рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Шесть пейзажей а романе И.С. Тургенева Отцы и дети


Шесть пейзажей а романе И.С. Тургенева Отцы и дети

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В

художественных произведениях писатели используют описание природы, её

влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.

Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях”

приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий

бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными берегами, и крошечные

пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными,

часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные

сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными

кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех

порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.

И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман

светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое

настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном,

соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело

и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и

травы.”

И. С. Тургенев мастерски использует картины природы для выявления,

подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.

Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит

из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой

человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует её. Забывшись,

Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает

Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг отвечает:”Пустяки, в том

значении, в каком ты её понимаешь.”

Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем,

который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит

почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У

Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит,

любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не

сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж:

освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает

воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по

прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к

небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем

его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру

Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует

природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

Полной противоположностью своему брату является Павел Петрович. В тот

же вечер, когда Николай Петрович придаётся воспоминаниям, он тоже

прогуливается в саду и глядит на звёзды, но они не вызывают у него никаких

эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и

страстная, на французский лад мизантропическая душа». Природа здесь –

тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному состоянию Павла

Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».

Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей.

Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли

оттеняется

описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие пестрые тучки стояли

барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и

травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё

хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он

использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях

персонажей.

Базаров – главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной

стороны – всё отрицающий нигилист, но в то же время – скрытый романтик, в

чём боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием

Базаров замечает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней

работник», а всякое другое её восприятие «пустяки». Он считает, что в

окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного

человеку. Сирень и акацию называет «добрыми ребятами» и искренне, по-

хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща – природа должна приносить

пользу, в этом её назначение.

Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать

за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.

Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам

попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он даже

завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не призывать

чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный». В горькую минуту

жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью,

аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.

Вероятно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые Евгений

не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с

негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет

рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и

её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый романтизм», презирает его.

Трудный, внутренний процесс познания истинной любви заставляет Евгения

по-новому почувствовать природу.

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, -

поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это

на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась

«раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову,

материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся

таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом

окружающий мир.

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство

любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня

их свадьбы: «Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем

на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами

людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». С помощью эпитетов «белая»

зима, «розовый» иней автор передаёт радостное настроение молодожёнов,

решивших навсегда связать свои судьбы в браке.

Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё и самостоятельный образ

родины, образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева

выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.

Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный

пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В

это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и

искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем

утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его

героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле

Базарова, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной». Смерть

неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты