рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Тема Судьбы в романах Пушкина


Тема Судьбы в романах Пушкина

Капитанская дочка

История проходит через

Дом человека, через его частную жизнь.

Ю.М.Лотман

Восстание дворян на Сенатской площади в С.-Петербурге.

14 декабря 1825. Это событие стало наивысшим моментом декабристского

движения и началом его конца. После разгрома восстания, А.С.Пушкин

предпринимает попытки переосмыслить происходящие события и их роль в судьбе

дворян, среди которых были его друзья. В 30 годах XIX века Пушкин наиболее

часто обращается к теме восстаний и задумывается об их влиянии на судьбы не

человечества вообще, а отдельно взятой личности. Этому способствовали ряд

произошедших в те годы событий: французская революция 1830 года, холерные

бунты в России, восстания военных поселений в Новгороде и Старой Руси.

И именно в это время судьба как бы подсказала Пушкину неожиданный

сюжет, который, казалось, помогал решению проблемы, так остро поставленной

восстанием, потерпевшим поражение. 17 февраля 1832 года Пушкину доставили

подарок Николая I «книгу» - многотомное «Полное собрание законов Российской

империи», - присланную в помощь его занятиям историей Петра I. В двадцатом

томе поэт обнаружил множество материалов, связанных с восстанием Пугачева:

манифесты Екатерины II, ее именные указы, «наставления», а также сенатские

указы, заполненные материалами судебных разбирательств дел пленных

мятежников – Пугачева и его товарищей. Среди этих официальных документов

особое внимание Пушкина привлекла «Сентенция 1775 года января 10. О

наказании смертною казнею изменника, бунтовщика и самозванца Пугачева и его

сообщников. С присоединением объявления прощаемом преступником».[1]

В «Сентенции» довольно подробно рассказывалось о ходе восстания и его

участниках. Там-то и обнаружил Пушкин неожиданное и взволновавшее его

сообщение о дворянине, перешедшем на сторону Пугачева.

Мысль, интересовавшая Пушкина, была подтверждена историческим фактором

– дворянин из «хорошего», то есть родового дворянства перешел на сторону

Пугачева и участвовал в народном восстании. Тогда-то и возник замысел

исторического произведения (повести? романа?) о дворянине – пугачевце.

Первый план не стал основой задуманного произведения – явно не

доставало фактического материала. Пушкин вновь вернулся к замыслу о

дворянине – пугачевце и в 1833 году составил новый план.

В первых числах февраля 1833 года Пушкин обращается с просьбой к

военному министру А.И.Чернышеву разрешить ему познакомиться в архивах

военного министерства с документами второй половины XVIII века. Первые

материалы из канцелярии Чернышева Пушкин получил в конце февраля. Изучение

их позволило внести существенные изменения в замысел романа о дворянине

пугачевце.

К 22 мая он уже закончил ее черновой вариант. В июле Пушкин попросил

разрешение выехать в Казанскую и Оренбургскую губернии, мотивируя свою

просьбу желанием ознакомиться с местами, которые должны быть описаны в

подготавливаемом им романе. 7 августа поездка была разрешена, И Пушкин

получил четырехмесячный отпуск. 18 августа он выехал в Петербург. 1

октября, после посещения Казанской и Оренбургской губернии, Пушкин прибыл в

Болдино, где и завершил свою работу над «Историей Пугачева».

Но и после этого Пушкин не приступил к написанию романа. Только через

год, в октябре-ноябре 1834 года, или даже 1834-1835 годах, Пушкин

записывает новый план романа.

В этом плане совершенно снята проблема перехода дворянина-офицера на

сторону Пугачева. За ним сохранилась лишь функция свидетеля. Некоторые из

названных в плане событий уже довольно близки к «Капитанской дочке».

Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша

оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и

угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает

свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз

кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к

дворянской царице и спасает жизнь жениха. Но интересна во всем этом роль

случая, судьбы!

C того времени как Гринев попадает на службу в Оренбург, жизнь

провинциального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и

превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся

эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике В. Скота, так и о

законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле Гриневскую

кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается

чернобородый казак, который выводит заблудившихся путников к жилью.

Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым. Столь же случайно

сцепление всех последующих встреч Гринева и поворотов его судьбы.

Попав в Белгородскую крепость в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется

в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронева, 18-летнюю Машу и дерется из-за нее

на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит

благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, прибывает в

отчаянии. (Естественно, Маша, в конце концов, поселится у родителей

Гринева, а Швабрин перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя

злого гения).

Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельевича, вспоминает

заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему

Петрушей от чистого сердца и милует барчука за минуту до смерти.

(Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком), мало того отпускает на все

четыре стороны.

Отправившись в Оренбург, дабы поторопить освобождение белгородской

крепости, Гринев случайно узнает, что Маша, спрятанная белгородской

попадьей, теперь в руках предателя Швабрина. Петр Андреевич пытается

уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об

освобождении крепости. Получив отказ, он самостоятельно отправляется в

пугачевское логово. Попадает в засаду и случайно остается жив.

Причем Гринев случайно оказывается в руках Пугачева именно в тот

момент, когда тот прибывает в хорошем расположении духа, так что

кровожадному капралу Белогородову не удается «попытать» дворянина.

Пугачев тронут рассказом о девушке насильно удерживаемой Швабриным;

отправляется вместе с героем в Белогородскую крепость, и даже узнав, что

Маша-дворянка, невеста Гринева, не меняет своего милостивого решения.

Больше того, полушутливо предлагает поженить и готов принять на себя

обязанности посаженного отца (так случайно сбывается сон Гринева, который

привиделся ему сразу после бурана).

Отпущенные Пугачевым, Гринев, Маша, Савельевич попадают в засаду

правительственных войск (сюжетная вариация на тему эпизода с пугачевцами);

случайно командиром отряда оказывается Зурин, которому Гринев еще по пути к

месту службы до бурана, проиграл сто рублей « на бильярде». Отправив Машу в

отцовское имение, Петруша остается в отряде после взятия Татищевой крепости

и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина и не может отвести от

себя обвинение, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство

Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на

прогулке в Царском селе; случайно не узнает царицу и простодушно

рассказывает обо всем. Екатерина случайно помнит о геройской гибели

капитана Миронова. Случайно Гринев присутствует на казни Пугачева. Случайно

эти записки попадают в руки «издателя», под маской которой скрывается сам

Пушкин.

Тема судьбы прослеживается, как мне кажется, следующим образом:

- во-первых, стечение случайных обстоятельств в жизни героев

- во-вторых, судьба представлена, как некая стихия, природная или

историческая, здесь эту роль природной судьбы выполняет метель.

Метель (метель)- смятение, мятеж, смута; волнения переживания, испуг,

страх.

Эта самая метель у Пушкина – прозаика - и станет судьбоносной для Петра

Гринева. Это та самая метель, которая показывает читателю, что в данный

момент мир находится в состоянии метели, ясно одно: заблудившемуся путнику

не миновать беды. Что или кто там виднеется в дали? Божий храм, как в

повести «Метель»? Нет … «волк или человек», «пень или волк».

Пушкинский мотив в метели как литературная традиция появляется «в

произведениях писателей XIX, XX веков. (Блок «Двенадцать», Булгаков «Белая

гвардия», Пастернак «Доктор Живаго»).

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?»

«Кто не знает? Пень иль волк?».

Пушкин «Бесы» [2]

- в-третьих, немало важна роль вещего сна- предсказателя судьбы.

Сон Петра Гринева (глава Вожатый)- вещий, пророческий сон весь трагизм

дальнейших событий. «Мужик с черной бородой» размахивающий топором,-

предвестник кровавых расправ Пугачева, и тот же мужик, ласково зовущий под

свое благословение,- быть может, добрый знак для самого Гринева.

Пугачев сыграл спасительную роль в судьбе Гринева, проявляя

«государеву» милость так же, как Екатерина II проявила милость к его

дальнейшей судьбе. Пугачев тоже вовлечен в тот круг добра, о котором

постоянно напоминает автор романа.

Светлая вера Пушкина в добродетель человека способствовала тому, что

Пугачев в романе показан противоречиво, несколько идеализированно. Поступки

его непредсказуемы: добро и зло, злодеяние и милость. Мы можем себе задать

вопрос! «Почему, жестоко расправившись с комендантом крепости, его женой,

со всеми, кто не присягнул «государю», Пугачев проявляет явную

благосклонность к Гриневу?».

Мятежника в офицере поразила смелость, верность дому, его страстное

желание защитить возлюбленную, пусть даже ценой собственной смерти, его

подверженность сердечному влечению, а не рассудку - все те качества,

которых не было у самого Пугачева.

Из метели появится Пугачев, мятежный характер раскрыт в романе: метель

положила определенную трагическую предрешимость судьбы.

Таким образом, судьба Гринева соотнесена с изображаемыми историческими

событиями: подавление пугачевского бунта в России. Характер героя дается

через призму восприятия или фигуры Пугачева от их первой встречи в дороге

во время бурана и до последнего кивка головой Гриневу с Лобного места на

красной площади.

Пугачев играет в судьбе Гринева и его любимой Маши Мироновой огромную

роль, не однажды спасая обоих от смерти. Великодушное отношение Пугачева к

Гриневу не может не расположить доброго и отзывчивого молодого человека.

«Ты мой благодетель»- говорит Гринев в минуту эмоционального порыва. Но в

основе отношения Петра Гринева к Пугачеву лежит не благодарность, а

бескорыстная искренняя симпатия (впрочем, взаимная). И Гренев, классический

враг Пугачева, не может не признать его обаяние: «Зачем не сказать истины?

В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему».[3]

Пушкин видит роковую неизбежность борьбы, понимает историческую

обоснованность крестьянского восстания, отказывается видеть в его

руководителях «злодеев». Но он не видит пути, который от идей и действий

любого из борющихся лагерей вел бы к тому обществу человечности, братства и

вдохновения, туманные контуры которого возникли в его сознании.

В «Капитанской дочке» Пугачев наделен достаточной властью, чтобы

самостоятельно и вопреки своим сподвижникам спасти и Гринева и Машу

Миронову. Пушкин начинает ценить в историческом деятеле способность

проявить человеческую самостоятельность, не раствориться в поддерживающей

его государственной бюрократии, законах, политической игре. Прямое, без

последующих звеньев, обращение Маши к Екатерине II, доступность и

человечность, который не ставить между жизнью и собой мертвой фикции

закона, независимость Пугачева от мнения своих «пьяниц», которые «не

пощадили бы бедную девушку», обеспечивают счастливые развязки человеческих

судеб.

«Гринев - не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVII

века, с печатью своей эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к

нему симпатию автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской

этики своего времени, для этого он слишком человечен. Ни в одном из

современных ему лагерей он не растворяется полностью. В нем видны черты

более высокой, более гуманной человеческой организации, выходящей за

пределы его времени»[4]. Отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих

общественных отношениях падает на Гринева. В этом глубокое отличие Гринева

от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего

времени. Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь

врага, у правительства – как друг Пугачева. Он не «пришелся» ни к одному

лагерю. Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками

(дуэль), с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он

становится слугой Пугачева. Швабрин морально ниже, чем рядовой дворянин

Зурин, который, воспитанный в кругу сословных представлений, не чувствует

их бесчеловечность, но служит тому, в справедливость чего верить. Для

Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы

подняться над «жестоким веком», а сохранить в себе гуманность, человеческое

достоинство и уважение к жизни других людей.

Таким образом, в романе «Капитанская дочь» Пушкин показывает как бы

стихия, случайность, сон, не вмешивались в судьбу - человек сам творец

своей судьбы.

-----------------------

[1]Макагоренко – Пушкин – Москва 1995 c.15

[2] Пушкин собрание сочинения. Москва – 1949 c.560

[3] Пушкин собрание сочинения. Москва-1949.c.569

[4] Макагоренко – Пушкин в школе 1995 г. Москва.c.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты