Тема поэта и поэзии у А.С. Пушкина
Тема поэта и поэзии у А.С. Пушкина
Тема поэзии у А. С. Пушкина.
Одной из центральных тем в Пушкинской поэзии является тема музы. Имя
Музы, античной богини, покровительницы и вдохновительницы поэтов, отсылает
нас ещё к временам Гомера: «Муза, воспой Ахиллеса, Пилеева сына». В новое
время (XVI- XIX в) муза становится символом традиций, той цепи, которая
связывает живущих поэтов с умершими, новые произведения с образцами. Пушкин
продолжил древнюю традицию обращения к музе, осмыслил её и завершил.
На первом этапе своего творчества (1810-е годы) Пушкин- продолжатель
традиций. В программном стихотворении «К Жуковскому» (1816) он, совершая
древний поэтический ритуал, присягает на верность музам: «Я с трепетом
склонил пред музами колени…// Мой жребий вынул Феб, и лира мой удел».
Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, был между
«унылой», «весёлой» и «торжественной» музой. «Весёлая» вдохновляла на песни
во славу Вакха и Венеры, «унылая»- на элегические любовные исповеди,
«торжественная»- на одические прославления, обличения и призывы. Друзья-
декабристы призывали Пушкина сделать выбор в пользу вольнолюбивой оды. Поэт
же решил по-своему и не отказался ни от одной из муз. При этом все три музы
были объединены одной страстью Пушкина- стремлением к свободе.
Свобода раннего Пушкина многолика. В шутливых посланиях её синонимами
являются «праздность» и «разгул», музы здесь- «милые и молодые», в одном
ряду с «ленью» и «легкомысленной любовью», творческая свобода здесь сродни
буйной вольнице перов, Феб (в античной мифологии покровитель творчества)
рядом с Вакхом (богом вина). В лицейские и ранние петербургские годы
свобода впервые открылась Пушкину в своеволии разгула, за стаканом вина, в
ветреном волокитстве, овеянном музой XVIII века. И в то же время муза юного
Пушкина могла становиться грозной и строгой. Так, в «Вольности» поэт
призывает возвышенную одическую музу- свободы гордую певицу.
Со второй половины 20-х годов Пушкин уже не просто продолжает традицию,
а осмысливает её. «Я понять тебя хочу, // Смысла я в тебе ищу»,- так писал
Пушкин о загадке жизни («Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы», 1830
г.); та же воля к глубинному знанию движет поэтом, когда он обращается к
загадке музы. Муза для зрелого Пушкина есть метафора поэтического служения
и поэтической свободы, служения высшему, свободы от «черни», «толпы» и
«низких истин».
Идея служения глубоко традиционна, она исходит из представления о
божественной природе поэзии; Пушкиным же эта традиционная идея выстрадана в
полной мере и додумана до конца. Да, Пушкин говорил то, что до него уже не
раз говорилось: певец-«богом избранный», лира его- «священна»; но при этом
взгляд поэта на место поэзии и поэта в мире- предельно трезвый. Если в
ранний период Пушкин, следую традиции, писал о всесилии музы («Хочу воспеть
свободу лиру, // На троах поразить порок»- «Вольность», 1817), то уже в
конце 20-х годов он отрицает даже полезность поэзии.
|