линия: князь Андрей, Наташа, Пьер – претерпела много

изменений. В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа

встречаются как друзья. Любви между ними нет.

«- Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношениям с

Ростовой?

- Да, я хотела…

- Прежнее всё забыто. Я искатель, которому отказано, и я не

тужу. Мы дружны и навсегда останемся дружны…

- Но я понимаю, - сказала княжна Марья и подумала, что

гордость князя Андрея не могла ему позволить вполне простить её.

- Да, да, - сказал князь Андрей, отвечая на её мысли».

Наташа выходит замуж за Пьера. Князь Андрей выздоравливает.

В другом варианте князь Андрей и Наташа обручились. Через

некоторое время Болконский умирает, но ни предсмертное состояние, ни

сама смерть не описаны.

Эти эпизоды, доработанные Толстым для окончательного варианта,

- чудо художественного совершенства.

Сцена свидания Наташи и раненого князя Андрея как бы мягко

освещена высшим духовным светом, проникающим во всё их существо. Слов

очень немного, но они и не нужны: происходит таинственное общение душ.

Образы приобретают удивительную легкость и грацию.

«Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо

всех людей в мире ему более всего хотелось любить тою новою, чистою,

божескою любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на

коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился,

но тихо обрадовался. Наташа, соя на коленях, испуганно, но приковано

(она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её

было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.

Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.

- Вы? – сказал он. – Как счастливо!

Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на

коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала

целовать её, чуть дотрагиваясь губами.

- Простите! – сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на

него. – Простите меня.

- Я вас люблю, - сказал князь Андрей.

- …Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей,

поднимая рукой её лицо так, чтобы он мог глядеть в её глаза.

Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и

радостно любовно смотрели на него.

9. Характер отношений между Николаем Ростовым и княжной Марьей в

процессе работы писателя над романом меняется.

Находясь в Богучарове, княжна Марья невольно предается поэтическим

мечтам. «Кто знает, может быть, это моё положение теперь, здесь и в

опасности сведёт меня с ним. …Может, завтра на нас нападут неприятели,

и он спасёт меня. Может быть, он едет теперь». Лев Николаевич исключает

это описание, вероятно, как излишне романтическое. При первой встрече

Николая с княжной Марьей обращает на себя внимание одна деталь,

впоследствии опущенная писателем. «Княжна Марья, как и всегда,

произвела своим некрасивым лицом неприятное впечатление на Ростова». И

лишь когда она начала говорить, это впечатление исчезло. В

окончательном тексте Николай, пожалуй, единственный человек, который

никогда не замечал некрасивости княжны.» …Какая кротость, благородство

в её чертах и в выражении! – думал он, слушая её робкий рассказ».

Каждая фраза и мысль, каждое слово в этой короткой сцене говорят о

зарождающейся глубокой любви.

По-иному описана встреча в Воронеже. Николай «почти грубо отвечал на

заискивание губернаторши о сватовстве». Затем он получил письмо из

дому, в котором сообщалось, что, по мнению доктора, рана князя Андрея

не так опасна и что он обручился с Наташей. Отсюда следовало, что

Николай Ростов не мог жениться на княжне Марье. Он радовался известиям,

полученным из дому, и ещё тому, что «между ним и ею уничтожатся эти

неприятные, натянутые, произведённые сватовством отношения». Не менее

возмущена сватовством и княжна Марья.

Толстой не включил этот эпизод в окончательный текст, потому что

была бы нарушена логика развития характеров.

В одном из ранних вариантов женитьбы Николая на княжне Марье

представлена весьма прозаично. «В это время княжна Марья приехала в

Москву, и Nicolas, открыв ей положение своих дел, сделал ей предложение

и был принят”.

Этот вариант писатель также отвергает.

10. Художественно переработанная сцена объяснения показывает всю силу

чувств героев, их нравственную красоту. Интонации голоса, жесты,

выражение лица и глаз – всё говорит о понимании и единении душ двух

любящих людей.

Персонажи, несущие в себе разрушительное начало, почти не

подвергались творческой правке. Внутреннее развитие, как в ранних

редакциях, так и в окончательном тексте им не свойственно. Таковы

Василий Куракин, Элен, Анатоль. Семья для них не имеет никакого

положительного значения. Жизненная позиция приводит их к краху:

совершенной бездуховности и нравственной распущенности.

11. Роман «Война и мир» – одно из центральных произведений великого

писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие

персонажей и событий, это в первую очередь произведение о людях, об их

поисках своей мечты в жизни. На фоне масштабных исторических событий

Толстого интригует частная жизнь человека, которая состоит не в

служении людям вообще, своему сословию, народу, государству, а в

служении своим родным. Это «мысль семенная» наиболее ярко воплотилась в

образах женщин, в первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи

Болконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и

жизненных трудностей ведёт героинь к идеалу частной жизни – к семье.

Читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и

событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в простых

оценках – характеристиках, и в авторской интонации.

Список литературы:

газета «Литература»,

«приложение к «Первому Сентябрю».



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты