рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Анализ стихотворения В. Маяковского Послушайте!


Анализ стихотворения В. Маяковского Послушайте!

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году.

В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только

фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и,

присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа.

Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая

ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в

правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от

привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест

против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов.

Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям:

«Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою

речь, надеясь быть услышанным и понятым.

Лирический герой стихотворения не просто произносит, а «выдыхает» это

слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на

волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба

на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом,

человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в

том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.

Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой

бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают,

а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут,

поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные

выражения. И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так

силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-

«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность,

и забота, и сопереживание, и надежда.....

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы

так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения

начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней

развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по

сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение

вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический

вопрос ответ не требуется.

Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово

становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы

«внутренняя», чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А

как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-

самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые

связки. У него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают

интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет

казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой.

Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви,

понимания.

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..

«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.

Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,

очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается

с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд

глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только

динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального

слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само

лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю

обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация

стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и

неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую

сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и

выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют

самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»),

смятения.

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у

В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из

одной-единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая»

настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы

видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный

для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно

естественно заменяется, как видим, просто «рукой».

Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах

(антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,

общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены

очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного

звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».

Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для

кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от

одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико,

что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».

Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой

иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта,

большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины»,

а не звезды-«плевочки». В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле

человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.

Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не

думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере

не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост

от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный

полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку

подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные

образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в

Человека, в его разум и великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в

нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом,

отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из

лириков, и стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой

поэзии.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты