рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера Одиссей и Илиада


Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера Одиссей и Илиада

Сюжетная основа "Илиады" и "Одиссеи" - это отзвуки дошедших до

Гомера через 500 лет сведений о Троянской войне (XII в. до н.э.), в ходе

которой микенские воины-ахейцы захватили и разграбили город. Это событие,

знаменовавшее один из древнейших этапов борьбы между народами Азии и

Европы, было основательно переработано мифологическим сознанием тогдашних

людей и стало неисчерпаемым источником мифов, преданий, сказаний.

Совершенно незначительный по позднейшим масштабам исторический эпизод (а

Троя в ходе тысячелетий многократно разорялась, гибла и восстанавливалась)

превращается в еще догомеровском мифе в грандиозное событие, определяющее

судьбы богов и людей. Греки и троянцы истребляют друг друга во исполнение

воли Зевса, решившего сократить число людей из-за их нечестия. Но при этом

и сами олимпийские боги участвуют в битвах, как будто осознавая, что и их

участь каким-то таинственным образом связана с земным уделом.

Величайшим новаторством Гомера, которое и выдвигает его в статус

создателя всей европейской литературы, является принцип синекдохи (часть

вместо целого), взятый им как основа сюжетостроения "Илиады" и "Одиссеи", -

не все десять лет Троянской войны (как то предполагалось мифом), а всего

лишь 51 день, да и то из них полно освещены события девяти дней; не десять

лет возвращения Одиссея, а всего 40 дней, из которых наполнены важными

событиями опять-таки девять дней. Такая концентрированность действия

позволила Гомеру создать "оптимальные" объемы поэм (15 693 стихотворные

строки в "Илиаде", 12 110 строк в "Одиссее"), которые, с одной стороны,

создают впечатление эпического размаха, с другой же - не превышают размеры

среднего европейского романа. Предвосхитил Гомер и ту традицию в прозе XX

в., которая побуждает романистов ограничивать действие больших романов

одним или несколькими днями (Дж. Джойс, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер).

"Одиссея" рисует более позднюю эпоху, чем "Илиада" - в первой

показана более развитая рабовладельческая система. Вместе с тем обе поэмы

отмечены единством стиля и композиционных принципов, что делает их своего

рода дилогией и диптихом. В обеих сюжет строится на фольклорно-сказочном

мотиве "недостачи" (Ахилл хочет вернуть отобранную у него Бризеиду, Одиссей

стремится к Пенелопе и мстит женихам, пытающимся отобрать ее у него),

действие связано с великими испытаниями и утратами (Ахилл теряет друга и

свои доспехи, оружие; Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей), а

в финале главный герой воссоединяется с любимой, хотя это торжество

отмечено и печалью (похороны Патрокла, предчувствие близкой гибели Ахилла;

новые тревоги Одиссея, которому судьба посылает очередные испытания).

Обращает на себя внимание и ритмическая упорядоченность расположения

эпизодов в поэмах. Так, в структуре "Илиады" прослеживается почти

зеркальная симметрия первой и второй половин поэмы - "смотру со стены" в 3-

й песне соответствует "смотр" в песни 22 (третьей от конца), возвращение

Хрисеиды отцу (песнь 1) имеет отклик в возвращении тела Гектора его отцу

(песнь последняя) и т.д. Примерно так же в "Одиссее" начало и конец поэмы

посвящены эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея

о его странствиях, в которых главное место занимает его спуск в Аид,

непосредственно перекликающийся с "Илиадой" (беседа Одиссея с душами Ахилла

и Агамемнона). Эта симметрия имеет большую смысловую нагрузку, образно

воплощая мифологические представления поэта о цикличном движении времени и

о сферическом устройстве гомеровского космоса. Ритмическая упорядоченность

помогает Гомеру как-то согласовывать и сглаживать многочисленные

противоречия, неувязки в тексте его поэм, служившие издавна аргументом

многих противников авторства Гомера. Эти неувязки в основном сюжетные: в

"Илиаде" один эпизодический персонаж убит (царь Пилемен, песнь 5), а в

песни 13 он оказывается жив и пр. Или в "Одиссее" главный герой только

ослепил Полифема (песнь 9), Афина же говорит Одиссею: ты разгневал

Посейдона "умерщвлением милого сына" бога (песнь 13). Но большинство

авторитетных гомероведов признает теперь, что древний поэт, комбинируя

различные мифы, мог не заботиться о согласовании всех мелких деталей друг с

другом. Тем более что и литераторы нового времени, замечая противоречия в

своих печатных произведениях, не всегда хотят исправлять их, как об этом с

улыбкой говорит Теккерей (см. Теккерей У.М. Собр. соч. - М., 1980. - Т. 12.

- С. 226). Для Гомера, как и для Шекспира, Сервантеса, Бальзака и др.

великих авторов, допускавших те или иные несогласованности в своих

произведениях, куда важнее была забота об единстве целого.

Ярко выражено стремление поэта придать этим объемным произведениям

определенную связность (через организацию фабулы вокруг одного основного

стержня, сходного построения первой и последней песен, благодаря

параллелям, связывающим отдельные песни, воссозданию предшествующих событий

и предсказанию будущих). Но более всего о единстве плана эпопеи

свидетельствуют логичное, последовательное развитие действия и цельные

образы главных героев.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных

типических образов.

Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский

герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная

натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних

героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости

и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев

его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он

становится похож на какого-то демона-истребителя.

Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII,

395-401) , и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских

пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186) . Наконец, он

смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему

за телом убитого им сына.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура

троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это -

представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к

соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится

вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается

наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим

уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как

остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут

поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в

сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502) , где мы видим его как мужа и

отца.

Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем

житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и

“многострадальный”. В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый

советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III,

202) . Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его

хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных

историй.

“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом

языке называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого

народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной

премудрости” [U3]1.

В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много

второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В

“Илиаде” таких лиц больше чем в “Одиссее”.

Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем

всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай

- спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное

в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих, далеко не привлекательными

чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца,

который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая

подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI,

817-857) .

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно

привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного

многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему

сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к

презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.

В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает

постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным

и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232) . В

конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом

образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.

В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы

Андромахи и Пенелопы.

Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной

тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя

в боях, “убить себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична.

При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и

братья, а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в

ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении

(XXIV, 723-745) . Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов

и в позднейшие времена.

Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в

“Одиссее”. В течение двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не

изменила к нему своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее

крайне трудное, так как она окружена недоброжелательными людьми, которые

считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и

царскую власть.

Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако

преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда

покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою

ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176) . Елена исполнена

презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия

этого человека (III, 390-420) .

Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются

цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая

характерна для эпохи “детства человеческого общества”. Они обрисованы с

замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой

правдой.

Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера

«Одиссей» и «Илиада»

Назаренко Н.

Студентка 1 курса

Фак-та Журналистики



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты