Тема Родины в творчестве С.А.Есенина
Тема Родины в творчестве С.А.Есенина
Министерство образования РФ
Управление образования Советского района г. Красноярска
Средняя школа № 91
Махотина Екатерина, 11А
РЕФЕРАТ
«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»
Красноярск, 2001
Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт –
лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и
испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного»,
стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
Поэтический мир раннего Есенина (1910 - 1913) – явление достаточно
сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот
период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему
многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический
мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней
лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его
творчество.
Поэтическая концепция мира и человека, представленная в
дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта
двух начал – христианского и крестьянского.
Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной
большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём
творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и
противоречив.
Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна,
затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и
цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической
темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С.
Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом
описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей
отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного
фольклора и языческой мифологии:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
Сутемень колдовская счастье мне пророчит.
Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:
Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует
вровень с человеком, может быть, даже выше его.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –
Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового
ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая,
способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России,
сострадающий своей стране.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней
трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая
пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности
смерти как непреложного закона жизни.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним
представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не
противостоящая, а зависящая от неё.
Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная,
потом пропахшая выть», «пустырь».
Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари»
и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и
слёз».
Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный,
райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас».
Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник».
Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…» ), пастух или
«странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он
воспринимает мир как Божью благодать:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где
жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или
воры», и лирический герой ощущает себя одним из них
Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой
предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание
будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с
ожереба»:
Тучи с ожерёба
Ржут, как сто кобыл.
Плещут надо мною
Пламя красных крыл.
Небо словно вымя,
Звёзды как сосцы.
Пухнет божье имя
В животе овцы.
Верю: завтра рано,
Чуть забрезжит свет,
Новый под туманом
Вспыхнет Назарет.
Новое восславят
Рождество поля,
И, как пёс пролает
За горой заря.
Только знаю: будет
Страшный вопль и крик,
Отрекутся люди
Славить новый лик.
Скрежетом булата
Вздыбят пасть земли…
И со щёк заката
Спрыгнут скулы – дни.
Побегут, как лани,
В степь иных сторон,
Где вздымает длани
Новый Симеон.
Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере»,
которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).
В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой
родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918
годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.
Для изображения революционной России, поэт использует, с одной
стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в
стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух
времени, поступь эпохи:
Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве.
Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных
будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной
смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы
(«Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:
Кобыльи корабли
1
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Чёрные паруса воронов.
Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Вёслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.
Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.
Исповедь содержания, тончайший психологизм, аналитическое
самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая» (1924) не только отражением
одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьёзным
творческим достижением Есенина.
1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время
поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину»,
«Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские
мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и
«Черный человек».
В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные
противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной
вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные
настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко
определить своё место в жизни:
Я не знаю, что будет со мною,
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Но трагический расклад оказался непреодолимым. Советская
действительность – чужой для поэта мир, и даже родная деревня отвергает
его: поющая «агитки Бедного Демьяна», читающая, «как Библию, пузатый
«Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого пилигрима. Поэтому грусть о
собственной невостребованной жизни, об уходящей в прошлое родине становится
одной из основных тем этого периода («Русь уходящая», «Неуютная жидкая
лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенно ярко тема тоски
по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»:
4
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях, -
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Есенинский цикл «Персидские мотивы», куда входят такие
произведения, как «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Руки милой – пара лебедей» и
другие, открывает нам чувство любви, вдохновенное и светлое, которое
составляет в нём основной предмет изображения. Есенина интересуют различные
оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление,
измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны, каи
их удивительная родина Персия, страна грёз, страна – сказка, восточный
шафрановый рай с опаловыми небесами.
Однако параллельно с Персией в стихотворениях Есенина возникает
образ и другой страны – «рязанских раздолий», русских равнин «под шуршащим
пологом тумана», «волнистой реки» при луне. Ностальгическая тема вплетается
в любовную, и любовь к далёкой милой родине оказывается сильней блаженства
в раю персидском.
Творчество Сергея Есенина, своеобразно отразившее существенные
стороны жизни, быта, национального уклада и национального духа России,
является памятником своей эпохи.
|