Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев Иван Сергеевич
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель, член-корреспондент
Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52)
показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина,
поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856),
«Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862),
повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей
дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы
самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877)
изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На
склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882).
Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное
влияние на развитие русской и мировой литератур.
* * *
ТУРГ~ЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа
(3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в
Санкт-Петербурге], русский писатель.
Воспитание чувств
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать,
урожденная Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново
(Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя,
рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных
пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на
словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-
филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из
сильнейших впечатлений ранней юности (1833) — влюбленность в княжну Е. Л.
Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, — отразилось в
повести «Первая любовь» (1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе
литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу;
тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев
столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике»
тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому
моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не
сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить
образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на
крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл
Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском
языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в
университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т.
Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в
январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в
Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает
имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается
роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в
1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает
на службу в Министерство внутренних дел.
Вокруг «Записок охотника»
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая
высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в
дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его
окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную
ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме
(«Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной
школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три
портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-
Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В
мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет
за границей (в Германии, Франции; Тургенев — свидетель французской
революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия;
тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд,
П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков»
(1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где
тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму
«Месяц в деревне» (1855).
Главное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических очерков
и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок
«Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе
«Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в
1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые
мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов,
впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной
массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и
свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и
мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика
разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить
душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника»
стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда
тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема,
намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного
(«Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью
(«Певцы»).
1850-е годы. Литературное окружение
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге
и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на
съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где
живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два
приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым
и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении
Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в
Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда — редакция
«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и
А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф.
И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с
далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой
роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести
«Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).
Романы
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по
объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно
фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном
итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил
любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на
поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий
к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени
Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке
близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров,
становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный
смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за
нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия
не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми:
«дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей — погибнут);
зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма»
(1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-
прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877);
все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном
несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного
опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве,
совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов —
героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера,
Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).
В скитаниях
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот
двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После
трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье»)
он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из
наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в
общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-
vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском;
в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский,
зимний» и «российский, летний» сезоны.
После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же
придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их
взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым
поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А.
Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым
«расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в
статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н.
Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести
«Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и
«Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865),
«Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба
1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)»
(1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и
обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю
прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе
«Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство
(искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса
Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).
Слава и грусть
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871
они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже.
Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами,
А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию
посредника между русской и западными литературами. Растет его
общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в
Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он — почетный доктор
Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими
революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную
поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь
открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает
бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды
на родину.
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и
Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние
годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские
воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где
представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение
итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти
предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного
мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем. М.; Л., 1960-68. Т. 1-28.
Литература:
Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.
Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.
Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С.
Никитина. СПб., 1995.
А. С. Немзер
|