| Жизнь и творчество Адама Мицкевича 
 Жизнь и творчество Адама Мицкевича             Мицкевич  –  величайший  поэт  Польши.  Его  роль  для  польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской  литературы,  Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской  литературы  и нового польского языка.            «Когда у поляков  явился  Мицкевич,  они  перестали  нуждаться  в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких  критиков,  не признавать  польскую  литературу  означало  бы  только   обнаруживать   свою собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.              Однако значение Мицкевича  не  исчерпывается  его  литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего  времени. Он стоял в центре польского революционного движения.                Первостепенное   значение   Польши   в   развитии   передовых революционных идей века определило и  мировое  значение  Мицкевича,  который еще при жизни был для всего мира символом  своего народа  и  его  борьбы  за свободу.                «Это был  пластический  образ  судеб  Польши,  »  -  писал  о Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича прочно вошло  в  сокровищницу  мировой литературы и прогрессивной мысли.                А. Мицкевич родился 24 декабря  1798  г.  на  хуторе  Заосье, близ  города  Новогрудка.  Раньше  белорусские  земли  принадлежали   Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву.       В конце XIV века Литва и Польша слились в единое  государство.  В  тех кругах  общества,  к  которым  принадлежала  семья   поэта,   господствовали польская культура, польский язык. Этим  объясняется  то,  что  в  творчестве Мицкевича польский патриотизм сочетается  с  горячей  любовью  к  Литве,  ее природе и обычаям.       Отец поэта, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте.  Он занимал должность  адвоката при городском суде в Новогрудке.        В  доме  Мицкевичей  были  живы  свободолюбивые   традиции   польских патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие  в  народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша  Костюшко  и  старался  привить чувство патриотизма и свободолюбия своим детям.       Много интересных легенд и  поверий  слышал  юный  Адам  и  от  Блажея, значение которого для поэта можно сравнить  со  значением  Арины  Радионовны для  Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича  способствовала  и живописная природа окрестностей Новогрудка.       В 1807 году Адам Мицкевич поступил в школу при  доминиканском  костеле в Новогрудке. В то время  школы  обычно  организовывались  при  католических церквах.       Уже в школьные годы Мицкевич проявлял живой интерес к  родной  поэзии. К этому времени относятся и его первые поэтические опыты.       Позднее, в поэме «Конрад  Валленрод»,  Мицкевич  описал  эту  страшную картину, рассказывая о бегстве  крестоносцев.  Окончив  школу  в  1815  году Мицкевич переезжает в Вильно и поступает в Виленский университет, на физико- математический  факультет,  а  в  1816  году  он  переходит   на   историко- филологический факультет. Виленский  университет   в  те  годы  был  центром культурной жизни, центром передовой  общественной мысли.  Среди  профессоров университета были крупные ученые и видные общественные деятели. Здесь  читал лекции  Иоахим  Лелевель  –  родоначальник  польской  историографии,  братья Снядецкие и др.       Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества,  позднее  стал его  близким  другом.   На  протяжении  всей  своей  жизни  стоял  в  центре польского революционного движения.        Под  влиянием  Лелевеля  в  Виленском  университете  возникли  тайные патриотические студенческие организации: «Общество  филоматов»  и  «Общество филаретов» на первый план выдвигались политические  цели:  будить  в  народе патриотические стремления, бороться за  освобождение  родины.  Мицкевич  был самым активным членом обществ и их идейным вдохновителем.       В 1818 году Мицкевич окончил университет и был направлен  в  Ковно  на должность учителя уездной школы.       В Ковно Мицкевич  увидел  необыкновенную  бедность  и  нищету  народа, угнетаемого  царскими  властями  и  царской  полицией.  Это   способствовало формированию   революционных   взглядов   поэт,   пониманию    необходимости решительной борьбы за освобождение народа.       Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича  определила  во  многом  и развитие его творчества. В своих ранних  произведениях  (  до  1820  года  ) Мицкевич    продолжал    традиции    гражданского    классицизма,    которые характеризовал литературу XVIII  века  просвещения.  Мицкевич  пишет  в  это время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера,  поэму   «Картофель» и  трагедию  «Демосфен».  Уже  в   этих   произведениях   Мицкевича   звучат патриотический пафос, вера в прогресс, мечта «о  временах  грядущих»,  когда народы, распри позабыв, в  великую семью соединятся».        Наиболее  значительными  произведениями  этого  периода  были  «Песнь Адама» - первый гимн  филаматов,  «Песня  филаретов»  и  знаменитая  «Ода  к молодости».       В «Оде  к  молодости»  Мицкевич  воспел   порыв  молодого  энтузиазма, который сокрушает  устои  старого  мира.  Союз  польской  молодежи  поставил эпиграфом  к  своему  уставу,  принятому  в  этом  году,  слова  из  «Оды  к молодости»:                  Друзья младые! Вставайте разом!                  Счастье всех – наша цель и дело.        Мицкевич  понимал,  что  для  выражения   новых   идей,   для   того, прогрессивные мысли стали достоянием народа, необходимы  новые  литературные формы.  Молодой  поэт  обращается  к  народному  творчеству,  видя   в   нем животворный  источник  поэзии.  Так  появляются  первые  баллады  Мицкевича, которые знаменуют начало польского романтизма.        Мицкевич  в  своих  балладах  использует  сюжеты   народной   поэзии, фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекли в  народном  творчестве  не только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел носителя  гуманных  чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа.        В  своих  балладах  он  стремился  воплотить   народные   понятия   о справедливости, нравственном долге, патриотизме.       В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в  который  вошли его баллады и романсы.       Идеи и темы, намеченные в балладах, Мицкевич  развил  в  дальнейшем  в своих крупных произведениях этого периода:  в поэмах «Гражиня» и «Дзяды»  (2 и 4 части), вошедших во второй том его произведений.        Патриотический   сюжет  баллады  «Свитезь»  -   о   подвиге   народа, погибшего, но не  покорившегося  врагу,  -  перекликается  с  сюжетом  поэмы «Гражина», к которой описана героическая  борьба  литовского  народа  против крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина»  положен  реальный  эпизод  из истории Литвы начала XV века.             ( Князь Новогрудка Литавор замыслил  изменить  литовскому  князю        Витольду из-за того, что тот на хотел выдавать город  Лиду,  приданое        его жены Гражины. Она надевает доспехи Литавора и вступает в сражение        против тевтонских рыцарей. Погибает. Литавр  мстит  за  нее,  убивает        командора  и искупает свою вину, восходя на костер  вместе  со  своей        женой. )        Исторический  сюжет  под  пером  Мицкевича   приобрел   романтическую окраску. Он ярко, со страстью воспел подвиг отважной народной героини.        Во  второй  том  поэзии  Мицкевича  были  включены  2   и   4   части драматической поэмы «Дзяды» Первая  часть  поэмы  осталась  не  завершенной, третья часть появились через десять лет и носила  самостоятельный  характер.       В предисловии ко  второй  части  Мицкевич  объясняет  название  поэмы: «Дзяды – это название торжественного  образа,  доныне  справляемого  простым народом во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии  в  память  «Дзядов», то есть умерших предков». Мицкевича привлекла в  этом  старинном  образе  не только романтическая таинственность, особое значение приговора  над  земными делами людей. В первых частях  «Дзядов»  уже  намечается  социальная  схема, которая в дальнейшем займет главное положение в творчестве Мицкевича.       В  1822  году  царское  правительство  начинает  преследование  тайных организаций  в Польше и  Литве.  В  Варшаве  было  раскрыто  «Патриотическое общество», установлена слежка за студенческими организациями. В 1823 году  в Вильно приезжает тайный  советник  Новосильцев,  который  с  особым  рвением берется за порученное  ему  дело  –  раскрытие  патриотических  организаций. Новосильцеву удалось обнаружить организации  филаретов  и  филоматов,  и  23 октября Мицкевич в числе  других  участников  был  арестован  и  заключен  в Базилианский монастырь, превращенный в тюрьму.       Следствие по делу  филаретов   было  закончено  весной  1824  года  21 апреля. Мицкевич был выпущен из  тюрьмы  на  поруки  Левеля   и   остался  в Вильно, Ожидая решения по своему делу. 22 октября  Мицкевичу  было  передано распоряжение, не позднее чем через два дня выехать в Петербург.       Приезд в Россию знаменовал для Мицкевича начало нового периода  в  его жизни творчестве.       Позднее, в третьей части «Дзядов» Мицкевич описал свое  настроение  по дороге в Россию.       Однако, сверх  его  ожиданий,  пребывание  в  России  оказалось  очень благоприятным для формирования его мировоззрения и развития его  творчества. В  Петербурге  Мицкевича  встречали  восторженно.  Он  скоро  сближается   с декабристами   К.  Рылеевым   и  А.  Бестужевым,  которые   становятся   его друзьями.       Рылеев,  Бестужев,  их  друг  Туманский  были  знакомы  с  творчеством Мицкевича  еще  до  приезда  польского  поэта  в  Россию.   Рылеев   написал стихотворение «Воспоминание» по мотивам  одноименного  сонета  Мицкевича,  а Туманский перевел этот сонет. Но их сближали не только творческие  интересы, а прежде всего общие идеи и цели революционной  борьбы.  Мицкевич  пробыл  в Петербурге около трех месяцев, а затем был направлен в Одессу, чтобы  занять должность преподавателя в лицее Римелье. Свободных  мест  не  оказалось.  Из Петербурга пришло предписание не оставлять неблагонадежного поэта в  Одессе, а отправить его во внутренние губернии России.       Пока шла переписка насчет дальнейшего  местопребывания  Мицкевича,  он посетил  Крым,  который  произвел  очень  сильное  впечатление  на  поэта  и вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов».       Когда Мицкевич вернулся из  Крыма,  он  узнал  о  своем  назначении  в канцелярию  московского генерал-губернатора.       В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву.       Огромное влияние на Мицкевича оказал исход восстания  декабристов.  Он тяжело   переживал   жестокую   расправу   Николая    I    с    героическими революционерами.  Один   из  биографов  поэта  писал:  “Нельзя  предугадать, взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в  Петербурге  во  время восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их  судьбу …”.       Первое время Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь лишь  со  своими виленскими друзьями филоматами.       Весной  1826  года  Мичкевич  познакомился  с  Московским  литератором Николаем Полевым, который ввел его в литературное общество Москвы.  Мичкевич сблизился с виднейшими представителями  русской  литературы  –  Баратынским, Веневитиновым,  Вяземским,  Соболевским  и  другими.  В  октябре  1826  года состоялось знакомство  Мицкевича  с  Пушкиным,  которое  потом  переросло  в искреннюю дружбу.       12 октября 1826  года  Мицкевич  присутствовал   при  чтении  Пушкиным «Бориса Годунова» у поэта Д. Веневитинова.       С этого времени и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в  центе культурной жизни России. Живя в  Москве,  временами  приезжал  в  Петербург, Мицкевич   был   литературных   вечеров,   встреч,   где   он,    обладавшей непревзойденным талантом импровизатора, часто  выступал.  Сохранилось  много воспоминаний   об  этих   импровизациях   поэта.   В   Петербурге   Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвингом,  много  времени проводил в беседах с Пушкиным.       Мицкевич  намеривался  издавать  в  России  польский  журнал  «Ирида», который  бы  способствовал  расширению  польско-русских  культурных  связей. Однако ему, как лицу «подозрительному», это издание было  запрещено.       Трудно  переоценить  значение  русского  периода  жизни  для  развития творчества Мицкевича. Ярый враг  самодержавия,  он  обрел  свой  гражданский язык в общении с русскими революционерами.       В России Мицкевич сформировался как поэт  дружбы  славянских  народов. Здесь он  стал  глубже  смотреть  на  вопрос  о  национальной  независимости Польши, Поняв его тесную связь с международной  политикой.  В  эти  годы  он становится глашатаем политической свободы.       Одновременно происходил и рост художественного  мастерства  Мицкевича, что было связано с общением с русскими  литературными  деятелями,  и  прежде всего с Пушкиным.       Общий уровень русской культуры  был  значительно  выше  польской.  «Мы отстали в литературе на целое  столетие»,  -  писал  Мицкевич  своему  другу Одынину.       Во  время  своего  пребывания  в  России  Мицкевич  создал  целый  ряд прекрасных лирических стихотворений. В 1826 году  отдельным  изданием  вышли его «Сонеты». Он перевел на польский  язык  две  арабские  баллады,  написал стихотворение «Фарис», баллады «Воевода» и «Три Будрыса».       В его балладах, написанных  в  России,  нет  чрезмерной  фантастики  и дидактики, они ближе к балладам Пушкина,  не  случайно  именно  «Воеводу»  и «Будрыса» выбрал для перевода Пушкин.       Вершиной творчества Мицкевича  этого  периода  явилась  поэма  «Конрад Валленрод», напечатанная  в 1828 году. Это патриотическая  поэма.  Сюжет  ее взят из истории   XIV века.       Поэма Мицкевича имела огромное значение. Она  призывала  к  борьбе  за свободу родины, во имя которой не страшны никакие жертвы.       Именно так воспринимали ее польские  патриоты  в  дни  восстания  1830 года: она была для них боевым призывом к действию. Высокую  оценку  получила поэма Мицкевича  в  среде  русских  литераторов.  Ксенофонт  Полевой  писал: «Многочисленный круг русских почитателей  поэта  знал  эту  поэму,  не  зная польского языка, то есть знал ее содержание, изучал  подробности  и  красоты ее. Это едва ли не единственный в своем роде пример.       В 1828 году в Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича.       После отъезда   из России (15 мая 1829 года) Мицкевич посетил  Берлин, Прагу,  Карлсбад,  Дрезден.   Вместе   со   своим   другом   Э.Одынцом    он присутствовал на юбилейных  торжествах  в  честь  восьмидесятилетия  со  дня рождения Гетте в Веймаре. Мицкевич переезжает  в  Дрезден.  Здесь  он  пишет патриотический  -  повстанческие  стихотворения  «Редут   Ордона»,   «Смерть командира», и как боевой отклик на  минувшие  события  была  создана  третья часть Дзядов. В третьей части «Дзядов»  Мицкевич  создает  поражающие  силой обличения, сарказма и гнева образы душителей и палачей народа,  жалких  слуг царизма. Таковы сенатор Новосильцев, прокурор Байков и их сообщники.       Знаменательно, что среди действующих лиц поэмы Мицкевич выводит  образ декабриста Бестужева, тем  самым  подчеркивая  связь  польской  национольно- освободительной борьбы с русским революционным движением.       К  третьей  части  Мицкевич  присовокупил  так  называемый  «Отрывок», состоящий из нескольких стихотворений: «Дорога в Россию», «Русским  друзьям» и др.  «Отрывок» был связан с поэмой своей антицаристской направленностью  и единством революционных идеалов.       В июне 1832 года Мицкевич покинул Дрезден и переехал в  Париж,  где  в это время находилось большинство польских эмигрантов.  Мицкевич  примкнул  к демократическому   лагерю  польской  эмиграции,  во  главе  которой   стояли известные политические деятели Иоахим Лелевель, Станислав Ворцель.  Мицкевич принимает деятельное участие политической жизни  эмиграции.  Он  редактирует газету «Польский пилигрим» и помещает  в  ней  целый  ряд  своих  статей,  в которых  призывает  соотечественников  к  совместной  со  всеми  восставшими народами Европы борьбе против европейской реакции и  ее  оплота  –  царского самодержавия.        В  Париже   Мицкевич   создает   свое   крупнейшее   произведение   – замечательную реалистическую поэму «Пан Тадеуш».       Мицкевич вначале, замышляя  «Пана   Тадеуша»,  думал  о  произведении, гораздо  меньше  по  размеру   и  по  охвату  жизненных  событий,  наподобие «Германа  и  Доротеи»  Гетте.  Одноко,  приступив  к  осуществлению   своего замысла, он вместо задуманных пяти песен написал большую поэму в  двенадцать песен. Поэма разрослась и приняла характер  национальной  эпопеи.  В  основу поэмы положено несколько сюжетных линий: борьба  двух  шляхетских  родов  за наследственный замок, завершающаяся вооруженным наездом;  борьба  Польши  за национальную независимость, история Яцека Соплицы, судьбы Тадеуша и  Зоси  и др.  Поэму  справедливо  называют  «Энциклопедией  польской  жизни».   Перед читателем предстает польская жизнь во  всем  ее  многообразии:  ее  природа, картины быта,  битвы,  незабываемые  типы  уже  уходящей  Польши  и  молодое поколение.        Поэма  пронизана   глубоко   патриотической   идеей:   необходимостью национального   единства   перед   постигшим   страну   бедствием-   потерей национальной независимости.       Художественная сила поэмы бесконечно велика.  «Пан  Тадеуш»  по  праву принадлежит к лучшим произведениям мировой литературы.       После написания «Пана Тадеуша» поэтическая  деятельность  Мицкевича  ( если  не   считать   нескольких   небольших   стихотворений   )   совершенно прекращается. Но он продолжает служить делу освобождения  Польши  и  боевого единства народов как публицист, общественный деятель.        В  эти  годы  Мицкевич  работал  над  «Историей  Польши»  и  Историей будущего», написал две драмы на французском  языке.       Большой интерес для характеристики  воззрений  Мицкевича  представляет написанный им в 1837 году некролог  на  смерть  Пушкина.  Некролог  -  яркое свидетельство любви польского поэта к великому Пушкину.       В 1839 году Мицкевич переехал в  Швейцарию,  где  читал  курс  римской литературы в Лозаннском университете. В 1840 в  Париже  в  Коллеж  де  Франц открылась кафедра славянских литератур. Мицкевич принял  предложение  занять эту кафедру: он видел в этом возможность патриотического служения родине.        Большое  место  уделил  Мицкевич  истории  русской   литературы.   Он останавливается на разборе бессмертной поэмы «Слово  о  полку  Игореве»,  на древних   хрониках,   былинах,   на   творчестве   Ломоносова,    Кантемира, Тредиаковского, Державина, Карамзина, Пушкина.       С первых дней революции 1848 года, которая вспыхнула  первоначально  в Италии,  Мицкевич  понял,  что  это  революционное  движение  международного значения, и принял в  нем  самое  активное  участие.  7  февраля  1848  года Мицкевич выехал в Италию для организации польского легиона,  который  явился бы зародышем общеславянской армии для борьбы  с  силами  реакции.  «Польский легион  опубликовал  свой  символ  веры,  это  –  армия  республиканская   и социалистическая»,  -  так  определил  дух  легиона.  Мицкевич  в  письме  к итальянскому революционеру Джузеппе Мадзини.       Революционная программа Мицкевича 1848 года  представляет  собой  одно из величайших достижений польской  революционно-демократической  мысли  того периода.        Когда  легион  был  организован,  Мицкевич  передал  командование  им заслуживающим доверия офицерам, а  сам  вернулся  в  Париж,  где  осуществил издание газеты «Трибуна народов».       «Трибуна  народов»  явилась  боевым  органом  передовой  международной общественности.  Газета  выходила  на  французском  языке.  В   ней   широко освещались важнейшие вопросы современности.  Революционный  характер  газеты вызвал  репрессии  со  стороны  французского  правительства.  Мицкевичу  под страхом изгнания из Франции было запрещено сотрудничать в газете, и  он  был вынужден переслать в редакцию свои  статьи,  переписанные  чужой  рукой.  Но преследование продолжались, и  10  ноября  1849  года  издание  должно  было прекратиться.       Последним актом в политической деятельности Мицкевича была  поездка  в 1855 году, во  время  русско-турецкой  войны,  в  Константинополь.  Мицкевич намеривался  организовать  польский  легион  для  борьбы  с   царизмом.   Он рассчитывал, что это легион впоследствии объединится  с  восставшими  против самодержавия русскими и украинскими отрядами.       В Константинополе Мицкевич заболел и умер 26 ноября 1855 года.       Мицкевич – национальная гордость польского  народа  и  гордость  всего передового  человечества.   М.   Горький   ярко   охарактеризовал   значение творчества Мицкевича: «…Шевченко, Пушкин, Мицкевич – люди,  воплощающие  дух народа с наибольшей красотой, силой и полностью».       Творчество  Мицкевича,  одухотворенное  великими   патриотическими   и гуманными идеями, в наше дни стало достоянием широких народных масс.       Адам Мицкевич еще при жизни приобрел мировую славу,  однако,  можно  с уверенностью сказать, что подлинное всенародное  и  всемирное  признание  он обрел только после победы польского рабочего класса и  утверждение  народно- демократической власти в Польше. |