рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Тема Революции в Творчестве Блока


Тема Революции в Творчестве Блока

Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге.

Его дед по

матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором

Петербургскогоуниверсетета.

Отец поэта был профессором философии и права Варшавского

универсетета .

Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские

годы

будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении

Шахматово

(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось

литературе

и искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными

и

научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых ,

способствовала

тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В

1906 году Блок

закончил историко-философский факультет Петербургского университета

,еще

будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился

характерный

эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам

картин

В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического

журнала

«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей

автобиографии ,

- Он сказал : «Как вам не стыдно , молодой человек , когда в

университете бог

знает что творится !» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием .

Тогда это

было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих

позднейших

похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .

Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и

усложняется .

Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический

прогрес делают

её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом ,

активными

поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране

зарождается новое

искуство , которое теперь мы называем искусством «серебрянного века»

. Наивный и

плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают

удовлетворять ;

«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются

.

Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а

Дмитрий

Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах

упадка

и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест

нового

направления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».

Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта,

никому не

Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически,

пристально

Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже

разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь”

и

Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в

Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей

Белый”,

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов

Достоевского,поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый

теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не

только

художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать

пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время

там бывал

Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус-

известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев

(А.Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали

одновременно

так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано

мистическое

значение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву

со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали

своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе

восторженных

его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не

сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в

нескольких

любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические

стихотворения

создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок

не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в

1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый

сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу

выступил не

как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с

Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с

Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной

фигурой

молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием

всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно

составлялся и

отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение

развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией

В.С.Соловьева: идея

Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий».

Предчувствия

связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не

только

календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке

социальном

(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни

страны на

рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой

интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок-

поэт

сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства

с ним

поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-

предшественниками-

с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно

Вл.Соловьева.

Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте,

усадебные

мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им

отпредшественников.

Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая

техникой

символизма, Блок создает мистико-романтические произведения,

построенные на

завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных

импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о

Таинственной,

Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока ,которому сам поэт придал вид и значение

лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не

была принята

традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной

Женственности в

“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей

“о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних

стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным

сознанием

неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до

тягот

фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются

в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в

поэте

сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир

делится на

голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него

открытая

политическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом

всемирным…» ,

однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-

как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная

радость» (1907) .

Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» ,

связанного

с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном

стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без

возврата» .

Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов ,

изображающих

город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его

фабрично-

заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-

романтического

трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .

Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей материальной

плоскостью

также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок

рассорился со

своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим

здесь

измену канонам символизма .

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г)

принесло Блоку

громкую известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала,

но в отличие

от Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом

ресторанный ,хотя

и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в

состоянии

психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое

отчаяние

алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует

мировосприятию и

«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и

находящегося

в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он

беззаветно

любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено

не только

датой ,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него

начинается в творчестве

Блока огромная тема Родины.

Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во

всем наследии

Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают

следы

прежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой

простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая

история,

выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.

Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе,

народе

и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция,

ненависть к

пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не

только

лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его

творчества.

Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его

личности и его

творческогонаследия во всех жанрах.

Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с

надеждой

на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной

службе,он

писал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».

Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение

быть

одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,

раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа

комиссии

проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но

результатом

работы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни

императорской

власти (1921г).

К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более

осмотрительно.

В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже

прекратил ведение

дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую

активность.

В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое

стихотворение

«Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и

отношениям с

Западом, и статья «Интеллигенция и революция»

Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила

одностороннее

толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием

предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема

революции

не означала для поэта политической , агитационной направленности

поэмы.

В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.

Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой-

то мере и

присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-

реалистическим

изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции

из

народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной

неопределенной

позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие

революции, но

в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное

в

произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее

всего.

С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший

гибели» (запись

в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость

восприятия

революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,

появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости

революции.

Характерно,что не только писательская элитат в лице

А.Ахматовой,

Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие

поэмы

Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма

сдержанно,

тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы

в печатных

органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в

какие партии

имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому

поводу кратко

временному аресту и допросу в ЧК.

Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее

«музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-

«страшного мира»

неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства

в адрес

интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года

выдают,

состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для

психопатолога.

Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только

понять,

какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в

стихию

революции.

Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую

бурю

в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне

всяких

подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и

других.

Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной

политике,

повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок

ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро

выяснилось,

что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление

“человека

артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок

уповал

на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым

бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением

нравов.

Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.

Все последующее время ,до самой кончины – стало кресным путем для

Блока.

Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель

истории,

в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он

задохнулся.Мне трудно

дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его

дневника 18 июня

1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только

немедленный

отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в

Москве о

разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и

проволочек

5 августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя

было выписать

заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее

написал

А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты