Валентин Распутин (биография)
Валентин Распутин (биография)
Валентин Распутин.
Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.
Биография Распутина – в его творчестве: Здесь даны и родословная писателя ,
и вся история ангарской деревни Аталанки , где родился Валентин Распутин.
Дом и мир. Выходцы с русского севера , из мурманских краёв , а другой
ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни , но теперь не
осталось ни одной , обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться
пережить уничтожение колыбели , в которой формировалось его духовное
существо». Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены
мистическим смыслом. «Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб
всенародного несчастья». Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя.
Дедушка по отцу , в котором просматривалась примесь коренной сибирской
породы , этакая тунгуссковатость , и бабушка с её чисто русским, ликовым
лицом , суховатым и удлинённым , - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё
бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи.
Несправедливая судьба отца , пострадавшего из-за украденной у него сумки с
казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах
Распутина.
Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика? Видела и поняла эту
одарённость мать мальчика , если приняла решение учить сына дальше – при
трёх детях и безотцовстве . Видел и дядя Ваня , шофер , привёзший мальчика
в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и земляки
в деревнях , через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят
километров,-окликали и наперебой поили чаем.
После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет
Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным
корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя
внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у
Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).
Окончив университет в 1959 году , Распутин несколько лет работал в газетах
Иркутска и Красноярска , часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и
магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в
его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Чибу
на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину , который стал
«Крёстным отцом» начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в
1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.)
, заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи
и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в
ряд лучших современных русских писателей.
В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа» , «Что передать вороне» , «Век живи
- век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся
остротой и современностью проблем , вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и
публицистической деятельности , не прерывая творчества. В 1995 году вышел в
свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в 1996г.
рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно – негаданно», «Отчие приделы».
Живёт и работает в Иркутске.
Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее
в мире приближает его произведения к классикам – Толстому и Достоевскому.
Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера.
Люди оторванные от своих корней , превращаются в духовных «архаровцев».
«Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое
свидетельство исчезающего мира деревни.
Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было
от доброго десятка имен его сверстников , которые все почти в одно время
появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона,
объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них излюбленным
жанром стала повесть , жизненным материалом – деревня – как правило , за
уральским хребтом и на севере – вологодская , архангельская, костромская
области. Героем – человек этой деревни – тот , что и доселе живёт на земле
своих дедов , и тот , что в силу разных , объективных и суетных причин
покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.
Как бы ни были близки друг другу по духу , по идейным и эстетическим
устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в литературе не
бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его
творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк
«Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось , что имя его чаще
повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда
очерковых публикаций – книжек появилась первая , получившая всесоюзное
звучание , повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.) , так было и со
следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с
Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).
Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник» , в 1989 году
была удостоена Государственной премии СССР.
В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой ,
таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира
человека.
Валентин Распутин – художник болеющий за человека , врачующий его раны.
Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней , чем высокое
, достойное времени, нравственное утверждение человека» , - говорит
писатель , объясняя не только содержание собственного творчества , но и
главное направление художественных исканий всей советской литературы.
В. Распутин вошел в нашу литературу сразу , почти без разбега и как
истинный мастер слова.
Дочитывая его повесть , думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях
этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения ,
будто бы автор чего – то не сказал о них или сказал не так. Прочитав
повесть не возникает желания чем – то дополнить автора , нет подозрения в
каких – то вольных или невольных недомолвках , нет прерывности в линии
поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего – всё
решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений,
законченности сюжета, мысли, чувства.
В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого
существования , которым недомолвки и различные вариации попросту
несвойственны , не в природе этих событий.
В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти.
Природой предусмотрено так , что решающий факт жизни – рождение человека –
навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит
своего рождения , не знает и не помнит своего раннего младенчества , смерть
же факт сознательный.
Едва ли не каждый взрослый человек , тем более человек преклонного возраста
, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную
близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если рождение
человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из
нас…
Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц , как
это сделал Распутин в «Последнем сроке».
«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и
дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под
восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она
заканчивается.
Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к
неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна
умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются
вновь , обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в
сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её
жизнь , жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой
типичной для её поколения , для всего послереволюционного крестьянства
женской судьбой. Во внутренних монологах Анны , в её непрерывных раздумьях
, когда каждое суждение , каждая сценка словно омыта чистотой и
бескорыстием последнего , предсмертного чувства, здесь слышится голос
мудрости, доброты и всепрощения – особенно тогда , когда трое из детей
покидают мать в самый канун её смерти…
Да всепрощение и надежда , выстраданные собственной жизнью , которая
подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости,
письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд , которым
создано всё вокруг неё…
На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее
расставание с родным домом, годы одинокой жизни.
К старухе матери из разных городов и сёл собрались , чтобы проститься с ней
, её взрослые дети – каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при
смерти , вот – вот умрёт и дети перед нею – только дети, и всеми владеет
чувство потери , чувство долга по которому они, уже многие годы не
встречались , оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем
чувстве как бы смешиваются , стираются, для них самих и сейчас не имеет
значения. Но только становится матери лучше , стоит ей как бы воскреснуть
и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои
взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались
смерти , «последнего часа», матери. Разъехались дочери Люся и Варвара по
своим делам и заботам надеясь на благополучный исход.
Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний час», а ради
живых, эта долгая смерть нужна была чтобы показать нам сполна характеры
каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии
смерти – это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.
Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех возрастов.
И здесь, в этой повести даётся безупречное соотношение между живым и
умирающим. Между настоящим и прошлым , к которому старуха Анна и дети её
то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и
завершены. «Живи и помни» – повесть продолжающая тему жизни и смерти.
Главная героиня в этой повести Настёна Гуськова. И в этой повести смерть ,
но смерть
Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть её не в срок, и не
во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из «Последнего срока»,
и поэтому гибель Настёны воспринимается нами как что-то несправедливое ,
как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По всем чувствам
нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настёны – Андрей
Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы Великой Отечественной войны
Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню
Атамановку. Изначально он как будто не сомневается : вот он побудет дома ,
повидает близких , а дальше ему одна дорога – смерть. Он её заслужил , он
её не боится. Но это логика труса, предателя , прикрывая свою трусость
желанием увидеться с родными людьми, Андрей сознаёт , что всё что он думал,
не так и не то. Просто он боится смерти , боится страшно и безудержно. Его
страх смерти и есть та единственная слабость и сила толкнувшая его на побег
с войны.
Достигнув Атамановки, скрываясь в её окрестностях Андрей живёт в состоянии
глухой и всё более ожесточенной войны с окружающим его миром : лесом,
рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за которыми
наблюдает издалека. В этой иступлённости с которой он преследует коз,
просматривается не только желание насытится едой, но и желание из
преследуемого самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей
силе над слабыми и ни в чём не повинным созданиями. Он не добил раненое
животное , а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения
этой мучительной агонии. От своего животного страха перед наказанием и
смертью Гуськов постепенно начинает «озверевать». Сначала воя из желания
передразнить волка, повадившегося в зимовье, постепенно Гуськов чувствует ,
что именно в этот «тонкий и длинный, режущий по живому , жалобный и
убийственный стон» способен хоть как – то облегчить, выразить его
зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь , отсутствие общения
с людьми, жизнь в тайге среди зверей всё это постепенно превращает его в
зверя. Настёна с каждой встречей всё меньше узнавала мужа. Этой женщине
светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и ненавидеть
одновременно. Она чувствовала, глядя на мужа «что она сразу же покрывается
противной звериной шерстью и что при желании она может по звериному же и
завыть».
Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настёна вдруг, в одночасье обнаружила,
что её муж, её любимый, её суженный, долгожданный и желанный вернулся, но
вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не победителем, не рядовым,
хотя был участником событий, которыми живут души народные и её Настина
душа простая жила.
У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека домой вернулся, а у
Настёны дезертиром вернулся , преступником…
Встреча с мужем для Настёны была долгожданной и желанной, но превратилась в
«воровскую и жуткую». Не об этом мечталось Насте долгие дни ожидание
встречи.
Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею вопроса – как быть? Перед
каким неописуемо сложным испытанием поставила её жизнь. Трагедия всегда
заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало силы Настёны .
Застигло её глубокое, чистое от природы, но ещё не сформировавшееся чувство
врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведёт к единственному
верному и возможному психологическому руслу – самоубийству.
Самоубийство Настёны удесятеряет вину Андрея. Нет, она не простила Андрею
его вины , но она как сильная и любящая натура, не в силах принять как
искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя приговорила и
наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг которым в её
представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми и собой.
А. Гуськов став дезертиром не вдруг , а идя к этому всем своим неизменным ,
жестоким , эгоистичным началом сам загнал себя в западню своей слабостью,
бесхарактерностью, животным страхом смерти. Не мысля себе пути назад,
единственный выход видит в том,
чтобы превратится в зверя, которому ничего на свете не жаль, ничего не
надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия Настёны – это не
только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в ней не
остаётся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово
непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой,
освободительной войне. Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати
с небольших домах, война в душе каждого её жителя , и значит они не могут
не видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования
рядом со своим. А то, что дезертир из их среды , из их деревни ещё больше
усиливает чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов,
догадываясь о том что сын его где – то здесь рядом, и тот жесток и
непреклонен по отношению к нему, сыну своему. Кто знает , что прозойдёт
если отец и сын встретятся лицом к лицу где – нибудь в тайге? Может быть
тихо, деловито, со страшной болью в сердце и со слезами на глазах отец сам
бы вынес исполнил бы смертный приговор дезертиру , чтобы очистить свою
совесть и совесть всего селения Атамановки. Совесть народа, которому он
принадлежит.
«Живи и помни» – поясной поклон нынешнего поколения всем , кто прошёл и
выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на полях сражений.
Повествуя о днях минувших, это произведение Распутина целиком обращено в
день сегодняшний. Оно завёт сегодняшнего читателя жить честно и прямо.
Служить родине самоотверженно , по закону того истинного благородства,
которое в родстве со своим народом неотделённости от него и состоит. А нет
первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведёт неизбежно к
полному поражению, трагедии, позору.
Герои Распутина живут как будто бы только сами по себе, думают
ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое время они
очень даже общечеловечны.
В «Прощании с Матёрой» Распутин ещё больше раскрывает перед нами,
читателями , эту общечеловечность своих героев. «Что должен чувствовать
человек, ради которого жили поколения?», …- спрашивает автор. Он снова
очень просто, житейски и обобщённо ведёт речь о человеке вообще. В новь и
вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека,
истоком и целью его существования , его отношение с обществом и природой.
Только теперь – это почти сегодняшний день с его радостными и нелёгкими
проблемами, и в центре внимания писателя – уже не два и не три человека , а
судьба целой деревни которой уготовано встать на перекрёстке противоречивых
созидательных забот века 19-го.
Матёра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят
плотину для электростанции. Вода по реке и речкам поднимется и разольётся,
затопит многие земли , в том числе и Матёру. Вся деревня должна выселится
на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть «Прощание с Матёрой» невольно
оглядываешься на события четвертьвековой давности, когда проблема
преобразования природы, самоголика земли для нужд человека впервые в весь
рост стали перед народом, который только – только залечил сияющие раны и
боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого прыжка в будущее. При
решении задач более масштабных люди ведут себя осмотрительней. Сложность и
хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы стало очевидно. Охрана
окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо – это и многое
другое поставлено во главу угла в повести «Прощание с Матёрой» эта попытка
взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так
сказать, берега которому суждено будет стать дном будущего моря. Это не
только допустимое но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего
развития и жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и
её подруг. Этот остров их жизнь прошлое, их земля , их верование ,
традиции, устой , могилы предков. «Матёра» – это земля вскормившая
поколения селян и обухоженная ими, политая потом их , благодатная эта земля
будущее новых поколений селян – вдруг стала для духовно выхолощенных
«товарищей» вроде Жука – безликой «территории». Сами же матёрцы стали
«граждане затопляемые». Вот и беседуют, размышляют за чаем старушки как оно
там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для домов, погребов,
плодородна ли будет земля . С болезнью следят за легко оторвавшемся от
своего родного гнезда Андреем.
В книгу Героя Социалистического Труда В. Г. Распутина входит повесть
«Прощание с Матёрой» , «Пожар» , составившие волнующую диалогию о
трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и
гигантомании, ликвидации, «неперспективных» деревень испытывают до сих пор
разрушительные последствия неразумного хозяйствования , хищнического
отношения к природным богатствам и людям.
Одним из самых ярких образов является невидимая фигура хозяина из повести
«Прощание с Матёрой». Хозяин понимает, что прощание с миром деревни
неизбежно. « Кому – то надо начинать последнюю верность , с кого – то надо
начинать». Всё что живёт на свете, имеет один смысл – смысл службы. И
всякая служба имеет «конец». Прозе Распутина свойственна глубокое
внутреннее напряжение при внешней отстранённости автора, что приближает её
к языку библейских притч.
«Прощание с Матёрой» опубликовано в 1976 году в журнале «наш современник»,
а затем вышло в однотомнике с другими произведениями Распутина в
издательстве «Молодая гвардия». Повесть «Пожар» опубликованная журналом «
наш современник» в 1989 году удостоено Государственной премии СССР.
В мае 2000 года писателю была вручена премия Александра Солженицына за
пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни , вращённости с
русской природой и речью , душевностью и целомудрие в воскрешение добрых
начал.
Использованная литература:
1. «Строгая литература» – Б. Пайкин
2. «Общность цели» - Н. Машовец
3. Валентин Распутин «Повести» «Молодая гвардия» 1976г.
4. В. Распутин «Пожар» и «Прощание с матёрой». «Советский писатель» 1990г.
5. Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина». Москва «Голос»
1999год……………………………………
|