рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Я Вам жить завещаю (Сотников)


Я Вам жить завещаю (Сотников)

Я Вам жить завещаю…

«Истина заключается в том, что

несмотря на тяжелейшие испытания,

мы победили.»

А. Б. Чаковский

Пятьдесят пять лет минуло со дня великой Победы нашего народа.

Это была победа побед, самое великое нравственное свершение в истории

России. И дело не только в огромном количестве жертв, унесенных без малого

за четыре года лихолетья, хотя каждая из них - судьба. А из судеб людей,

как известно, складывается судьба страны. Самое главное - это ненапрасность

гибели каждого нашего человека на этой войне, ибо те, кто дошел до Победы,

не забыли о своих погибших товарищах, матерях, отцах. Светлая им память. В

то же время - вечное проклятие иудам-перевертышам, спасавшим свою жалкую

шкуру ценой предательства, подлости, трусости и бесчестья. Бог им судья. Но

суд всевышнего будет справедлив, и подлецы получат по заслугам!

Именно эти мысли, в первую очередь , приходят поле прочтения

замечательной повести В. Быкова «Сотников». Мало того, что писатель держит

нас в напряжении от первой до последней страницы, когда ты физически

ощущаешь вместе с героями все их муки и даже предчувствие смерти. Сотников

и Рыбак, староста Петр и тетка Демчиха - это не случайный набор персонажей,

а выстраданный писателем-фронтовиком, писателем-антифашистом кусочек жизни

народа, где, как в фокусе, отразились нравственность бывшего учителя

Сотникова, трусость и подлость старшины Рыбака, беззащитность Демчихи и

мудрость старосты Петра. Каждый из них, по-своему, своей правдой живет. И,

может, не будь войны и страшной ее реальности, не предал бы Рыбак своего

товарища, спасшего ему когда-то жизнь. Так и жил бы в колхозе или городе,

скромно работал, растил детишек. Но война все расставила по своим местам. С

беспощадной, циничной жестокостью обнажила она нравственную трагедию Рыбака

и Сотникова. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал

компромисса со своей совестью, истоки героизма и предательства - вот

главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.

Быков постоянно ставит своих героев перед ситуацией нравственного

выбора. Вот как он описывает перелом в душе Рыбака, обдумывающего в

темнице, перед казнью свое дальнейшее поведение: «Так что же, пропадать? -

вдруг, озлясь, едва не вскрикнул Рыбак и замолчал, выругавшись про себя. -

Впрочем, черт с ним, Сотниковым! Не хочет - его дело; Рыбак же будет

бороться за себя до конца.» И далее: «Нет, видно с ним не сговоришься, с

этим чудаком-человеком, - подумал Рыбак. - Как в жизни, так и перед смертью

у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы.»

А вот у Рыбака другие принципы. Главное - спасти себя, даже ценой

гибели товарища. И вот тайная злоба на Сотникова, выдавшего своим натужным

кашлем их с Рыбаком тайное присутствие у Демчихи на чердаке и тем самым

сдавшего их в руки палачей-полицаев, наконец выплеснулась наружу,

превратившись в моральное оправдание для Рыбака всех его дальнейших

поступков в отношении Сотникова и в программу его поведения на службе у

немцев. «Не желай смерти ближнему.» Эту заповедь забыл Рыбак. Страх лишил

его остатков совести, и мы вместе с писателем наблюдаем бесславный

нравственный конец подлеца.

А что же Сотников? Здесь Быков на противопоставлении тщедушного тела,

слабого физического здоровья и сверхсильного духа выстраивает образ-гранит,

образ-обличение, образ-герой. «А он, дурак, все боялся погибнуть в бою.

Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и

он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный

конец на фронте великой войны… Примирившись с собственной смертью, Сотников

на несколько коротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную

независимость от силы своих врагов. Он ничего не боялся… Сотников легко и

просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении,

принял последнее теперь решение: взять все на себя.» Лучше не скажешь.

В этом противопоставлении убогой трусости Рыбака и стоической

храбрости Сотникова - ключ к пониманию идеи автора. Народ, символом

которого, безусловно, для Быкова был Сотников, победить нельзя. Ибо нельзя

выкорчевать любовь к ближнему и жалость к чужому горю, готовность к

самопожертвованию во имя других и боль за отечество свое. Все эти качества

в великом множестве были продемонстрированы нашим народом в годы этой

войны. И в осажденном Ленинграде, и в Пинских болотах, на Курской дуге и в

боях за безымянную деревушку наши солдаты доказали: Сотников, а не Рыбак -

вот где характер, воля и кредо нашего народа. И этот народ никому не

победить!

Хочется напомнить слова выдающегося поэта А. Твардовского из его

бессмертного стихотворения «Я убит поло Ржевом»:

…Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое, -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Не правда ли, это Сотников завещает нам беречь победу и Родину свою.

В своей небольшой по размеру повести В. Быков опирается на вечные

истины: добро и зло, нравственный выбор. Спасибо за это писателю. Думаю,

что такой выбор поддержат миллионы моих сограждан. А, значит, победа будет

всегда за такими, как Сотников.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты