Схема анализа литературно-художественного произведения
Схема анализа литературно-художественного произведения
При анализе художественного произведения следует различать идейное
содержание и художественную форму.
А. Идейное содержание включает:
1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические
характеры в их взаимодействии;
2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже
отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном
изображении;
3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к
изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира,
юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя,
раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя
или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем
действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены
к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой
героического в художественной литературе является героика действительности,
борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за
свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и
неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и
принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический
пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы.
Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера
противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам.
Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и
значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в
«Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных
видах пафоса.
Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с
помощью которого утверждается значительность стремления личности к
эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому
близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой
сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в
себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее
общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является
категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на
значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и
поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник
смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание
социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса
сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере
человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.
Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое
противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в
своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая
усмешка, гомерический хохот.
Б. Художественная форма включает:
1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их
переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж,
сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков
персонажей во времени и пространстве);
2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и
описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные
эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение
предметных деталей в пределах отдельного образа);
3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской
речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности
поэтической речи в целом.
Схема анализа литературно-художественного произведения.
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка
действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование,
отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника
произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.
А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов,
склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы
воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного
образа.
План разбора лирического стихотворения.
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
5. Ведущая тема.
6. Основная мысль.
7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике
или статике.
8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
9. Преобладание общественных или личных интонаций.
X. Структура стихотворения:
11. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором:
метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота,
ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет,
повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос,
обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая;
простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая),
игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима,
октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды
звуковой инструментовки.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах.
1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его
мировоззрение.
2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.
3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных
событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в
произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане,
разночинцы, интеллигенция, рабочие).
4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со
стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений
современников).
5. Краткий план содержания.
|