З.М.Бабур (1483 - 1530). Жизнь и творчество
З.М.Бабур (1483 - 1530). Жизнь и творчество
Захириддин Мухаммад Бабур | |
| (1483 - 1530) |
| |
| |
|З.М.Бабур |
| |
|Великий узбекский поэт, мыслитель, историк и государственный |
|деятель; основоположник династии и империи бабуридов. |
| |
|Бабур родился в г.Андижане (14 февр. 1483 г.), сын правителя |
|Ферганы, провнука Тимура. Бабур в 1494 г. стал правителем Ферганы,|
|в 1526 г. в Индии овновывал централизованное государство бабуридов|
|(в мировой истории вошел как «империя великих моголов»), которое |
|жил до завоевании (1848 г.) англичан. Умер г. в Агре (26 дек. 1530|
|г.) |
| |
|Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. Лирические |
|произведения собраны в «Кабулский диван» (1519), затем в |
|«Индийский диван» (1529-30). Он написал стихи в более 10 жанрах |
|восточной лирики. В его стихотворениях отражены его личная жизнь, |
|окружающая среда и исторические события. Основу поэзии Бабура |
|составляют стихи любовно-лирического содержания. Мастерство поэта |
|выражается в оригиальном литературном стиле и умелом использовании|
|наиболее выразительных средств тюркского языка. |
| |
|Знаменитое «Бабурнаме» свидетельствует об истории великих |
|тимуридов, борьбе за создание великой державы (события 1494-1529 |
|гг.). В Институте Востоковедения АН хранятся болле 10 рукописных |
|вариантов «Бабурнаме». На основании чего бабуровед Порсо Шамсиев |
|сопоставляя несколько рукописей, опубликовал критический текст |
|(1960) гениального произведения. Позже японский ученый И.Мано тоже|
|подготовил к печати критический текст «Бабурнаме» (1994). Текст |
|«Бабурнаме» также был опубликован Н.Ильминским (1847), Бевериж |
|(1905), Фитратом (фрагменты, 1928), П.Шамсиевым (1960). |
| |
|Его перевели на персидский (1586), голландский (1705), английский |
|(1826), на французкий (1871), на турецкий (1940), на русский |
|(1942) языки. |
| |
|Среди научных трудов особое место занимает «Трактат об арузе» |
|(1523-25), где рассамаривался теорию восточной метрики аруз. Бабур|
|обоготил теорию присодии навыми положениями и обобщениями, развил |
|классификацию ее видов и вариантов. В 1521 г. был написан |
|философско-религиозное произведение «Мубаййин», где изложено 5 |
|основ исламского шариата, также в этом же г. написал книгу о |
|налогоблажении «Мубаййину-л-закот». Его начуные призведения «Харб |
|иши» («Военное дело»), «Мусика илми» («Наука о музыке») до сих пор|
|не найден. |
| |
|Бабур на основе арабской графике составлял «Хатти Бобурий» |
|(«Письмо Бабура»), подходящий тюркской фонетике алфавитом |
|переписали Коран, отдельные произведения самого Бабура. |
| |
|Он также занимался художественным переводом, стихом перевел |
|религиозно-философское прозведение «Волидия» («Трактат |
|родительский») крупнейшего шайха накшбандийского ордена суфизма |
|Ходжи Ахрора Вали. |
|[pic] |
| |
|Бабур. Миниатюра 15 в. |
| |
|О значении и месте Бабура и бабуридов в истории цивилизованного |
|мира объективно признали индийские государственные и научные |
|деятели Дж. Неру, М.Ганди, А.К.Сингха, Б.А.Луния и др. |
| |
|Творчеством Бабура заниммались такие зарубежные исследователи, как|
|У.Эрскин, Л.М.Пуул, С.М.Эдвардс, А.Бевериж, Х.Бевериж, |
|Р.М.Калдекот, Ч.Стори, Э.Холден, Л.У.Кинг. Ф.Ж.Талбот, Д.Росс, |
|Ж.Элфинистон, И.Мано; Ф.Купрулу, З.Мансурий, А.К Сингха, П.Шарма, |
|Р.Р.Арат, Щ.Бойир, Ш.Ёркин; Н.Ильминский, Н.Веселовский, |
|А.Самойлович, М.Салье, И.В.Стеблева; узбекские ученые Фитрат, |
|П.Шамсиев, Х.Якубов, В.Зохидов, С.Азимжонова, А.Каюмов, |
|А.Абдугафуров, Г.Саломов, Н.Отажонов, Б.Касымов, С.Хасанов, |
|Х.Болтабоев и др. В НУУ ученые ведут исследовательские работы о |
|поэтике лирики и «Бабурнаме», «Мубаййин», «Трактате об арузе». |
| |
|По сюжету «Бабурнаме» есть романы зарубежных авторов Ф.А.Стиль |
|(Париж,1940), Ф.Гренарда (Париж,1930), Г.Лемба (Нью-Йорк,1961), В.|
|Гаскони (Нью-Йорк,1980), Мунилаъла (6 романов) и др. О нем |
|написаны узбекскими писателями поэмы (Айбек, Б.Байкабулов, |
|Х.Давран), роман (П.Кадыров) и повесть (Х.Султанов). |
| |
|Члены международной научной экспидиции по изучению творчества |
|Бабура несколько раз обганизовали научные путешествия по следам |
|поэта, им обнаружены более 500 книг и документов, которые хранятся|
|в мемориальном музее «Бабур и его место в цивилизационном мире». В|
|Андижане есть парк Бабура, где находится символическая могила, а |
|также мемориальный комплекс «Арк ичи». |
| |
| |
| |
|Источники: |
|Стихотворения императора Бабура (Подг. А.Н.Самойлович). - |
|Санкт-Петербург, 1917. |
|Бабурнаме (пер. М.Салье). – Т.: 1943. |
|Бабур. Избранные сочинения (Сост. С.Азимджанова, А.Каюмов). - Т.: |
|Изд. АН Узбекской ССР, 1959. |
|Бабур. Трактат об арузе (Подг. и пер. И.В.Стеблевой).- М.: Наука, |
|1972; |
|Бабур. Избранное. Кн.1: Лирика, Трактат об арузе. Кн.2: Бабурнаме |
|(Сост.С.Хасанов). - Т.: 1982. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Научная литература: |
| |
|Х.Якубов. Бобир. – Т.:1941; |
|В.Зохидов. Бобирнинг фаолияти ва илмий-адабий мероси хакида. |
|Китобда: Бобир. Бобирнома. –Т.:1960; |
|Азимджанова С. Индийский диван Бабура. Т.: Фан, 1966. |
|Стеблева И.В. Семантика газелей Бабура. – М.: 1983. |
|Хайриддин Султон. Бобурийнома. – Т.:1996. |
|Гайбулла ас-Салом, Н. Отажон. Жахонгашта «Бобурнома». – Т.: 1996. |
| |
|С.Хасанов. Бобурнинг «Рисолайи аруз» асари. –Т.:, 1986; |
|У.Эрскин. Хиндистонда Бобур давлати (пер. с англ. Г.Сатимова). – |
|Т.: 1997: |
|П.Шарма. Бобурийлар салтанати (пер. с англ. Г.Сатимова). –Т.: 1999|
|