рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Современность сатиры В.В.Маяковского


Современность сатиры В.В.Маяковского

Современность сатиры В.В. Маяковского.

Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, всё делится на

чёрное и белое, полутона почти отсутствуют. «Ненавижу всяческую мертвечину,

обожаю всяческую жизнь» – вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта

ненависть к «мертвечине» ярче всего проявляется в сатирических

произведениях. При этом Маяковский предельно чёток в разграничениях,

последователен и гиперболичен, то есть, способен преувеличивать и доводить

предмет сатиры до абсурда.

Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию

сатирических произведений, является безусловная вера Маяковского в силу

слова («Я знаю силу слов, я знаю слов набат…»). Поэту всегда было

свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием

этого являются прямые постоянные обращения к читателю и стремление

Маяковского к общедоступности его сатиры (известно, что его стихи

печатались даже на конфетных обёртках), лёгкость тиха, ритма и рифмы.

В своей статье «Как делать стихи» Маяковский указывает, что писать те или

иные стихи его побуждает «творческая необходимость, социальный заказ». Поэт

ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения.

Отсюда – поразительная злободневность стихов Маяковского, материал для

которых брался непосредственно из жизни. А потому темы и образы сатиры в

разные периоды творчества поэта различны.

До революции поэт считает мёртвым весь мир, и поэтому весь мир становится

объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит её,

отсюда – постоянный вызов толпе в названиях стихотворений («Нате!», «Вам!»,

«Эй!»).

Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приёмы и

переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна («Гимн обеду»),

широко использует метафору («Легко ли критикам наше бельё ежедневно

прополаскивать в газетной странице?»), искажённые цитаты (Мысль одна под

волосица вложена: «Причёсываться? Зачем же?! На время не стоит труда, а

вечно причёсанным быть невозможно…»).

После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского.

«Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…» -

провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.

Аудитория сатиры Маяковского – 150000000. Отсюда – появление главных её

качеств – простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры

народные – частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по

одной схеме: общие соображения по теме стиха («Хоть пока победила

крестьянская рать, хоть пока на границах мир, не время ещё в землю штык

втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет сатиры («Кто из вас не

крещёным огнём, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай

о нём, вникли в этот сказочный случай»); фантастическая сказочная история,

имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение

читателям («Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами

побывать ли?»).

В период с 1919 по 1922 год идёт работа Маяковского в окнах РОСТа,

которые поэт назвал «красочной историей трёх боевейших годов Союза». Язык

произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные

жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство.

Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приёмы и

навыки.

В 1921 году выходит стихотворение «О дряни»: Слава, славе героям!!!

Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Стихотворение

«О дряни» становится программным для последующего творчества Маяковского.

Бури утихомирились, «и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Мещанство

у поэта – это не сословие, а нравственная категория. После отступления

опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт.

Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы («И мне с

эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!»), на стене у

него портрет Маркса, котёнок греется, «на «Известиях» лежа». Для

Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует приём оживления вещей

– портрет оказывается живее настоящих людей.

Итак, «мещане» и «обывательщина», по мнению поэта, являются первым врагом

республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой

Маяковский увидел сразу после революции (в автобиографии «Я сам» в главе

«Октябрь» он записал: «Начинают заседать»). В 1922 году поэт пишет

лейтмотивное для этой темы стихотворение «Прозаседавшиеся». Сам факт

постоянных заседаний там доводится до абсурда («Поневоле приходится

раздвоятся. До пояса здесь – остальное там»). В конце, как обычно, даётся

вывод- -указание к действию: «О, хотя бы ещё одно заседание относительно

искоренения всех заседаний!» Тема бюрократии развивается также в стихах

«Бюрократиада», «Анчар», «Фабрика бюрократов».

Кроме главных вышеуказанных пороков нового общества Маяковский критикует

религию, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество,

трусость, сплетничество. Сатирические произведения поэта – это всегда

деятельный призыв к искоренению недостатков.

Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на

бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе (циклы «Стихи об

Америке», «Париж» и прочие.). Маяковский высмеивает мещанство в различных

аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.

Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений

автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а

увеличительное стекло, всё работает на гиперболизацию. «Мистерия-буфф»,-

сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан, «Баня» – пьеса

о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается

за счёт преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.

Всё сатирическое творчество Маяковского отчётливо ориентировано на

будущие. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и

что его произведения могут этому помочь.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты