рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Жизнь и творчество Шолохова М.А.


Жизнь и творчество Шолохова М.А.

Средняя школа №3 г.Десногорска

Д О К Л А Д

по литературе на тему:

«Жизнь и творчество Шолохова М.А.»

| |Подготовил: |

| |ученик 11 «Д» класса |

| |Леонов Алексей |

2001 год

ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1984) - прозаик, публицист

Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской

губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком,

управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и

гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.

В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком,

чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются

рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы»

и «Лазоревая степь» (1926).

Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная

классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в

деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской литературе первой

половины 20-х годов. Умение раскрыть правду действительности в острых

общественных и бытовых конфликтов, проникновенное восприятие душевных

движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом

характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики»

(1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926).

В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет

постоянно. Здесь он начинает писать «Тихий Дон» (1928-1940) – роман,

принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает донское

казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой

рисует судьбы народа и личности в революции.

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912-1922);

«Поднятая целина» (1932-1960) повествует о 1930 годе, о революционном

переломе в жизни деревни.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов – военный корреспондент.

Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли

отдельными изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую

известность приобрел рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-1944 годах

начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант

– 1969).

Стремление к эпическому постижению судеб народа – в самой природе

таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-

композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они

сражались за Родину». Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и

потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и

внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик

воюющего народа.

Рассказ «Судьба человека» (1956-1957) стал заметным явлением в

литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны –

историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного

человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает

возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями.

Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и

фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа.

Отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора – дорога

героя – судьба человека на дорогах войны и т.п.), свободно чередуются

голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова

воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив

рассказа – вера в доброе, человеческое, утверждение подвига.

После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений:

«Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не

уйти палачам от суда народов!» (1950) и другие, в которых он выступает

против идеологов «холодной войны».

Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего

связь писателя с народом. Книга – дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-

м съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том,

что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о

том, что к оценке художественного произведения надо подходить, прежде

всего, с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на

жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа.

«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую

честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим

пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской

премии (1965г.)

Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в

жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций – от

трагической безнадежности до веселого смеха.

Вклад писателя в мировое искусство определяется, прежде всего, тем,

что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ

предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной,

нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих

образов мировой литературы.

В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с

достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые

связи между духовным и материльнм, между человеком и окружающим миром. Для

Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его

поэтики: человек – общество – природа – выражает одну из особенностей

цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты