Жизнь и творчество Адама Мицкевича
Жизнь и творчество Адама Мицкевича
Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской
литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко
– для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и
нового польского языка.
«Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в
снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не
признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою
собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.
Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной
деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени.
Он стоял в центре польского революционного движения.
Первостепенное значение Польши в развитии передовых
революционных идей века определило и мировое значение Мицкевича, который
еще при жизни был для всего мира символом своего народа и его борьбы за
свободу.
«Это был пластический образ судеб Польши, » - писал о
Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича прочно вошло в сокровищницу мировой
литературы и прогрессивной мысли.
А. Мицкевич родился 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье,
близ города Новогрудка. Раньше белорусские земли принадлежали Литве,
поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву.
В конце XIV века Литва и Польша слились в единое государство. В тех
кругах общества, к которым принадлежала семья поэта, господствовали
польская культура, польский язык. Этим объясняется то, что в творчестве
Мицкевича польский патриотизм сочетается с горячей любовью к Литве, ее
природе и обычаям.
Отец поэта, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте. Он
занимал должность адвоката при городском суде в Новогрудке.
В доме Мицкевичей были живы свободолюбивые традиции польских
патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном
восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и старался привить
чувство патриотизма и свободолюбия своим детям.
Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам и от Блажея,
значение которого для поэта можно сравнить со значением Арины Радионовны
для Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича способствовала и
живописная природа окрестностей Новогрудка.
В 1807 году Адам Мицкевич поступил в школу при доминиканском костеле
в Новогрудке. В то время школы обычно организовывались при католических
церквах.
Уже в школьные годы Мицкевич проявлял живой интерес к родной поэзии.
К этому времени относятся и его первые поэтические опыты.
Позднее, в поэме «Конрад Валленрод», Мицкевич описал эту страшную
картину, рассказывая о бегстве крестоносцев. Окончив школу в 1815 году
Мицкевич переезжает в Вильно и поступает в Виленский университет, на физико-
математический факультет, а в 1816 году он переходит на историко-
филологический факультет. Виленский университет в те годы был центром
культурной жизни, центром передовой общественной мысли. Среди профессоров
университета были крупные ученые и видные общественные деятели. Здесь читал
лекции Иоахим Лелевель – родоначальник польской историографии, братья
Снядецкие и др.
Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества, позднее стал
его близким другом. На протяжении всей своей жизни стоял в центре
польского революционного движения.
Под влиянием Лелевеля в Виленском университете возникли тайные
патриотические студенческие организации: «Общество филоматов» и «Общество
филаретов» на первый план выдвигались политические цели: будить в народе
патриотические стремления, бороться за освобождение родины. Мицкевич был
самым активным членом обществ и их идейным вдохновителем.
В 1818 году Мицкевич окончил университет и был направлен в Ковно на
должность учителя уездной школы.
В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищету народа,
угнетаемого царскими властями и царской полицией. Это способствовало
формированию революционных взглядов поэт, пониманию необходимости
решительной борьбы за освобождение народа.
Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и
развитие его творчества. В своих ранних произведениях ( до 1820 года )
Мицкевич продолжал традиции гражданского классицизма, которые
характеризовал литературу XVIII века просвещения. Мицкевич пишет в это
время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера, поэму «Картофель»
и трагедию «Демосфен». Уже в этих произведениях Мицкевича звучат
патриотический пафос, вера в прогресс, мечта «о временах грядущих», когда
народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
Наиболее значительными произведениями этого периода были «Песнь
Адама» - первый гимн филаматов, «Песня филаретов» и знаменитая «Ода к
молодости».
В «Оде к молодости» Мицкевич воспел порыв молодого энтузиазма,
который сокрушает устои старого мира. Союз польской молодежи поставил
эпиграфом к своему уставу, принятому в этом году, слова из «Оды к
молодости»:
Друзья младые! Вставайте разом!
Счастье всех – наша цель и дело.
Мицкевич понимал, что для выражения новых идей, для того,
прогрессивные мысли стали достоянием народа, необходимы новые литературные
формы. Молодой поэт обращается к народному творчеству, видя в нем
животворный источник поэзии. Так появляются первые баллады Мицкевича,
которые знаменуют начало польского романтизма.
Мицкевич в своих балладах использует сюжеты народной поэзии,
фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекли в народном творчестве не
только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел носителя гуманных
чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа.
В своих балладах он стремился воплотить народные понятия о
справедливости, нравственном долге, патриотизме.
В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в который вошли
его баллады и романсы.
Идеи и темы, намеченные в балладах, Мицкевич развил в дальнейшем в
своих крупных произведениях этого периода: в поэмах «Гражиня» и «Дзяды» (2
и 4 части), вошедших во второй том его произведений.
Патриотический сюжет баллады «Свитезь» - о подвиге народа,
погибшего, но не покорившегося врагу, - перекликается с сюжетом поэмы
«Гражина», к которой описана героическая борьба литовского народа против
крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина» положен реальный эпизод из
истории Литвы начала XV века.
( Князь Новогрудка Литавор замыслил изменить литовскому князю
Витольду из-за того, что тот на хотел выдавать город Лиду, приданое
его жены Гражины. Она надевает доспехи Литавора и вступает в сражение
против тевтонских рыцарей. Погибает. Литавр мстит за нее, убивает
командора и искупает свою вину, восходя на костер вместе со своей
женой. )
Исторический сюжет под пером Мицкевича приобрел романтическую
окраску. Он ярко, со страстью воспел подвиг отважной народной героини.
Во второй том поэзии Мицкевича были включены 2 и 4 части
драматической поэмы «Дзяды» Первая часть поэмы осталась не завершенной,
третья часть появились через десять лет и носила самостоятельный характер.
В предисловии ко второй части Мицкевич объясняет название поэмы:
«Дзяды – это название торжественного образа, доныне справляемого простым
народом во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии в память «Дзядов»,
то есть умерших предков». Мицкевича привлекла в этом старинном образе не
только романтическая таинственность, особое значение приговора над земными
делами людей. В первых частях «Дзядов» уже намечается социальная схема,
которая в дальнейшем займет главное положение в творчестве Мицкевича.
В 1822 году царское правительство начинает преследование тайных
организаций в Польше и Литве. В Варшаве было раскрыто «Патриотическое
общество», установлена слежка за студенческими организациями. В 1823 году в
Вильно приезжает тайный советник Новосильцев, который с особым рвением
берется за порученное ему дело – раскрытие патриотических организаций.
Новосильцеву удалось обнаружить организации филаретов и филоматов, и 23
октября Мицкевич в числе других участников был арестован и заключен в
Базилианский монастырь, превращенный в тюрьму.
Следствие по делу филаретов было закончено весной 1824 года 21
апреля. Мицкевич был выпущен из тюрьмы на поруки Левеля и остался в
Вильно, Ожидая решения по своему делу. 22 октября Мицкевичу было передано
распоряжение, не позднее чем через два дня выехать в Петербург.
Приезд в Россию знаменовал для Мицкевича начало нового периода в его
жизни творчестве.
Позднее, в третьей части «Дзядов» Мицкевич описал свое настроение по
дороге в Россию.
Однако, сверх его ожиданий, пребывание в России оказалось очень
благоприятным для формирования его мировоззрения и развития его творчества.
В Петербурге Мицкевича встречали восторженно. Он скоро сближается с
декабристами К. Рылеевым и А. Бестужевым, которые становятся его
друзьями.
Рылеев, Бестужев, их друг Туманский были знакомы с творчеством
Мицкевича еще до приезда польского поэта в Россию. Рылеев написал
стихотворение «Воспоминание» по мотивам одноименного сонета Мицкевича, а
Туманский перевел этот сонет. Но их сближали не только творческие интересы,
а прежде всего общие идеи и цели революционной борьбы. Мицкевич пробыл в
Петербурге около трех месяцев, а затем был направлен в Одессу, чтобы занять
должность преподавателя в лицее Римелье. Свободных мест не оказалось. Из
Петербурга пришло предписание не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе,
а отправить его во внутренние губернии России.
Пока шла переписка насчет дальнейшего местопребывания Мицкевича, он
посетил Крым, который произвел очень сильное впечатление на поэта и
вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов».
Когда Мицкевич вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в
канцелярию московского генерал-губернатора.
В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву.
Огромное влияние на Мицкевича оказал исход восстания декабристов. Он
тяжело переживал жестокую расправу Николая I с героическими
революционерами. Один из биографов поэта писал: “Нельзя предугадать,
взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в Петербурге во время
восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их судьбу
…”.
Первое время Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь лишь со своими
виленскими друзьями филоматами.
Весной 1826 года Мичкевич познакомился с Московским литератором
Николаем Полевым, который ввел его в литературное общество Москвы. Мичкевич
сблизился с виднейшими представителями русской литературы – Баратынским,
Веневитиновым, Вяземским, Соболевским и другими. В октябре 1826 года
состоялось знакомство Мицкевича с Пушкиным, которое потом переросло в
искреннюю дружбу.
12 октября 1826 года Мицкевич присутствовал при чтении Пушкиным
«Бориса Годунова» у поэта Д. Веневитинова.
С этого времени и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в центе
культурной жизни России. Живя в Москве, временами приезжал в Петербург,
Мицкевич был литературных вечеров, встреч, где он, обладавшей
непревзойденным талантом импровизатора, часто выступал. Сохранилось много
воспоминаний об этих импровизациях поэта. В Петербурге Мицкевич
познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвингом, много времени
проводил в беседах с Пушкиным.
Мицкевич намеривался издавать в России польский журнал «Ирида»,
который бы способствовал расширению польско-русских культурных связей.
Однако ему, как лицу «подозрительному», это издание было запрещено.
Трудно переоценить значение русского периода жизни для развития
творчества Мицкевича. Ярый враг самодержавия, он обрел свой гражданский
язык в общении с русскими революционерами.
В России Мицкевич сформировался как поэт дружбы славянских народов.
Здесь он стал глубже смотреть на вопрос о национальной независимости
Польши, Поняв его тесную связь с международной политикой. В эти годы он
становится глашатаем политической свободы.
Одновременно происходил и рост художественного мастерства Мицкевича,
что было связано с общением с русскими литературными деятелями, и прежде
всего с Пушкиным.
Общий уровень русской культуры был значительно выше польской. «Мы
отстали в литературе на целое столетие», - писал Мицкевич своему другу
Одынину.
Во время своего пребывания в России Мицкевич создал целый ряд
прекрасных лирических стихотворений. В 1826 году отдельным изданием вышли
его «Сонеты». Он перевел на польский язык две арабские баллады, написал
стихотворение «Фарис», баллады «Воевода» и «Три Будрыса».
В его балладах, написанных в России, нет чрезмерной фантастики и
дидактики, они ближе к балладам Пушкина, не случайно именно «Воеводу» и
«Будрыса» выбрал для перевода Пушкин.
Вершиной творчества Мицкевича этого периода явилась поэма «Конрад
Валленрод», напечатанная в 1828 году. Это патриотическая поэма. Сюжет ее
взят из истории XIV века.
Поэма Мицкевича имела огромное значение. Она призывала к борьбе за
свободу родины, во имя которой не страшны никакие жертвы.
Именно так воспринимали ее польские патриоты в дни восстания 1830
года: она была для них боевым призывом к действию. Высокую оценку получила
поэма Мицкевича в среде русских литераторов. Ксенофонт Полевой писал:
«Многочисленный круг русских почитателей поэта знал эту поэму, не зная
польского языка, то есть знал ее содержание, изучал подробности и красоты
ее. Это едва ли не единственный в своем роде пример.
В 1828 году в Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича.
После отъезда из России (15 мая 1829 года) Мицкевич посетил Берлин,
Прагу, Карлсбад, Дрезден. Вместе со своим другом Э.Одынцом он
присутствовал на юбилейных торжествах в честь восьмидесятилетия со дня
рождения Гетте в Веймаре. Мицкевич переезжает в Дрезден. Здесь он пишет
патриотический - повстанческие стихотворения «Редут Ордона», «Смерть
командира», и как боевой отклик на минувшие события была создана третья
часть Дзядов. В третьей части «Дзядов» Мицкевич создает поражающие силой
обличения, сарказма и гнева образы душителей и палачей народа, жалких слуг
царизма. Таковы сенатор Новосильцев, прокурор Байков и их сообщники.
Знаменательно, что среди действующих лиц поэмы Мицкевич выводит образ
декабриста Бестужева, тем самым подчеркивая связь польской национольно-
освободительной борьбы с русским революционным движением.
К третьей части Мицкевич присовокупил так называемый «Отрывок»,
состоящий из нескольких стихотворений: «Дорога в Россию», «Русским друзьям»
и др. «Отрывок» был связан с поэмой своей антицаристской направленностью и
единством революционных идеалов.
В июне 1832 года Мицкевич покинул Дрезден и переехал в Париж, где в
это время находилось большинство польских эмигрантов. Мицкевич примкнул к
демократическому лагерю польской эмиграции, во главе которой стояли
известные политические деятели Иоахим Лелевель, Станислав Ворцель. Мицкевич
принимает деятельное участие политической жизни эмиграции. Он редактирует
газету «Польский пилигрим» и помещает в ней целый ряд своих статей, в
которых призывает соотечественников к совместной со всеми восставшими
народами Европы борьбе против европейской реакции и ее оплота – царского
самодержавия.
В Париже Мицкевич создает свое крупнейшее произведение –
замечательную реалистическую поэму «Пан Тадеуш».
Мицкевич вначале, замышляя «Пана Тадеуша», думал о произведении,
гораздо меньше по размеру и по охвату жизненных событий, наподобие
«Германа и Доротеи» Гетте. Одноко, приступив к осуществлению своего
замысла, он вместо задуманных пяти песен написал большую поэму в двенадцать
песен. Поэма разрослась и приняла характер национальной эпопеи. В основу
поэмы положено несколько сюжетных линий: борьба двух шляхетских родов за
наследственный замок, завершающаяся вооруженным наездом; борьба Польши за
национальную независимость, история Яцека Соплицы, судьбы Тадеуша и Зоси и
др. Поэму справедливо называют «Энциклопедией польской жизни». Перед
читателем предстает польская жизнь во всем ее многообразии: ее природа,
картины быта, битвы, незабываемые типы уже уходящей Польши и молодое
поколение.
Поэма пронизана глубоко патриотической идеей: необходимостью
национального единства перед постигшим страну бедствием- потерей
национальной независимости.
Художественная сила поэмы бесконечно велика. «Пан Тадеуш» по праву
принадлежит к лучшим произведениям мировой литературы.
После написания «Пана Тадеуша» поэтическая деятельность Мицкевича (
если не считать нескольких небольших стихотворений ) совершенно
прекращается. Но он продолжает служить делу освобождения Польши и боевого
единства народов как публицист, общественный деятель.
В эти годы Мицкевич работал над «Историей Польши» и Историей
будущего», написал две драмы на французском языке.
Большой интерес для характеристики воззрений Мицкевича представляет
написанный им в 1837 году некролог на смерть Пушкина. Некролог - яркое
свидетельство любви польского поэта к великому Пушкину.
В 1839 году Мицкевич переехал в Швейцарию, где читал курс римской
литературы в Лозаннском университете. В 1840 в Париже в Коллеж де Франц
открылась кафедра славянских литератур. Мицкевич принял предложение занять
эту кафедру: он видел в этом возможность патриотического служения родине.
Большое место уделил Мицкевич истории русской литературы. Он
останавливается на разборе бессмертной поэмы «Слово о полку Игореве», на
древних хрониках, былинах, на творчестве Ломоносова, Кантемира,
Тредиаковского, Державина, Карамзина, Пушкина.
С первых дней революции 1848 года, которая вспыхнула первоначально в
Италии, Мицкевич понял, что это революционное движение международного
значения, и принял в нем самое активное участие. 7 февраля 1848 года
Мицкевич выехал в Италию для организации польского легиона, который явился
бы зародышем общеславянской армии для борьбы с силами реакции. «Польский
легион опубликовал свой символ веры, это – армия республиканская и
социалистическая», - так определил дух легиона. Мицкевич в письме к
итальянскому революционеру Джузеппе Мадзини.
Революционная программа Мицкевича 1848 года представляет собой одно
из величайших достижений польской революционно-демократической мысли того
периода.
Когда легион был организован, Мицкевич передал командование им
заслуживающим доверия офицерам, а сам вернулся в Париж, где осуществил
издание газеты «Трибуна народов».
«Трибуна народов» явилась боевым органом передовой международной
общественности. Газета выходила на французском языке. В ней широко
освещались важнейшие вопросы современности. Революционный характер газеты
вызвал репрессии со стороны французского правительства. Мицкевичу под
страхом изгнания из Франции было запрещено сотрудничать в газете, и он был
вынужден переслать в редакцию свои статьи, переписанные чужой рукой. Но
преследование продолжались, и 10 ноября 1849 года издание должно было
прекратиться.
Последним актом в политической деятельности Мицкевича была поездка в
1855 году, во время русско-турецкой войны, в Константинополь. Мицкевич
намеривался организовать польский легион для борьбы с царизмом. Он
рассчитывал, что это легион впоследствии объединится с восставшими против
самодержавия русскими и украинскими отрядами.
В Константинополе Мицкевич заболел и умер 26 ноября 1855 года.
Мицкевич – национальная гордость польского народа и гордость всего
передового человечества. М. Горький ярко охарактеризовал значение
творчества Мицкевича: «…Шевченко, Пушкин, Мицкевич – люди, воплощающие дух
народа с наибольшей красотой, силой и полностью».
Творчество Мицкевича, одухотворенное великими патриотическими и
гуманными идеями, в наше дни стало достоянием широких народных масс.
Адам Мицкевич еще при жизни приобрел мировую славу, однако, можно с
уверенностью сказать, что подлинное всенародное и всемирное признание он
обрел только после победы польского рабочего класса и утверждение народно-
демократической власти в Польше.
|