рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Валентин Распутин (биография)


Валентин Распутин (биография)

Валентин Распутин.

Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.

Биография Распутина – в его творчестве: Здесь даны и родословная писателя ,

и вся история ангарской деревни Аталанки , где родился Валентин Распутин.

Дом и мир. Выходцы с русского севера , из мурманских краёв , а другой

ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни , но теперь не

осталось ни одной , обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться

пережить уничтожение колыбели , в которой формировалось его духовное

существо». Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены

мистическим смыслом. «Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб

всенародного несчастья». Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя.

Дедушка по отцу , в котором просматривалась примесь коренной сибирской

породы , этакая тунгуссковатость , и бабушка с её чисто русским, ликовым

лицом , суховатым и удлинённым , - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё

бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи.

Несправедливая судьба отца , пострадавшего из-за украденной у него сумки с

казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах

Распутина.

Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика? Видела и поняла эту

одарённость мать мальчика , если приняла решение учить сына дальше – при

трёх детях и безотцовстве . Видел и дядя Ваня , шофер , привёзший мальчика

в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и земляки

в деревнях , через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят

километров,-окликали и наперебой поили чаем.

После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет

Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным

корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя

внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у

Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).

Окончив университет в 1959 году , Распутин несколько лет работал в газетах

Иркутска и Красноярска , часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и

магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в

его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Чибу

на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину , который стал

«Крёстным отцом» начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в

1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.)

, заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи

и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в

ряд лучших современных русских писателей.

В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа» , «Что передать вороне» , «Век живи

- век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся

остротой и современностью проблем , вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и

публицистической деятельности , не прерывая творчества. В 1995 году вышел в

свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в 1996г.

рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно – негаданно», «Отчие приделы».

Живёт и работает в Иркутске.

Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее

в мире приближает его произведения к классикам – Толстому и Достоевскому.

Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера.

Люди оторванные от своих корней , превращаются в духовных «архаровцев».

«Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое

свидетельство исчезающего мира деревни.

Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было

от доброго десятка имен его сверстников , которые все почти в одно время

появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона,

объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них излюбленным

жанром стала повесть , жизненным материалом – деревня – как правило , за

уральским хребтом и на севере – вологодская , архангельская, костромская

области. Героем – человек этой деревни – тот , что и доселе живёт на земле

своих дедов , и тот , что в силу разных , объективных и суетных причин

покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.

Как бы ни были близки друг другу по духу , по идейным и эстетическим

устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в литературе не

бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его

творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк

«Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось , что имя его чаще

повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда

очерковых публикаций – книжек появилась первая , получившая всесоюзное

звучание , повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.) , так было и со

следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с

Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).

Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник» , в 1989 году

была удостоена Государственной премии СССР.

В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой ,

таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира

человека.

Валентин Распутин – художник болеющий за человека , врачующий его раны.

Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней , чем высокое

, достойное времени, нравственное утверждение человека» , - говорит

писатель , объясняя не только содержание собственного творчества , но и

главное направление художественных исканий всей советской литературы.

В. Распутин вошел в нашу литературу сразу , почти без разбега и как

истинный мастер слова.

Дочитывая его повесть , думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях

этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения ,

будто бы автор чего – то не сказал о них или сказал не так. Прочитав

повесть не возникает желания чем – то дополнить автора , нет подозрения в

каких – то вольных или невольных недомолвках , нет прерывности в линии

поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего – всё

решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений,

законченности сюжета, мысли, чувства.

В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого

существования , которым недомолвки и различные вариации попросту

несвойственны , не в природе этих событий.

В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти.

Природой предусмотрено так , что решающий факт жизни – рождение человека –

навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит

своего рождения , не знает и не помнит своего раннего младенчества , смерть

же факт сознательный.

Едва ли не каждый взрослый человек , тем более человек преклонного возраста

, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную

близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если рождение

человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из

нас…

Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц , как

это сделал Распутин в «Последнем сроке».

«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и

дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под

восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она

заканчивается.

Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к

неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна

умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются

вновь , обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в

сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её

жизнь , жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой

типичной для её поколения , для всего послереволюционного крестьянства

женской судьбой. Во внутренних монологах Анны , в её непрерывных раздумьях

, когда каждое суждение , каждая сценка словно омыта чистотой и

бескорыстием последнего , предсмертного чувства, здесь слышится голос

мудрости, доброты и всепрощения – особенно тогда , когда трое из детей

покидают мать в самый канун её смерти…

Да всепрощение и надежда , выстраданные собственной жизнью , которая

подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости,

письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд , которым

создано всё вокруг неё…

На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее

расставание с родным домом, годы одинокой жизни.

К старухе матери из разных городов и сёл собрались , чтобы проститься с ней

, её взрослые дети – каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при

смерти , вот – вот умрёт и дети перед нею – только дети, и всеми владеет

чувство потери , чувство долга по которому они, уже многие годы не

встречались , оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем

чувстве как бы смешиваются , стираются, для них самих и сейчас не имеет

значения. Но только становится матери лучше , стоит ей как бы воскреснуть

и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои

взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались

смерти , «последнего часа», матери. Разъехались дочери Люся и Варвара по

своим делам и заботам надеясь на благополучный исход.

Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний час», а ради

живых, эта долгая смерть нужна была чтобы показать нам сполна характеры

каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии

смерти – это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.

Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех возрастов.

И здесь, в этой повести даётся безупречное соотношение между живым и

умирающим. Между настоящим и прошлым , к которому старуха Анна и дети её

то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и

завершены. «Живи и помни» – повесть продолжающая тему жизни и смерти.

Главная героиня в этой повести Настёна Гуськова. И в этой повести смерть ,

но смерть

Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть её не в срок, и не

во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из «Последнего срока»,

и поэтому гибель Настёны воспринимается нами как что-то несправедливое ,

как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По всем чувствам

нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настёны – Андрей

Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы Великой Отечественной войны

Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню

Атамановку. Изначально он как будто не сомневается : вот он побудет дома ,

повидает близких , а дальше ему одна дорога – смерть. Он её заслужил , он

её не боится. Но это логика труса, предателя , прикрывая свою трусость

желанием увидеться с родными людьми, Андрей сознаёт , что всё что он думал,

не так и не то. Просто он боится смерти , боится страшно и безудержно. Его

страх смерти и есть та единственная слабость и сила толкнувшая его на побег

с войны.

Достигнув Атамановки, скрываясь в её окрестностях Андрей живёт в состоянии

глухой и всё более ожесточенной войны с окружающим его миром : лесом,

рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за которыми

наблюдает издалека. В этой иступлённости с которой он преследует коз,

просматривается не только желание насытится едой, но и желание из

преследуемого самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей

силе над слабыми и ни в чём не повинным созданиями. Он не добил раненое

животное , а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения

этой мучительной агонии. От своего животного страха перед наказанием и

смертью Гуськов постепенно начинает «озверевать». Сначала воя из желания

передразнить волка, повадившегося в зимовье, постепенно Гуськов чувствует ,

что именно в этот «тонкий и длинный, режущий по живому , жалобный и

убийственный стон» способен хоть как – то облегчить, выразить его

зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь , отсутствие общения

с людьми, жизнь в тайге среди зверей всё это постепенно превращает его в

зверя. Настёна с каждой встречей всё меньше узнавала мужа. Этой женщине

светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и ненавидеть

одновременно. Она чувствовала, глядя на мужа «что она сразу же покрывается

противной звериной шерстью и что при желании она может по звериному же и

завыть».

Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настёна вдруг, в одночасье обнаружила,

что её муж, её любимый, её суженный, долгожданный и желанный вернулся, но

вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не победителем, не рядовым,

хотя был участником событий, которыми живут души народные и её Настина

душа простая жила.

У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека домой вернулся, а у

Настёны дезертиром вернулся , преступником…

Встреча с мужем для Настёны была долгожданной и желанной, но превратилась в

«воровскую и жуткую». Не об этом мечталось Насте долгие дни ожидание

встречи.

Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею вопроса – как быть? Перед

каким неописуемо сложным испытанием поставила её жизнь. Трагедия всегда

заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало силы Настёны .

Застигло её глубокое, чистое от природы, но ещё не сформировавшееся чувство

врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведёт к единственному

верному и возможному психологическому руслу – самоубийству.

Самоубийство Настёны удесятеряет вину Андрея. Нет, она не простила Андрею

его вины , но она как сильная и любящая натура, не в силах принять как

искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя приговорила и

наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг которым в её

представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми и собой.

А. Гуськов став дезертиром не вдруг , а идя к этому всем своим неизменным ,

жестоким , эгоистичным началом сам загнал себя в западню своей слабостью,

бесхарактерностью, животным страхом смерти. Не мысля себе пути назад,

единственный выход видит в том,

чтобы превратится в зверя, которому ничего на свете не жаль, ничего не

надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия Настёны – это не

только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в ней не

остаётся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово

непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой,

освободительной войне. Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати

с небольших домах, война в душе каждого её жителя , и значит они не могут

не видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования

рядом со своим. А то, что дезертир из их среды , из их деревни ещё больше

усиливает чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов,

догадываясь о том что сын его где – то здесь рядом, и тот жесток и

непреклонен по отношению к нему, сыну своему. Кто знает , что прозойдёт

если отец и сын встретятся лицом к лицу где – нибудь в тайге? Может быть

тихо, деловито, со страшной болью в сердце и со слезами на глазах отец сам

бы вынес исполнил бы смертный приговор дезертиру , чтобы очистить свою

совесть и совесть всего селения Атамановки. Совесть народа, которому он

принадлежит.

«Живи и помни» – поясной поклон нынешнего поколения всем , кто прошёл и

выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на полях сражений.

Повествуя о днях минувших, это произведение Распутина целиком обращено в

день сегодняшний. Оно завёт сегодняшнего читателя жить честно и прямо.

Служить родине самоотверженно , по закону того истинного благородства,

которое в родстве со своим народом неотделённости от него и состоит. А нет

первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведёт неизбежно к

полному поражению, трагедии, позору.

Герои Распутина живут как будто бы только сами по себе, думают

ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое время они

очень даже общечеловечны.

В «Прощании с Матёрой» Распутин ещё больше раскрывает перед нами,

читателями , эту общечеловечность своих героев. «Что должен чувствовать

человек, ради которого жили поколения?», …- спрашивает автор. Он снова

очень просто, житейски и обобщённо ведёт речь о человеке вообще. В новь и

вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека,

истоком и целью его существования , его отношение с обществом и природой.

Только теперь – это почти сегодняшний день с его радостными и нелёгкими

проблемами, и в центре внимания писателя – уже не два и не три человека , а

судьба целой деревни которой уготовано встать на перекрёстке противоречивых

созидательных забот века 19-го.

Матёра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят

плотину для электростанции. Вода по реке и речкам поднимется и разольётся,

затопит многие земли , в том числе и Матёру. Вся деревня должна выселится

на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть «Прощание с Матёрой» невольно

оглядываешься на события четвертьвековой давности, когда проблема

преобразования природы, самоголика земли для нужд человека впервые в весь

рост стали перед народом, который только – только залечил сияющие раны и

боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого прыжка в будущее. При

решении задач более масштабных люди ведут себя осмотрительней. Сложность и

хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы стало очевидно. Охрана

окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо – это и многое

другое поставлено во главу угла в повести «Прощание с Матёрой» эта попытка

взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так

сказать, берега которому суждено будет стать дном будущего моря. Это не

только допустимое но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего

развития и жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и

её подруг. Этот остров их жизнь прошлое, их земля , их верование ,

традиции, устой , могилы предков. «Матёра» – это земля вскормившая

поколения селян и обухоженная ими, политая потом их , благодатная эта земля

будущее новых поколений селян – вдруг стала для духовно выхолощенных

«товарищей» вроде Жука – безликой «территории». Сами же матёрцы стали

«граждане затопляемые». Вот и беседуют, размышляют за чаем старушки как оно

там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для домов, погребов,

плодородна ли будет земля . С болезнью следят за легко оторвавшемся от

своего родного гнезда Андреем.

В книгу Героя Социалистического Труда В. Г. Распутина входит повесть

«Прощание с Матёрой» , «Пожар» , составившие волнующую диалогию о

трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и

гигантомании, ликвидации, «неперспективных» деревень испытывают до сих пор

разрушительные последствия неразумного хозяйствования , хищнического

отношения к природным богатствам и людям.

Одним из самых ярких образов является невидимая фигура хозяина из повести

«Прощание с Матёрой». Хозяин понимает, что прощание с миром деревни

неизбежно. « Кому – то надо начинать последнюю верность , с кого – то надо

начинать». Всё что живёт на свете, имеет один смысл – смысл службы. И

всякая служба имеет «конец». Прозе Распутина свойственна глубокое

внутреннее напряжение при внешней отстранённости автора, что приближает её

к языку библейских притч.

«Прощание с Матёрой» опубликовано в 1976 году в журнале «наш современник»,

а затем вышло в однотомнике с другими произведениями Распутина в

издательстве «Молодая гвардия». Повесть «Пожар» опубликованная журналом «

наш современник» в 1989 году удостоено Государственной премии СССР.

В мае 2000 года писателю была вручена премия Александра Солженицына за

пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни , вращённости с

русской природой и речью , душевностью и целомудрие в воскрешение добрых

начал.

Использованная литература:

1. «Строгая литература» – Б. Пайкин

2. «Общность цели» - Н. Машовец

3. Валентин Распутин «Повести» «Молодая гвардия» 1976г.

4. В. Распутин «Пожар» и «Прощание с матёрой». «Советский писатель» 1990г.

5. Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина». Москва «Голос»

1999год……………………………………



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты