рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Тургенев Иван Сергеевич


Тургенев Иван Сергеевич

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель, член-корреспондент

Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52)

показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина,

поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856),

«Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862),

повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей

дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы

самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877)

изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На

склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882).

Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное

влияние на развитие русской и мировой литератур.

* * *

ТУРГ~ЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа

(3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в

Санкт-Петербурге], русский писатель.

Воспитание чувств

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать,

урожденная Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново

(Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя,

рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных

пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на

словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-

филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из

сильнейших впечатлений ранней юности (1833) — влюбленность в княжну Е. Л.

Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, — отразилось в

повести «Первая любовь» (1860).

В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе

литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу;

тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев

столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике»

тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому

моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не

сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить

образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на

крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл

Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском

языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в

университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т.

Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в

январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в

Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает

имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается

роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в

1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает

на службу в Министерство внутренних дел.

Вокруг «Записок охотника»

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая

высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в

дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его

окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную

ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме

(«Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной

школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три

портрета», 1846; «Бретер», 1847).

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-

Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В

мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет

за границей (в Германии, Франции; Тургенев — свидетель французской

революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия;

тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд,

П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков»

(1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где

тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму

«Месяц в деревне» (1855).

Главное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических очерков

и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок

«Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе

«Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в

1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые

мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов,

впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной

массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и

свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и

мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика

разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить

душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив

начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника»

стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда

тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема,

намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного

(«Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью

(«Певцы»).

1850-е годы. Литературное окружение

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге

и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на

съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где

живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два

приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым

и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении

Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в

Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда — редакция

«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и

А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф.

И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с

далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой

роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести

«Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

Романы

«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по

объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно

фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном

итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил

любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на

поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий

к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени

Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке

близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров,

становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный

смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за

нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия

не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми:

«дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей — погибнут);

зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма»

(1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-

прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877);

все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном

несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного

опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве,

совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов —

героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера,

Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

В скитаниях

Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот

двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После

трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье»)

он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из

наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в

общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-

vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском;

в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский,

зимний» и «российский, летний» сезоны.

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же

придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с

радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их

взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым

поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А.

Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым

«расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в

статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н.

Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести

«Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и

«Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865),

«Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба

1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)»

(1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и

обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю

прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе

«Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство

(искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса

Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

Слава и грусть

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871

они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже.

Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами,

А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию

посредника между русской и западными литературами. Растет его

общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в

Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он — почетный доктор

Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими

революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную

поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь

открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает

бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды

на родину.

Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и

Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние

годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские

воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где

представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение

итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти

предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного

мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

Сочинения:

Полное собрание сочинений и писем. М.; Л., 1960-68. Т. 1-28.

Литература:

Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.

Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.

Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С.

Никитина. СПб., 1995.

А. С. Немзер



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты