рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Анализ стихотворения Владимира Маяковского Послушайте!


Анализ стихотворения Владимира Маяковского Послушайте!

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»

В.М. - мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему

изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и

партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя

революции наступал на «горло собственной песне», отдавая «звонкую силу

поэта» пролетариату. «У каждого поэта своя драма..»-писала Анна Ахматова.

Есть она и у В.М. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя

их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских, новых мещанах,

«дряни». А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать. Не знают

они и другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный стилист,

подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы.

Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово становится

значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя»,

чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как

выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии-самое главное,

сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В.М. надо кричать,

надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей». Но в

ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности.

Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в

себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и

душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого В.М. я и люблю.

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого

периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые,

пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней

бравадой-ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая

порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени,

внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов

обособляли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта

обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не

было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.

Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к

людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает

свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой

стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово,

отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его

проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на

человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом,

человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в

том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди

рождаются для счастья.

Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой

бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают,

а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут,

поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные

выражения. И лирический герой их находит.

(ЦИТАТА).

А дальше...Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах

антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,

общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены

очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного

звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».

Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для

кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от

одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.

(ЦИТАТА).

Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную

муку».

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у

В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из

одной-единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая»

настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы

видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный

для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно

естественно заменяется, как видим, просто «рукой». Значит Господь Бог,

будто пахарь или хлебопек,-простонародный.

Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и

переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми.

Вот он Говорит кому-то:

(ЦИТАТА).

И ели первые два предложения вопросительные, то третье-вопросительное, и

восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим

героем, так силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным

емким словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и

обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь...Я не

один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот

мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем.

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он

бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа

стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же

слова:

(ЦИТАТА).

Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более

оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в

первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно

утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

(ЦИТАТА).

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..

«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.

Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,

очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается

с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд

глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только

динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального

слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само

лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю

обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация

стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и

неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую

сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и

выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют

самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»),

смятения, затаенную даль.

Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой

иносказательный смысл-«не хлебом единым жив человек». Кроме насущного

хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота.

Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки». Имманиула Канта

поражали более всего на свете две вещи: «звездное небо над нами и

нравственный закон внутри нас». В.М. тоже волнуют вечные философские

вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и

бессмертия, добре и зле.

Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не

думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере

не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост

от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный

полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку

подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные

образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в

Человека, в его разум и великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в

нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом,

отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из

лириков, и стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой

поэзии.

Макс Майдак.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты