Тема Родины в творчестве А. Ахматовой
Тема Родины в творчестве А. Ахматовой
ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ
К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила
развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала
одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в
очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это
также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как
свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца
верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.
Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим
эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.
Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» —
написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине.
Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».
Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли
стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и
испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое
меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова
болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни
Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве
поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В
«Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую
войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид,
что не могу на Божий мир глядеть я», — пишет она в стихотворении «Майский
снег».
Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость
неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в
жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она
выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»).
В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль
переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова
готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой
«песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной
Россией стала облаком в славе лучей».
С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика
ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.
В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание
Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В
этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:
Лучше б мне частушки задорно выкликать,
А тебе на хриплой гармонике играть.
И ходить на кладбище в поминальный день
И смотреть на белую Божию сирень.
Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный,
теплый и веселый...», но она пока не может отказаться от своей жизни, она
еще не готова жить одной жизнью с народом:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек синеющие льды,
Бессолнечные мрачные сады
И голос Музы еле слышный.
Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в
трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника
заключается в том, что все исторические события: война и революция —
осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане.
Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо
уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь.
Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...» далеки
от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти.
Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с
проблемой нравственного и жизненного выбора.
Стихотворение «Ты отступник...» адресовано конкретному человеку, в
основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно
связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек
человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба
героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для
Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями,
православием:
Ты — отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.
Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей
голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или
считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме
«исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-
эмигрантов Ахматовой.
Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И
она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился») скорбный дух...
Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто...», вошедшее в третий
сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие
обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил
землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в
двух последних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают
жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают
свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», поэтому они
намного выше уехавших.
Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:
Никто нам не хотел помочь
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя,
Его дворцы, огонь и воду.
В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь
со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.
В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя,
смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением
принимает она все, что происходит с Россией:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькает крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам стало светло?
В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини становится
более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких
фольклору, например « Третий Зачатьевский».
Переулочек, переул...
Горло петелькой затянул.
Тянет свежесть с Москва-реки
В окнах теплятся огоньки...
Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием»,
посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно
выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе
героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских
женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения
личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг».
Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен
стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России.
Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до
общечеловеческого масштаба.
«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из
произведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно народное произведение и по
форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем
говорится о трагедии и скорби всего русского народа.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как
часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают
душевный настрой сражающейся России.
Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены
патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны»
входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества
народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат.
Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение
«мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве
народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. В
своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.
Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме
Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт
(«грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и
первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве
Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней
находится.
Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную
эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной
для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и
юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих
испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период
Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает
себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова
приходит к осознанию Родины как просто русской земли.
В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать
за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с
Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что
быть поэтом и творить можно только на Родине.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с
временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми
ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива,
что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
|