рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Тема Родины в творчестве А. Ахматовой


Тема Родины в творчестве А. Ахматовой

ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила

развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала

одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в

очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это

также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как

свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца

верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим

эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» —

написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине.

Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли

стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и

испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое

меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова

болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни

Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве

поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В

«Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую

войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид,

что не могу на Божий мир глядеть я», — пишет она в стихотворении «Майский

снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость

неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в

жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она

выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль

переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова

готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой

«песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной

Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика

ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание

Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В

этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный,

теплый и веселый...», но она пока не может отказаться от своей жизни, она

еще не готова жить одной жизнью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в

трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника

заключается в том, что все исторические события: война и революция —

осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане.

Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо

уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь.

Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...» далеки

от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти.

Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с

проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение «Ты отступник...» адресовано конкретному человеку, в

основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно

связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек

человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба

героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для

Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями,

православием:

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей

голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или

считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме

«исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-

эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И

она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился») скорбный дух...

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто...», вошедшее в третий

сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие

обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил

землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в

двух последних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают

жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают

свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», поэтому они

намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь

со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.

В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя,

смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением

принимает она все, что происходит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини становится

более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких

фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Переулочек, переул...

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки...

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием»,

посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно

выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе

героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских

женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения

личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг».

Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен

стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России.

Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до

общечеловеческого масштаба.

«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из

произведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно народное произведение и по

форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем

говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как

часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают

душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены

патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны»

входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества

народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат.

Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение

«мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве

народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. В

своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме

Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт

(«грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и

первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве

Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней

находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную

эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной

для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и

юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих

испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период

Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает

себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова

приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать

за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с

Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что

быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с

временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми

ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива,

что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты