Я Вам жить завещаю (Сотников)
Я Вам жить завещаю (Сотников)
Я Вам жить завещаю…
«Истина заключается в том, что
несмотря на тяжелейшие испытания,
мы победили.»
А. Б. Чаковский
Пятьдесят пять лет минуло со дня великой Победы нашего народа.
Это была победа побед, самое великое нравственное свершение в истории
России. И дело не только в огромном количестве жертв, унесенных без малого
за четыре года лихолетья, хотя каждая из них - судьба. А из судеб людей,
как известно, складывается судьба страны. Самое главное - это ненапрасность
гибели каждого нашего человека на этой войне, ибо те, кто дошел до Победы,
не забыли о своих погибших товарищах, матерях, отцах. Светлая им память. В
то же время - вечное проклятие иудам-перевертышам, спасавшим свою жалкую
шкуру ценой предательства, подлости, трусости и бесчестья. Бог им судья. Но
суд всевышнего будет справедлив, и подлецы получат по заслугам!
Именно эти мысли, в первую очередь , приходят поле прочтения
замечательной повести В. Быкова «Сотников». Мало того, что писатель держит
нас в напряжении от первой до последней страницы, когда ты физически
ощущаешь вместе с героями все их муки и даже предчувствие смерти. Сотников
и Рыбак, староста Петр и тетка Демчиха - это не случайный набор персонажей,
а выстраданный писателем-фронтовиком, писателем-антифашистом кусочек жизни
народа, где, как в фокусе, отразились нравственность бывшего учителя
Сотникова, трусость и подлость старшины Рыбака, беззащитность Демчихи и
мудрость старосты Петра. Каждый из них, по-своему, своей правдой живет. И,
может, не будь войны и страшной ее реальности, не предал бы Рыбак своего
товарища, спасшего ему когда-то жизнь. Так и жил бы в колхозе или городе,
скромно работал, растил детишек. Но война все расставила по своим местам. С
беспощадной, циничной жестокостью обнажила она нравственную трагедию Рыбака
и Сотникова. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал
компромисса со своей совестью, истоки героизма и предательства - вот
главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.
Быков постоянно ставит своих героев перед ситуацией нравственного
выбора. Вот как он описывает перелом в душе Рыбака, обдумывающего в
темнице, перед казнью свое дальнейшее поведение: «Так что же, пропадать? -
вдруг, озлясь, едва не вскрикнул Рыбак и замолчал, выругавшись про себя. -
Впрочем, черт с ним, Сотниковым! Не хочет - его дело; Рыбак же будет
бороться за себя до конца.» И далее: «Нет, видно с ним не сговоришься, с
этим чудаком-человеком, - подумал Рыбак. - Как в жизни, так и перед смертью
у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы.»
А вот у Рыбака другие принципы. Главное - спасти себя, даже ценой
гибели товарища. И вот тайная злоба на Сотникова, выдавшего своим натужным
кашлем их с Рыбаком тайное присутствие у Демчихи на чердаке и тем самым
сдавшего их в руки палачей-полицаев, наконец выплеснулась наружу,
превратившись в моральное оправдание для Рыбака всех его дальнейших
поступков в отношении Сотникова и в программу его поведения на службе у
немцев. «Не желай смерти ближнему.» Эту заповедь забыл Рыбак. Страх лишил
его остатков совести, и мы вместе с писателем наблюдаем бесславный
нравственный конец подлеца.
А что же Сотников? Здесь Быков на противопоставлении тщедушного тела,
слабого физического здоровья и сверхсильного духа выстраивает образ-гранит,
образ-обличение, образ-герой. «А он, дурак, все боялся погибнуть в бою.
Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и
он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный
конец на фронте великой войны… Примирившись с собственной смертью, Сотников
на несколько коротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную
независимость от силы своих врагов. Он ничего не боялся… Сотников легко и
просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении,
принял последнее теперь решение: взять все на себя.» Лучше не скажешь.
В этом противопоставлении убогой трусости Рыбака и стоической
храбрости Сотникова - ключ к пониманию идеи автора. Народ, символом
которого, безусловно, для Быкова был Сотников, победить нельзя. Ибо нельзя
выкорчевать любовь к ближнему и жалость к чужому горю, готовность к
самопожертвованию во имя других и боль за отечество свое. Все эти качества
в великом множестве были продемонстрированы нашим народом в годы этой
войны. И в осажденном Ленинграде, и в Пинских болотах, на Курской дуге и в
боях за безымянную деревушку наши солдаты доказали: Сотников, а не Рыбак -
вот где характер, воля и кредо нашего народа. И этот народ никому не
победить!
Хочется напомнить слова выдающегося поэта А. Твардовского из его
бессмертного стихотворения «Я убит поло Ржевом»:
…Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать - горделиво,
Не клонясь головой.
Ликовать - не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое, -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Не правда ли, это Сотников завещает нам беречь победу и Родину свою.
В своей небольшой по размеру повести В. Быков опирается на вечные
истины: добро и зло, нравственный выбор. Спасибо за это писателю. Думаю,
что такой выбор поддержат миллионы моих сограждан. А, значит, победа будет
всегда за такими, как Сотников.
|