Андрей Белый как художественная личность и явление эпохи
Андрей Белый как художественная личность и явление эпохи
[pic]
Андрей Белый - русский писатель, теоретик символизма. Родился в
Москве 14(26) октября 1880 года. Его настоящее имя Борис Николаевич
Бугаев. Он принадлежал к символистам «младшего» поколения. Неисчерпаемой
мечте старших символистов Андрей противопоставил активное стремление к
«последнему бою» - «революции духа». Источником такой идеи были
почерпнуты в трудах В. Соловьёва. С ним Бугаев познакомился в семье
родного брата и издателя сочинений, философа - Михаила Сергеевича.
Религиозные раздумья В. Соловьёва буквально заворожили молодого человека,
определив его творческий опыт, в чём живое участие приняла семья брата.
Под их влиянием и произошло «превращение» Бориса Бугаева в Андрея Белого.
В 1903 окончил математический факультет Московского университета.
Первый раз выступил со стихами в 1901 году, а первый сборник стихов -
«Золото в лазури», Андрей выпустил в 1904 году. «Кровавые цветы»
одиночества, сомнения были легко побеждены «радостями духовными», зовами
«священной войны», верой в «Арго крылатого». Лирика щедро расцвечивалась
«златосветными», «пурпурно-огневыми», «пьяня-ще-багровыми» красками.
Поэтическое дарование Андрея Белого - особого рода. Взволновавшее
автора как бы «пропущено» через накаленную страстью «плоть» слова. А
Белый «проговаривает» мысль, переживание. На редкость свежим,
неожиданным, даже парадоксальным становится образный строй. Ритмический
рисунок строки или фразы, всего произведения. На этом уровне и
проявляется предельность душевных порывов, самого автора прежде всего. В
поэзии главные акценты доносят «малые», построчные образы, настоль они
насыщены эмоциональными «словами» и неведомыми оттенками чувств.
В 1905 году Брюсов писал в статье «Священная жертва»: «Мы требуем
от поэта, чтобы он неустанно приносил свои «священные жертвы» не только
стихами, но каждым часом своей жизни, каждым чувством, - своей любовью,
своей ненавистью, достижениями и падениями. Пусть поэт творит не свои
книги, а свою жизнь. Пусть хранит он алтарный пламень неугасимым, как
огонь Весты, пусть разожжёт его в великий костёр, не боясь, что на нём
сгорит и его жизнь. На алтарь нашего божества мы бросаем самих себя.
Только жреческий нож, рассекающий грудь, даёт право на имя поэта».
Не найдётся в русской литературе рубежа веков другого поэта,
который бы с большей наглядностью и полнотой исполнили завет и требования
Брюсова, чем это сделал Андрей Белый. Можно полагать, что эти строки и
написаны Брюсовым с оглядкой на Белого, которого он за год до того, в
рецензии на первый его стихотворный сборник «Золото в лазури», назвал
«былинкой в вихре собственного вдохновения».
Для Белого, с его эмоциональной восприимчивостью и детской
ненавистью, слова Брюсова (особенно в ранний период творчества) имели
магическое значение. Суждения Брюсова об искусстве, его проповедь
индивидуализма как единственной нравственно-эстетической системы,
открывающей пути к выявлению в самом себе высшей (художественной)
сущности, были для Белого непререкаемо авторитетными. Белый всё прощал
Брюсову, даже явное предательство.
И Брюсов заслужил такое отношение. Едва ли не первым он оценил
глубину, оригинальность и незаурядность дарования Белого, причём выделил
в нём те черты, которые и составили впоследствии главное в натуре Белого
как художника, философа, теоретика стиха. Уже в период появления сборника
«Золото в лазури» Брюсов пишет о Белом как о «новаторе стиха и
поэтического стиля», а в рецензии на этот сборник прозорливо замечает: «С
дерзостной беззаветностью бросается он на вековечные тайны мира и духа,
на отвесные высоты, закрывавшие нам дали, прямо, как бросались до него и
гибли тысячи других отважных... Девять раз из десяти попытки Белого
кончаются жалким срывом, - но иногда он неожиданно торжествует, и тогда
его взору открываются горизонты, до него не виденные никем».
Ликующие мироощущение скоро, однако, поколебалось под наплывом
«мистических ужасов» Андрей Белый начал искать иные стимулы одухотворения
жизни. Тогда-то и появился образ Родины - околдованной красавицы. С её
постижением связал свою судьбу поэт.
Сопереживания стране, нарастая до болезненного потрясения, вылилось
в сокровенных стихах сборника «Пепел», посвящённого Некрасову. Тема
пеплом подёрнутой Русской земли, её калек, арестантов, жандармов
развернулась в обилии живых примет и ёмких символов. Открылся трагический
мир человека, «прорыдавшего» свою муку «в сырое, пустое раздолье» России.
Деревню он видел с «жестокими, жёлтыми очами кабаков», «немым народом»
«злыми поверьями». А в городе - маскарад призрачного веселья вакханалья
мертвецов-двойников. Слышны стоны: «исцели наши тёмные души», а по пустым
залам богатого дома бежит «красное домино» с «окровавленным кинжалом" -
предвестник гибели.
Лирический герой сборника принимает в своё сердце общие страдания:
[pic]
Муки человеческой души становятся смертной болью физической - от
падения «на сухие стебли, узловатые, как копья» или от давления тяжёлых
могильных плит. Но подстерегающая смерть всё-таки не властна погасить ни
желания пробуждения, ни страстных порывов личности:
[pic]
«Самосжигание» приводит к духовному перелому в лирике сборника
«Урна». О нём сам поэт сказал: мёртвое «Я» заключено здесь в урну, а «живое
«Я» пробуждается к истинному». На этом пути заново пережита любовная драма
Андрея Белого с женой драма и разрыв с ним:
[pic]
Глубоко перечувствованы невосполнимые утраты: вместо восхода солнца
в юности - «скудные безогненные зори», «безгрёзное небытие». В
философских раздумьях о жизни, в обращениях к художникам-современникам,
друзьям изживаются горькие разочарования. Трудно, но прорастает зерно
надежды: «над душой снова - предрассветный небосклон»; «вещие смущают
сны».
В годы работы над «Петербургом» Андрей Белый был захвачен идеей
человеческого самовоспитания, продолжения себя в себе. Новый стимул
развития был почерпнут из антропософского учения Р. Штейнера (знакомство
с ним состоялось весной 1912 года). По существу же всегдашнее стремление
Андрея к изживанию явных и тайных пророков просто приобрело иное
обоснование. На исходе 1916 года, как бы итожа свои раздумья о русской
духовной культуре, он сказал: «Национальное самосознание..., которое в
нас ещё дремлет, - вот лозунг будущего». И очень многое на этом пути
сделал сам, разжигая «святую тревогу» о настоящем и будущем человека,
народа, мира.
В годины праздных испытаний,
В годины мёртвой суеты -
Затверденей алмазом брани
В перегоревших углях - Ты.
Восстань в сердцах, сердца исполни!
Произрастай, наш край родной,
Неопалимый блеском молний,
Неодолимой купиной.
Из моря слёз, из моря муки
Судьба твоя - вина, ясна:
Ты простираешь ввысь, как руки,
Свои святые пламена -
Туда, - в развалы грозной эры
И в визг космический стихий, -
Туда, - в светлеющие сферы,
В грома летящих иерархий.
Список литературы:
1. Русская поэзия ХIХ - начала ХХ в. - М., 1990.
2. Большая Советская Энциклопедия - М., 1970.
Брюсов В., Далекие и близкие - М., 1988.
Долгополов Л. К., Андрей Белый и его роман «Петербург» - Л., 1986.
-----------------------
[pic]
РЕФЕРАТ
Андрей Белый
как художественная личность и явление эпохи
[pic]
Гончаров Вячеслав
11 «Г» класс
Мать Россия ! Тебе мои песни, -
О, немая, суровая мать ! -
Здесь и глуше мне дай и безвестней
Непутёвую жизнь отрыдать.
Воздеваю бессонные очи -
Очи,
Полные слёзы и огня,
Я в провалы зияющей ночи,
В вечерних отсветах дня.
Им отдал всё, что я принёс:
Души расколотой сомненья,
Кристаллы дум, алмазы слёз
И жар любви, и песнопенья.
[pic]
|