рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Тема любви в лирике Маяковского


Тема любви в лирике Маяковского

Тема любви в лирике Маяковского.

Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории

русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского

скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи

Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в

них чувства:

«Кроме любви твоей

мне нету солнца»

(«Лилечке»),

«Стою

огнем обвит

на несгорающем костре

немыслимой любви»

(«Человек»)

Лирический герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению и

очень одинок. Его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его

осуждают («Скрипка и немножко нервно», «Я»). В стихотворении «Дешевая

распродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за №единственное

слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение?

Неразделенной любовью. В стихотворении «Лиличка (вместо письма)» и поэме

«Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим («Завтра ты

забудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней нежностью выстлать твой

уходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и

очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах»:

Меня сейчас узнать не могли бы

жилистая громадина

стонет,

корчится…

Но возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете –

Я выхожу замуж.

Такой огромной силы любовь не нужна ей! Она холодна и иронична. И он

превращается в проснувшийся вулкан:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, -

Ему уже некуда деться.

В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-

ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре

крика «долой»:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру и

тому строю, где все покупается и продается.

В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь

все? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее

разворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели

она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но

если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое,

любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в

поэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о

самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство

должно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского не

устраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями,

предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь не

становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным

соревнованием со всем миром».

Что может позволить выйти в этом соревновании победителем? Для

Маяковского чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира. Чувство,

заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленьком

мирке»), неотъемлемо для него от ненавистного ему старья. Любящее сердце

вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществим

лишь в светлом будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь в

грядущее, преодолев «будничную чушь».

Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким

чувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о

сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано

лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал

оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся для

печати – передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» Маяковский размышляет не просто о любви – о ее

сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность

разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для

Маяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, созидающее его

заново. Поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени

адресат «Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к

которой обращен этот поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано

множество подробностей, деталей, не позволяющих стиху унестись в туманные

выси. Его любовь - «человеческая, простая», да и поэтическое вдохновение

проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

я хожу,

стишки пишу

в записную книжицу.

Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств»,

что названа «дрянью». Поэт говорит о том, что возвышает человека - о

стихии,

Ураган

огонь

вода

подступают в ропоте

обладающей целительной силой. И опять-таки используемые им поэтические

метафоры способствуют буквально материализации понятий. Произнесенное здесь

имя гениального Коперника дает представление о масштабах чувства, о котором

идет речь.

Привычное в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставление

земного и небесного, будничного и возвышенного – не для Маяковского. Он

начинал (в поэме «Облако в штанах») с решительного протеста против

возникавших в таких случаях сладкоголосых песнопений, со слов вызывающе

откровенных:

Мария!

поэт сонеты поет Тиане,

а я

весь из мяса, человек весь –

тело твое просто прошу,

как просят христиане –

«Хлеб наш насущный –

даждь нам днесь».

Необходимость в резко выраженном противопоставлении своих представлений о

любви, которая равнозначна самой жизни, исчезает. Нет нужды

противопоставлять обычное, земное прекрасному, высокому. Любовь дает

возможность ощутить их единство, поэзия – обнаружить его, выразить и

закрепить словом.

В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются с

замечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточная

для того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово,

вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ и

влечь,// которые глазом ослабли».

В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной,

драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не

смогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство

ревности, которое поэт обещает усмирить.

И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно

переносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством

революции во всемирном масштабе:

Я все равно

тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.

А в настоящем – так и не преодоленное одиночество.

Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог,

обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придает

сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегося

в адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относится

и к пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революции

и Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходом

революции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкам

предельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшей

страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо

наполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится в

социальный план. Поэтому, когда герой восклицает:

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

- слова о будущем торжестве революции становятся логическим завершением

стихотворения.

«Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно

выразить чувство, лежащее в основе стихотворения.

Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает

лирическому самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, свои

представления о мире, о месте человека в нем, о счастье. Отсюда его

ориентация на разговорную (часто – ораторскую) речь. Идя от настоящего,

поэт стремится в светлое будущее. Это определяет пафос его стихотворений.

Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть своя

правда, сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам

было бы неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания,

и трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Иными

словами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты