рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Теркин Твардовского


Теркин Твардовского

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из

хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности

будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь

к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет

Твардовский в своей автобиографии ,- у нас часто отдавались чтению вслух

какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским»

Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями

Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким именно

образом”.

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие – он вступил в

ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания

Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт

участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию

(в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с

героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта.

По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более

глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники

рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения

бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст.

Вася Теркин – лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные,

головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом,

накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он

врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец –

герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность,

- несравнимы.

Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально

намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его

однофамильцем:

Заключить теперь нельзя ли,

Что, мол горе не беда,

Что ребята встали, взяли

Деревушку без труда?

Что с удачей постоянной

Теркин подвиг совершил:

Русской ложкой деревянной

Восемь фрицев уложил!

Такая лубочная героика была в духе Васи Теркина – героя юмористической

страницы газеты «На страже Родины».

Однако подписи к рисункам помогали Твардовскому добиваться непринужденности

разговорной речи. Эти формы сохраняться и в «настоящем» “Василии Теркине”,

значительно усовершенствовавшись, выражая глубокое жизненное содержание.

Первые замыслы создать серьезную поэму о герое народной войны, относятся к

периоду 1939-1940 годов. Но эти замыслы значительно изменились

впоследствии под влиянием новых, грозных и великих событий.

Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты

истории. История и народ – вот главная его тема. Еще в начале 30-х годов он

создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме «Страна

Муравия». Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А..Т.

Твардовский пишет поэму «Василий Теркин» о Великой Отечественной войне.

Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.

Твардовский – поэт, глубоко понявший и оценивший красоту народного

характера. В «Стране Муравии», «Василии Теркине» созданы образы масштабные,

емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки,

поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В

центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое

целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из

смоленских крестьян.

«Просто парень сам собой

Он обыкновенный»

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.

Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах

Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:

«Я вторую, брат, войну

На веку воюю»

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя,

которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой.

Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что

воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба

рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть

войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с

наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж,

но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин

оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин

ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен.

Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик;

завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:

«Не горюй, у немца этот

Не последний самолет»

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают

командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа

раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться

за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

«Уберите эту бабу,

Я солдат еще живой»

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества

русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.

Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа

собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа.

Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского

опыта – хорошо с Василием; где бы он не появился – в бою, на отдыхе, в

пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие,

взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы

прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же

появлении героя:

И усевшись под сосной,

Кашу ест, ссутулясь.

“Свой?” – бойцы между собой,-

“Свой!” – переглянулись.

Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он

подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма,

озабоченности своей персоной.

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна.

Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как

к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не

умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит:

- На –ко, дед, бери, смотри.

Будет резать лучше новой,

Зря инструмент не кори.

Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) :

-Я работник,

Я бы дома в дело вник.

-Дом разрушен.

-Я и плотник.

-Печки нету.

-И печник…

героя – обычно синоним его массовости, отсутствие в нем

черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл:

прозрачная символика фамилии героя , теркинское “перетерпим-перетрем”

оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его

поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной,

вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя , его

спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного

характера.

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не

только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики.

Персонажи поэмы не только воюют – они смеются, любят, беседуют друг с

другом, а самое главное – мечтают о мирной жизни. Реальность войны

объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх,

жизнь и смерть.

В главе «От автора» изображается процесс «мифологизации» главного

персонажа поэмы. Теркин назван автором «святым и грешным русским чудо –

человеком». Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее

можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом

войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую

летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в

победу – вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом

третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал

поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-

1945г.

Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и

периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано

тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с

«любого места».

В поэме 30 глав. В двадцати пяти из них полно, всесторонне

раскрывается герой, который попадает в самые разнообразные военные

ситуации. В последних главах Теркин не появляется вовсе («Про солдата

сироту», «По дороге на Берлин»). Поэт сказал о герое все и не хочет

повторяться, делать образ иллюстративным.

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и

заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем

приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей

причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

Твардовский рассказывает о причинах, которые толкнули его на такое

построение поэмы:

“Я не долго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности

жанра, отсутствие первоначального плана, обнимающего все произведение

наперед, слабой сюжетной связанности глав между собою. Не поэма – ну и

пусть себе не поэма, - решил я ; нет единого сюжета – пусть себе нет, не

надо; нет самого начала вещи – некогда его выдумывать; не намечена

кульминация и завершение всего повествования – пусть, надо писать о том,

что горит, не ждет…”

Конечно, сюжет в произведении необходим. Твардовский об этом отлично

знал и знает, но стремясь донести до читателя «сущую правду » войны, он

полемически заявлял о своем отказе от сюжета в обычном понимании этого

слова.

На войне сюжета нету…

……………………………

Впрочем, правде не во вред.

Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем,

что назвал «Василия Теркина» не поэмой, а «книгой про бойца». Слово «книга»

в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет

«серьезный, достоверный, безусловный», - говорит Твардовский.

Поэма «Василий Теркин» – эпическое полотно. Но в ней мощно звучат и

лирические мотивы. Твардовский мог назвать ( и назвал) поэму «Василий

Теркин» своей лирикой, ибо в этом произведении впервые столь ярко,

многообразно и сильно выразился облик самого поэта, черты его личности.

РЕФЕРАТ

По поэме А.Т.Твардовского

«Василий Теркин»

Выполнила: Ширманова А.А

Ученица 11 “Б”

Проверила: Бондаренко С.А.

1999г.

г.Новокузнецк

-----------------------

Простота



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты