Тема Революции в Творчестве Блока
Тема Революции в Творчестве Блока
Краткая биография.
Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге.
Его дед по
матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором
Петербургскогоуниверсетета.
Отец поэта был профессором философии и права Варшавского
универсетета .
Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские
годы
будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении
Шахматово
(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось
литературе
и искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными
и
научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых ,
способствовала
тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В
1906 году Блок
закончил историко-философский факультет Петербургского университета
,еще
будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился
характерный
эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам
картин
В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического
журнала
«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей
автобиографии ,
- Он сказал : «Как вам не стыдно , молодой человек , когда в
университете бог
знает что творится !» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием .
Тогда это
было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих
позднейших
похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .
Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и
усложняется .
Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический
прогрес делают
её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом ,
активными
поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране
зарождается новое
искуство , которое теперь мы называем искусством «серебрянного века»
. Наивный и
плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают
удовлетворять ;
«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются
.
Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,
Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а
Дмитрий
Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах
упадка
и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест
нового
направления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».
Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта,
никому не
Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически,
пристально
Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже
разнообразные и
Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь”
и
Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,
Необычного, глобально- значительного.
Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в
Петербурге,
другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей
Белый”,
в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,
философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов
Достоевского,поэзии
Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый
теоретически
Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не
только
художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.
Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать
пересылала их
в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время
там бывал
Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус-
известной
Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев
(А.Белый) от
стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.
В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали
одновременно
так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано
мистическое
значение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву
со своей
молодой женой состоялась их личная встреча.
Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка
познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали
своим.
Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе
восторженных
его приверженцев.
Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не
сразу, его
Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в
нескольких
любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические
стихотворения
создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок
не
торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в
1903 году
появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый
сборник
“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу
выступил не
как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с
Фетом.
Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с
Мережсковским,
Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной
фигурой
молодого в то время течения – символизма.
Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием
всего,
что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно
составлялся и
отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение
развивало общую
идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией
В.С.Соловьева: идея
Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий».
Предчувствия
связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не
только
календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке
социальном
(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни
страны на
рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой
интеллигенции.
Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные
переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок-
поэт
сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства
с ним
поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-
предшественниками-
с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно
Вл.Соловьева.
Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте,
усадебные
мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,
напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им
отпредшественников.
Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая
техникой
символизма, Блок создает мистико-романтические произведения,
построенные на
завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером
неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных
импрессионистов.
Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о
Таинственной,
Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.
“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических
произведений Блока ,которому сам поэт придал вид и значение
лирического дневника.
Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не
была принята
традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной
Женственности в
“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей
“о злате
и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних
стихах поэта нет
никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным
сознанием
неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.
Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до
тягот
фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются
в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в
поэте
сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир
делится на
голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него
открытая
политическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом
всемирным…» ,
однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-
как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .
В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная
радость» (1907) .
Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» ,
связанного
с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном
стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без
возврата» .
Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов ,
изображающих
город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его
фабрично-
заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-
романтического
трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .
Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей материальной
плоскостью
также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок
рассорился со
своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим
здесь
измену канонам символизма .
Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г)
принесло Блоку
громкую известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала,
но в отличие
от Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом
ресторанный ,хотя
и противопоставленный пошлости обыденной жизни.
Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в
состоянии
психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое
отчаяние
алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует
мировосприятию и
«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,
отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и
находящегося
в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он
беззаветно
любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено
не только
датой ,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него
начинается в творчестве
Блока огромная тема Родины.
Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во
всем наследии
Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают
следы
прежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой
простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая
история,
выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.
Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе,
народе
и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция,
ненависть к
пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не
только
лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его
творчества.
Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его
личности и его
творческогонаследия во всех жанрах.
Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с
надеждой
на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной
службе,он
писал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».
Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение
быть
одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,
раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа
комиссии
проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но
результатом
работы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни
императорской
власти (1921г).
К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более
осмотрительно.
В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже
прекратил ведение
дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую
активность.
В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое
стихотворение
«Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и
отношениям с
Западом, и статья «Интеллигенция и революция»
Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила
одностороннее
толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием
предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема
революции
не означала для поэта политической , агитационной направленности
поэмы.
В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.
Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой-
то мере и
присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-
реалистическим
изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции
из
народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной
неопределенной
позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие
революции, но
в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное
в
произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее
всего.
С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший
гибели» (запись
в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость
восприятия
революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,
появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости
революции.
Характерно,что не только писательская элитат в лице
А.Ахматовой,
Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие
поэмы
Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма
сдержанно,
тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы
в печатных
органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в
какие партии
имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому
поводу кратко
временному аресту и допросу в ЧК.
Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее
«музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-
«страшного мира»
неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства
в адрес
интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года
выдают,
состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для
психопатолога.
Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только
понять,
какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в
стихию
революции.
Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую
бурю
в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне
всяких
подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и
других.
Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной
политике,
повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок
ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро
выяснилось,
что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление
“человека
артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок
уповал
на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым
бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением
нравов.
Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.
Все последующее время ,до самой кончины – стало кресным путем для
Блока.
Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель
истории,
в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он
задохнулся.Мне трудно
дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его
дневника 18 июня
1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только
немедленный
отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в
Москве о
разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и
проволочек
5 августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя
было выписать
заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее
написал
А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”
|