рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети


Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети

Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных

произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские

образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий

идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.

“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и

невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все

хорошее или плохое, что есть в его героях.

Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения,

делать нравственный выбор, определять свою судьбу.

В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от

простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое

же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и

очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся

беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски

пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье,

голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в

первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно,

была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.

Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин

разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил

поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от

него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал,

что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла

чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только

благодаря природной естественности и достоинству.

Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее,

пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в

доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно

переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было

неловко.

Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и

остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось,

ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто

чувствовала, что имела право прийти”.

Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как

будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только

прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле,

есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со

здоровым ребенком на руках?”

Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой:

“Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало

выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась

какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте

Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было

жеманства и попыток строить из себя барыню.

Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в

раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила

нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли

отдалась ему.

Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее

комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был

настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с

Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за

границу.

Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно

крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка

к “тургеневским женщинам”.

Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья

Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но

не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины

появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но

вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание

быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей

частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели

разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и

невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но

выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько

растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на

пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и

химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки

рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли

обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и

ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы

подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую

цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то

она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то

есть не просто, не естественно”.

На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени,

эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее

стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого

благомыслящего человека.

Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на

Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне

соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с

Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя

Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в

пучину страстей и терзаний.

Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу

произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? —

проговорил он. — На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах

Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это

высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен,

зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его

сердце. Анна не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному,

который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.

Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из

высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки,

плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло

мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд.

Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью,

отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты

уклада в имении Одинцовой.

Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели,

насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось

“поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу

существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”)

и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в

разговоре с Базаровым она называла себя старой.

Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом,

кокетничает - ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой

женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами

заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала

размеренному образу жизни.

Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже

время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не

дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась

бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство

своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете

комфортом.’’

Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки,

сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением,

хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.

В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви,

а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка

в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.

У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою

младшую сестру Катю.

Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как

бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка

с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была

очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.

Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится

говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них

букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна,

но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и

становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.

Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя

назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом

против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими

достоинствами и недостатками.

Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к

Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не

очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в

отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с

мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.

“Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее

духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в

том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая

так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного

человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя?

Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А

эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко

несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом.

Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать

собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из

них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание

быть счастливыми.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты