Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева 'Собака'
Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева 'Собака'
Собака.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя
не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,
что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и
светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется
пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева
«Собака»
Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок
Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни
и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем
самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о
незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом
говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь»,
«огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить
следующие микротемы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»),
собака.
Данный текст является примером художественной литературы. Показатель
этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев
олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он
применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет
собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека:
«немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев
сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого
использует прилагательное-эпитет «трепетный».
Интересны также стилистические средства, используемые для создания
образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы,
которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким
крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,
которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к
другой» (метафора).
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама
себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой
из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется
как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между
человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без
слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием,
используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и
«мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами,
используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть
равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для
выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется
словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек,
одна и та же жизнь).
Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы
подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки,
Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова
животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».
Для выражения основной идеи произведения используется также ряд
синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической
интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и
в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения
замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным
широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она
также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются
взглядами…»
Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления:
«Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю».
Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе
особую экспрессию.
«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не
животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак
используется для усиления отрицания.
Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство
экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой
именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так
как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при
чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности.
Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи
передает течение мыслей человека.
Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь
жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед
смертью.
Стилистический Анализ
Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева
«Собака»
Константинова И.А.
Группа 208
|