Тема родины в творчестве Блока
Тема родины в творчестве Блока
Новиченко Александр 11-3
Тема Родины в творчестве
А.А.Блока.
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались
художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема
обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и
своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".
Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей"
отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее
противоречивой и обостренной.
Начиная с 1907-1908 годов, тема России, ее исторического пути, ее
настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока.
В 1907-1916 годах пишет цикл “Родина”.
В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная.
Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского
пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые
пришли...":
Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.
Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной
царевны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой-
царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русской
культуры, нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении
"Ночь на Новый год" возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского.
Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной
мечтой окутан образ России. К постижению Родины подлинной, далекой от
чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот
страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из
заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и
зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней.
Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, "твари
весенние", чертенята, "больная русалка". Не менее страшен и облик людей,
обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители "всемирной
пошлости", живые мертвецы, как, например, в цикле стихов "Пляски смерти".
Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь,
аптека...", в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность,
замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир - это не только мир
вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном
стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - "Незнакомка" -
лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все
окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не отделяет
себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной и
мертвенной природы, которой самое поэтичное ее явление - луна на небе -
превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение
возвращением лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее
мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и
принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.
Сам А.Блок предельно открыто выразил свою любовь-ненависть в
стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914 году. В
нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека
бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа,
даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же,
вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами
стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает символические
черты. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России
как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна
предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само ее
пространство:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями
И смутным взором колдуна...
Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и
лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту.
Русь убаюкала ее на своих просторах.
Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов
"Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным
аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и
размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна,
которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой.
Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем
ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной
дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на
дорогу..." Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую
и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.
Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" - "Опять,
как в годы золотые...". В последних произведения цикла "Родина"
появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил
поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы
будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях
"Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...",
"Коршун" и других. Однако тема трагического предвидения звучит в
стихотворениях из цикла “Родина”, написанных задолго до войны 1914 года, в
стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: "На поле
Куликовом". Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из
самых значительных событий русской истории. Этому стихотворению принадлежит
особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва
принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской
истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".
Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько
военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому
событию поэт в предвидении трагических лет России. На мой взгляд, Этот цикл
наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. На мой взгляд,
наиболее точно показывает отношение писателя к России цикл стихов "На поле
Куликовом”. Поэтому мне бы хотелось немного проанализировать первое
стихотворение этого цикла:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво,
И моет берега.
Над скудной глиной же того обрыва
В степи грустят стога.
Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И
судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее
становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное
для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные
явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!").
Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла "Родина. В
стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект
поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа;
скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо
сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок
называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической
вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией,
особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской
поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой
жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения:
"Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет авторское
"мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему
трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой
здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его
интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно,
даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются
короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть
ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают восклицательные интонации -
это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения
автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь
предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста.
Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую
динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный
порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.
Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее
неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала
внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам
образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была
воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия,
языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим
писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный
поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги
дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая
блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом
1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после
революции 1017 года, так не похожей на его мечту, он задохнулся.
|