рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Жизнь и творчество Адама Мицкевича


Жизнь и творчество Адама Мицкевича

Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской

литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко

– для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и

нового польского языка.

«Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в

снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не

признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою

собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.

Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной

деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени.

Он стоял в центре польского революционного движения.

Первостепенное значение Польши в развитии передовых

революционных идей века определило и мировое значение Мицкевича, который

еще при жизни был для всего мира символом своего народа и его борьбы за

свободу.

«Это был пластический образ судеб Польши, » - писал о

Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича прочно вошло в сокровищницу мировой

литературы и прогрессивной мысли.

А. Мицкевич родился 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье,

близ города Новогрудка. Раньше белорусские земли принадлежали Литве,

поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву.

В конце XIV века Литва и Польша слились в единое государство. В тех

кругах общества, к которым принадлежала семья поэта, господствовали

польская культура, польский язык. Этим объясняется то, что в творчестве

Мицкевича польский патриотизм сочетается с горячей любовью к Литве, ее

природе и обычаям.

Отец поэта, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте. Он

занимал должность адвоката при городском суде в Новогрудке.

В доме Мицкевичей были живы свободолюбивые традиции польских

патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном

восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и старался привить

чувство патриотизма и свободолюбия своим детям.

Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам и от Блажея,

значение которого для поэта можно сравнить со значением Арины Радионовны

для Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича способствовала и

живописная природа окрестностей Новогрудка.

В 1807 году Адам Мицкевич поступил в школу при доминиканском костеле

в Новогрудке. В то время школы обычно организовывались при католических

церквах.

Уже в школьные годы Мицкевич проявлял живой интерес к родной поэзии.

К этому времени относятся и его первые поэтические опыты.

Позднее, в поэме «Конрад Валленрод», Мицкевич описал эту страшную

картину, рассказывая о бегстве крестоносцев. Окончив школу в 1815 году

Мицкевич переезжает в Вильно и поступает в Виленский университет, на физико-

математический факультет, а в 1816 году он переходит на историко-

филологический факультет. Виленский университет в те годы был центром

культурной жизни, центром передовой общественной мысли. Среди профессоров

университета были крупные ученые и видные общественные деятели. Здесь читал

лекции Иоахим Лелевель – родоначальник польской историографии, братья

Снядецкие и др.

Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества, позднее стал

его близким другом. На протяжении всей своей жизни стоял в центре

польского революционного движения.

Под влиянием Лелевеля в Виленском университете возникли тайные

патриотические студенческие организации: «Общество филоматов» и «Общество

филаретов» на первый план выдвигались политические цели: будить в народе

патриотические стремления, бороться за освобождение родины. Мицкевич был

самым активным членом обществ и их идейным вдохновителем.

В 1818 году Мицкевич окончил университет и был направлен в Ковно на

должность учителя уездной школы.

В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищету народа,

угнетаемого царскими властями и царской полицией. Это способствовало

формированию революционных взглядов поэт, пониманию необходимости

решительной борьбы за освобождение народа.

Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и

развитие его творчества. В своих ранних произведениях ( до 1820 года )

Мицкевич продолжал традиции гражданского классицизма, которые

характеризовал литературу XVIII века просвещения. Мицкевич пишет в это

время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера, поэму «Картофель»

и трагедию «Демосфен». Уже в этих произведениях Мицкевича звучат

патриотический пафос, вера в прогресс, мечта «о временах грядущих», когда

народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

Наиболее значительными произведениями этого периода были «Песнь

Адама» - первый гимн филаматов, «Песня филаретов» и знаменитая «Ода к

молодости».

В «Оде к молодости» Мицкевич воспел порыв молодого энтузиазма,

который сокрушает устои старого мира. Союз польской молодежи поставил

эпиграфом к своему уставу, принятому в этом году, слова из «Оды к

молодости»:

Друзья младые! Вставайте разом!

Счастье всех – наша цель и дело.

Мицкевич понимал, что для выражения новых идей, для того,

прогрессивные мысли стали достоянием народа, необходимы новые литературные

формы. Молодой поэт обращается к народному творчеству, видя в нем

животворный источник поэзии. Так появляются первые баллады Мицкевича,

которые знаменуют начало польского романтизма.

Мицкевич в своих балладах использует сюжеты народной поэзии,

фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекли в народном творчестве не

только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел носителя гуманных

чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа.

В своих балладах он стремился воплотить народные понятия о

справедливости, нравственном долге, патриотизме.

В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в который вошли

его баллады и романсы.

Идеи и темы, намеченные в балладах, Мицкевич развил в дальнейшем в

своих крупных произведениях этого периода: в поэмах «Гражиня» и «Дзяды» (2

и 4 части), вошедших во второй том его произведений.

Патриотический сюжет баллады «Свитезь» - о подвиге народа,

погибшего, но не покорившегося врагу, - перекликается с сюжетом поэмы

«Гражина», к которой описана героическая борьба литовского народа против

крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина» положен реальный эпизод из

истории Литвы начала XV века.

( Князь Новогрудка Литавор замыслил изменить литовскому князю

Витольду из-за того, что тот на хотел выдавать город Лиду, приданое

его жены Гражины. Она надевает доспехи Литавора и вступает в сражение

против тевтонских рыцарей. Погибает. Литавр мстит за нее, убивает

командора и искупает свою вину, восходя на костер вместе со своей

женой. )

Исторический сюжет под пером Мицкевича приобрел романтическую

окраску. Он ярко, со страстью воспел подвиг отважной народной героини.

Во второй том поэзии Мицкевича были включены 2 и 4 части

драматической поэмы «Дзяды» Первая часть поэмы осталась не завершенной,

третья часть появились через десять лет и носила самостоятельный характер.

В предисловии ко второй части Мицкевич объясняет название поэмы:

«Дзяды – это название торжественного образа, доныне справляемого простым

народом во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии в память «Дзядов»,

то есть умерших предков». Мицкевича привлекла в этом старинном образе не

только романтическая таинственность, особое значение приговора над земными

делами людей. В первых частях «Дзядов» уже намечается социальная схема,

которая в дальнейшем займет главное положение в творчестве Мицкевича.

В 1822 году царское правительство начинает преследование тайных

организаций в Польше и Литве. В Варшаве было раскрыто «Патриотическое

общество», установлена слежка за студенческими организациями. В 1823 году в

Вильно приезжает тайный советник Новосильцев, который с особым рвением

берется за порученное ему дело – раскрытие патриотических организаций.

Новосильцеву удалось обнаружить организации филаретов и филоматов, и 23

октября Мицкевич в числе других участников был арестован и заключен в

Базилианский монастырь, превращенный в тюрьму.

Следствие по делу филаретов было закончено весной 1824 года 21

апреля. Мицкевич был выпущен из тюрьмы на поруки Левеля и остался в

Вильно, Ожидая решения по своему делу. 22 октября Мицкевичу было передано

распоряжение, не позднее чем через два дня выехать в Петербург.

Приезд в Россию знаменовал для Мицкевича начало нового периода в его

жизни творчестве.

Позднее, в третьей части «Дзядов» Мицкевич описал свое настроение по

дороге в Россию.

Однако, сверх его ожиданий, пребывание в России оказалось очень

благоприятным для формирования его мировоззрения и развития его творчества.

В Петербурге Мицкевича встречали восторженно. Он скоро сближается с

декабристами К. Рылеевым и А. Бестужевым, которые становятся его

друзьями.

Рылеев, Бестужев, их друг Туманский были знакомы с творчеством

Мицкевича еще до приезда польского поэта в Россию. Рылеев написал

стихотворение «Воспоминание» по мотивам одноименного сонета Мицкевича, а

Туманский перевел этот сонет. Но их сближали не только творческие интересы,

а прежде всего общие идеи и цели революционной борьбы. Мицкевич пробыл в

Петербурге около трех месяцев, а затем был направлен в Одессу, чтобы занять

должность преподавателя в лицее Римелье. Свободных мест не оказалось. Из

Петербурга пришло предписание не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе,

а отправить его во внутренние губернии России.

Пока шла переписка насчет дальнейшего местопребывания Мицкевича, он

посетил Крым, который произвел очень сильное впечатление на поэта и

вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов».

Когда Мицкевич вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в

канцелярию московского генерал-губернатора.

В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву.

Огромное влияние на Мицкевича оказал исход восстания декабристов. Он

тяжело переживал жестокую расправу Николая I с героическими

революционерами. Один из биографов поэта писал: “Нельзя предугадать,

взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в Петербурге во время

восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их судьбу

…”.

Первое время Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь лишь со своими

виленскими друзьями филоматами.

Весной 1826 года Мичкевич познакомился с Московским литератором

Николаем Полевым, который ввел его в литературное общество Москвы. Мичкевич

сблизился с виднейшими представителями русской литературы – Баратынским,

Веневитиновым, Вяземским, Соболевским и другими. В октябре 1826 года

состоялось знакомство Мицкевича с Пушкиным, которое потом переросло в

искреннюю дружбу.

12 октября 1826 года Мицкевич присутствовал при чтении Пушкиным

«Бориса Годунова» у поэта Д. Веневитинова.

С этого времени и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в центе

культурной жизни России. Живя в Москве, временами приезжал в Петербург,

Мицкевич был литературных вечеров, встреч, где он, обладавшей

непревзойденным талантом импровизатора, часто выступал. Сохранилось много

воспоминаний об этих импровизациях поэта. В Петербурге Мицкевич

познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвингом, много времени

проводил в беседах с Пушкиным.

Мицкевич намеривался издавать в России польский журнал «Ирида»,

который бы способствовал расширению польско-русских культурных связей.

Однако ему, как лицу «подозрительному», это издание было запрещено.

Трудно переоценить значение русского периода жизни для развития

творчества Мицкевича. Ярый враг самодержавия, он обрел свой гражданский

язык в общении с русскими революционерами.

В России Мицкевич сформировался как поэт дружбы славянских народов.

Здесь он стал глубже смотреть на вопрос о национальной независимости

Польши, Поняв его тесную связь с международной политикой. В эти годы он

становится глашатаем политической свободы.

Одновременно происходил и рост художественного мастерства Мицкевича,

что было связано с общением с русскими литературными деятелями, и прежде

всего с Пушкиным.

Общий уровень русской культуры был значительно выше польской. «Мы

отстали в литературе на целое столетие», - писал Мицкевич своему другу

Одынину.

Во время своего пребывания в России Мицкевич создал целый ряд

прекрасных лирических стихотворений. В 1826 году отдельным изданием вышли

его «Сонеты». Он перевел на польский язык две арабские баллады, написал

стихотворение «Фарис», баллады «Воевода» и «Три Будрыса».

В его балладах, написанных в России, нет чрезмерной фантастики и

дидактики, они ближе к балладам Пушкина, не случайно именно «Воеводу» и

«Будрыса» выбрал для перевода Пушкин.

Вершиной творчества Мицкевича этого периода явилась поэма «Конрад

Валленрод», напечатанная в 1828 году. Это патриотическая поэма. Сюжет ее

взят из истории XIV века.

Поэма Мицкевича имела огромное значение. Она призывала к борьбе за

свободу родины, во имя которой не страшны никакие жертвы.

Именно так воспринимали ее польские патриоты в дни восстания 1830

года: она была для них боевым призывом к действию. Высокую оценку получила

поэма Мицкевича в среде русских литераторов. Ксенофонт Полевой писал:

«Многочисленный круг русских почитателей поэта знал эту поэму, не зная

польского языка, то есть знал ее содержание, изучал подробности и красоты

ее. Это едва ли не единственный в своем роде пример.

В 1828 году в Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича.

После отъезда из России (15 мая 1829 года) Мицкевич посетил Берлин,

Прагу, Карлсбад, Дрезден. Вместе со своим другом Э.Одынцом он

присутствовал на юбилейных торжествах в честь восьмидесятилетия со дня

рождения Гетте в Веймаре. Мицкевич переезжает в Дрезден. Здесь он пишет

патриотический - повстанческие стихотворения «Редут Ордона», «Смерть

командира», и как боевой отклик на минувшие события была создана третья

часть Дзядов. В третьей части «Дзядов» Мицкевич создает поражающие силой

обличения, сарказма и гнева образы душителей и палачей народа, жалких слуг

царизма. Таковы сенатор Новосильцев, прокурор Байков и их сообщники.

Знаменательно, что среди действующих лиц поэмы Мицкевич выводит образ

декабриста Бестужева, тем самым подчеркивая связь польской национольно-

освободительной борьбы с русским революционным движением.

К третьей части Мицкевич присовокупил так называемый «Отрывок»,

состоящий из нескольких стихотворений: «Дорога в Россию», «Русским друзьям»

и др. «Отрывок» был связан с поэмой своей антицаристской направленностью и

единством революционных идеалов.

В июне 1832 года Мицкевич покинул Дрезден и переехал в Париж, где в

это время находилось большинство польских эмигрантов. Мицкевич примкнул к

демократическому лагерю польской эмиграции, во главе которой стояли

известные политические деятели Иоахим Лелевель, Станислав Ворцель. Мицкевич

принимает деятельное участие политической жизни эмиграции. Он редактирует

газету «Польский пилигрим» и помещает в ней целый ряд своих статей, в

которых призывает соотечественников к совместной со всеми восставшими

народами Европы борьбе против европейской реакции и ее оплота – царского

самодержавия.

В Париже Мицкевич создает свое крупнейшее произведение –

замечательную реалистическую поэму «Пан Тадеуш».

Мицкевич вначале, замышляя «Пана Тадеуша», думал о произведении,

гораздо меньше по размеру и по охвату жизненных событий, наподобие

«Германа и Доротеи» Гетте. Одноко, приступив к осуществлению своего

замысла, он вместо задуманных пяти песен написал большую поэму в двенадцать

песен. Поэма разрослась и приняла характер национальной эпопеи. В основу

поэмы положено несколько сюжетных линий: борьба двух шляхетских родов за

наследственный замок, завершающаяся вооруженным наездом; борьба Польши за

национальную независимость, история Яцека Соплицы, судьбы Тадеуша и Зоси и

др. Поэму справедливо называют «Энциклопедией польской жизни». Перед

читателем предстает польская жизнь во всем ее многообразии: ее природа,

картины быта, битвы, незабываемые типы уже уходящей Польши и молодое

поколение.

Поэма пронизана глубоко патриотической идеей: необходимостью

национального единства перед постигшим страну бедствием- потерей

национальной независимости.

Художественная сила поэмы бесконечно велика. «Пан Тадеуш» по праву

принадлежит к лучшим произведениям мировой литературы.

После написания «Пана Тадеуша» поэтическая деятельность Мицкевича (

если не считать нескольких небольших стихотворений ) совершенно

прекращается. Но он продолжает служить делу освобождения Польши и боевого

единства народов как публицист, общественный деятель.

В эти годы Мицкевич работал над «Историей Польши» и Историей

будущего», написал две драмы на французском языке.

Большой интерес для характеристики воззрений Мицкевича представляет

написанный им в 1837 году некролог на смерть Пушкина. Некролог - яркое

свидетельство любви польского поэта к великому Пушкину.

В 1839 году Мицкевич переехал в Швейцарию, где читал курс римской

литературы в Лозаннском университете. В 1840 в Париже в Коллеж де Франц

открылась кафедра славянских литератур. Мицкевич принял предложение занять

эту кафедру: он видел в этом возможность патриотического служения родине.

Большое место уделил Мицкевич истории русской литературы. Он

останавливается на разборе бессмертной поэмы «Слово о полку Игореве», на

древних хрониках, былинах, на творчестве Ломоносова, Кантемира,

Тредиаковского, Державина, Карамзина, Пушкина.

С первых дней революции 1848 года, которая вспыхнула первоначально в

Италии, Мицкевич понял, что это революционное движение международного

значения, и принял в нем самое активное участие. 7 февраля 1848 года

Мицкевич выехал в Италию для организации польского легиона, который явился

бы зародышем общеславянской армии для борьбы с силами реакции. «Польский

легион опубликовал свой символ веры, это – армия республиканская и

социалистическая», - так определил дух легиона. Мицкевич в письме к

итальянскому революционеру Джузеппе Мадзини.

Революционная программа Мицкевича 1848 года представляет собой одно

из величайших достижений польской революционно-демократической мысли того

периода.

Когда легион был организован, Мицкевич передал командование им

заслуживающим доверия офицерам, а сам вернулся в Париж, где осуществил

издание газеты «Трибуна народов».

«Трибуна народов» явилась боевым органом передовой международной

общественности. Газета выходила на французском языке. В ней широко

освещались важнейшие вопросы современности. Революционный характер газеты

вызвал репрессии со стороны французского правительства. Мицкевичу под

страхом изгнания из Франции было запрещено сотрудничать в газете, и он был

вынужден переслать в редакцию свои статьи, переписанные чужой рукой. Но

преследование продолжались, и 10 ноября 1849 года издание должно было

прекратиться.

Последним актом в политической деятельности Мицкевича была поездка в

1855 году, во время русско-турецкой войны, в Константинополь. Мицкевич

намеривался организовать польский легион для борьбы с царизмом. Он

рассчитывал, что это легион впоследствии объединится с восставшими против

самодержавия русскими и украинскими отрядами.

В Константинополе Мицкевич заболел и умер 26 ноября 1855 года.

Мицкевич – национальная гордость польского народа и гордость всего

передового человечества. М. Горький ярко охарактеризовал значение

творчества Мицкевича: «…Шевченко, Пушкин, Мицкевич – люди, воплощающие дух

народа с наибольшей красотой, силой и полностью».

Творчество Мицкевича, одухотворенное великими патриотическими и

гуманными идеями, в наше дни стало достоянием широких народных масс.

Адам Мицкевич еще при жизни приобрел мировую славу, однако, можно с

уверенностью сказать, что подлинное всенародное и всемирное признание он

обрел только после победы польского рабочего класса и утверждение народно-

демократической власти в Польше.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты