рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне в литературе


Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне в литературе

«Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы

победили»

А. Чаковский

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов.

Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы

должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами,

бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из

важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в

Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, не исчерпаема. Задачи современных

литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость

борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу,

идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с

фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать

глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их

собственной жизни.

Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические

произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических

процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой

истории /Романы К.Симонова. В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и

др./; психологическая проза, раскрывающая основы личности в трагических

коллизиях войны /В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др./;

художественно-документальные произведения / Д.Гранин, К.Воробьев, С.Смирнов

и др./; драматургия /пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука/; поэзия /стихи М.

Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко/

Независимо от жанра, все произведения объединены одним - «памятью сердца»,

страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

Автобиографическая повесть - «Это мы, господи!» была написана в 1943 году.

Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и

надо успеть, писал К.Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском

плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: «Стриженые головы,

голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к

месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути ...

и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку,

словно завещая - Мстить! Мстить! Мстить!»

Откроем лирическую повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка /Современная

пастораль/»

Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей,

слышал, как «трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков», одним

словом, воевал, а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три

дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и

... не смогло находиться среди крови, насилия, смерти.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его

произведения отличает нравственно-психологическая проблематика.

Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является

ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование

моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической

обусловленности.

Повесть «Сотников» Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный

женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем

кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают

в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою

предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и

позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства -

вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец,

когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он

идет сначала на компромисс, потом - на предательство и убийство товарища.

Анализируя этот характер В.Быков приходит к выводу, что истоки

предательства Рыбака выходят из детства, когда он шел на, казалось бы,

мелкие жизненные уловки.

Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя

и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и

слабым он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что

они оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший

его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.

Измученный пытками, шантажируемый фашистами («Мы все равно их найдем, а

тебя запишем в предатели»), он остается не сломленным. Истоками его

мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той

борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников

погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика,

встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.

Тема повести В. Козько «Скудный день» - оборванное войной детство, душевная

незаживающая рана. Место действия - небольшой белорусский городок; время

действия - 10 лет спустя после войны. Основное, что характеризует

произведение, - это напряженный тон повествования, который зависит не

сколько от сюжетного развития событий, сколько от внутреннего пафоса,

психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос определяет весь

стиль повести.

Колька Летичка /это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит/, маленьким

ребенком попал в концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали

кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те

нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще

отнимают у него память о прошлом.

И вот через 10 случайно попав на судебное заседание, слушая показания

бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло.

Страшное прошлое оживает - и убивает Кольку Летичку. Но смерть его

предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен:

никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в

детстве.

Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, - это эхо зова о помощи всех детей,

насильно отторгнутых от матерей: «Мама, спаси меня!» - закричал он на весь

зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и

тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в

Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве

высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» Книги о войне

тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания -

учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой

нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в

связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие

писателя - вклад в общее дело борьбы за мир.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты