рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Тема Родины в творчестве С.А.Есенина


Тема Родины в творчестве С.А.Есенина

Министерство образования РФ

Управление образования Советского района г. Красноярска

Средняя школа № 91

Махотина Екатерина, 11А

РЕФЕРАТ

«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»

Красноярск, 2001

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт –

лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и

испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного»,

стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910 - 1913) – явление достаточно

сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот

период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему

многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический

мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней

лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его

творчество.

Поэтическая концепция мира и человека, представленная в

дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта

двух начал – христианского и крестьянского.

Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной

большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём

творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и

противоречив.

Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна,

затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и

цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической

темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С.

Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом

описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей

отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного

фольклора и языческой мифологии:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Сутемень колдовская счастье мне пророчит.

Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует

вровень с человеком, может быть, даже выше его.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –

Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового

ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая,

способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России,

сострадающий своей стране.

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней

трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая

пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности

смерти как непреложного закона жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним

представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не

противостоящая, а зависящая от неё.

Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная,

потом пропахшая выть», «пустырь».

Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари»

и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и

слёз».

Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный,

райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас».

Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник».

Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…» ), пастух или

«странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он

воспринимает мир как Божью благодать:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где

жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или

воры», и лирический герой ощущает себя одним из них

Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой

предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание

будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с

ожереба»:

Тучи с ожерёба

Ржут, как сто кобыл.

Плещут надо мною

Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,

Звёзды как сосцы.

Пухнет божье имя

В животе овцы.

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

Вспыхнет Назарет.

Новое восславят

Рождество поля,

И, как пёс пролает

За горой заря.

Только знаю: будет

Страшный вопль и крик,

Отрекутся люди

Славить новый лик.

Скрежетом булата

Вздыбят пасть земли…

И со щёк заката

Спрыгнут скулы – дни.

Побегут, как лани,

В степь иных сторон,

Где вздымает длани

Новый Симеон.

Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере»,

которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).

В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой

родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918

годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.

Для изображения революционной России, поэт использует, с одной

стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в

стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух

времени, поступь эпохи:

Небо как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве.

Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных

будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной

смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы

(«Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:

Кобыльи корабли

1

Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

Рваные животы кобыл,

Чёрные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь

Из пургового кашля-смрада;

Облетает под ржанье бурь

Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?

Это грабли зари по пущам.

Вёслами отрубленных рук

Вы гребётесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!

Лейте с радуги крик вороний!

Скоро белое дерево сронит

Головы моей желтый лист.

Исповедь содержания, тончайший психологизм, аналитическое

самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая» (1924) не только отражением

одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьёзным

творческим достижением Есенина.

1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время

поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину»,

«Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские

мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и

«Черный человек».

В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные

противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной

вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные

настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко

определить своё место в жизни:

Я не знаю, что будет со мною,

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Но трагический расклад оказался непреодолимым. Советская

действительность – чужой для поэта мир, и даже родная деревня отвергает

его: поющая «агитки Бедного Демьяна», читающая, «как Библию, пузатый

«Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого пилигрима. Поэтому грусть о

собственной невостребованной жизни, об уходящей в прошлое родине становится

одной из основных тем этого периода («Русь уходящая», «Неуютная жидкая

лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенно ярко тема тоски

по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»:

4

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживётся.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Хорошо им стоять и смотреть,

Красить рты в жестяных поцелуях, -

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

Оттого-то вросла тужиль

В переборы тальянки звонкой.

И соломой пропахший мужик

Захлебнулся лихой самогонкой.

Есенинский цикл «Персидские мотивы», куда входят такие

произведения, как «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Руки милой – пара лебедей» и

другие, открывает нам чувство любви, вдохновенное и светлое, которое

составляет в нём основной предмет изображения. Есенина интересуют различные

оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление,

измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны, каи

их удивительная родина Персия, страна грёз, страна – сказка, восточный

шафрановый рай с опаловыми небесами.

Однако параллельно с Персией в стихотворениях Есенина возникает

образ и другой страны – «рязанских раздолий», русских равнин «под шуршащим

пологом тумана», «волнистой реки» при луне. Ностальгическая тема вплетается

в любовную, и любовь к далёкой милой родине оказывается сильней блаженства

в раю персидском.

Творчество Сергея Есенина, своеобразно отразившее существенные

стороны жизни, быта, национального уклада и национального духа России,

является памятником своей эпохи.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты