рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Белинский о Пушкине


Белинский о Пушкине

елинский был истинным гением литературной критики, проницательней-шим

судьей и ценителем талантов. Он всегда мог увидеть и точно указать то

особенное, что отличает одного писателя от другого. Особенно велики

заслуги Белинского в осмыслении и разъяснении творчества Пушкина. С

Пушкиным Белинский лично не успел познакомиться, хотя такое знакомство

намечалось. Благоговея перед памятью Пушкина Белинский высказывал

иногда справедливые, а порой и не справедливые критические суждения о

нем. На опыте творчества Пушкина Белинский вырабатывал критерии

художественности. Изучая творчество великого поэта, Белинский постигал

закономерности русского литературного процесса. Критик подходил к

оценке творчества Пушкина конкретно, исторически. В трактовке романа

«Евгений Онегин» Белинский поднялся на невиданную до него ступень

социологического анализа. Указывая на народность поэзии Пушкина,

Белинский подчеркивал, что в истории России относительно прогрессивное

значение имело та часть просвещенного дворянства, которой принадлежали

и сам поэт, и герой его романа в стихах - Онегин и Татьяна. Поэт сумел

подняться над предрассудками своего класса и критически, с

энциклопедической полнотой отобразил один из моментов его жизни и

жизненного общества. В «Пушкинских» статьях Белинский поставил много

общих вопросов эстетики. Он рассуждает о поэзии Пушкина, подчеркивая

ее земной, гуманистически глубоко нравственный характер. Пластичность,

осязаемость Пушкинских образов, в точность и выразительность его языка

рассматривается в общей системе реалистического творчества поэта. Он

подчеркивал, что Пушкин - поэт изящной формы, что Пушкин - вечно живое

явление русской поэзии, что никогда приговор поколений над ним не

будет окончательным. А это возможно только потому, что Пушкин поставил

в своем творчестве кардинальные вопросы русской жизни.

негин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя

его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых

личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как

отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».( Эта поэма имеет

огромное историческое и общественное значение. «Онегин» со стороны

формы есть произведение, в высшей степени художественное, а со стороны

содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства.

Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину

русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его

развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» поэма историческая в

полном смысле слова, хотя в числе его героев нет ни одного

исторического лица. «Первая истинно национально-русская поэма в стихах

была и есть - «Евгений Онегин»( - утверждает критик. Глубокое знание

обиходной философии сделало «Онегина» видением оригинальным и чисто

русским. Содержание «Онегина» так хорошо известно всем и каждому, что

нет ни какой надобности излагать подробно. В «Онегине» Пушкин решился

представить сам внутреннюю жизнь этого сословия, и в месте с ним и

общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, т.е.

в двадцатых годах текущего столетия. И здесь нельзя не подивиться

быстроте, с которою движется вперед русское общество: мы смотрим на

«Онегина», как на роман времени. «Велик подвиг Пушкина, что он первый

в своем романе поэтически воспроизвел русское общество такого времени

и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую

сторону; но едва ли не выше подвига нашего поэта в том, что он первый

поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»,(- говорил В.

Г. Белинский. В своей поэме Пушкин умел коснуться так многого, что

принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского

общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в

высшей степени народным произведением.

оэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга общества.

Онегин - отнюдь не вельможа, Онегин - светский человек. Белинский

писал, что Пушкин героем своего романа взял светского человека.

Онегину было дико в обществе Лариных; но образованность еще более,

нежели светскость, была причиною этого. Онегин с первых же строк

романа был принят за безнравственного человека. Онегин радуется

болезни своего дяди и ужасается необходимости корчить из себя

опечаленного родственника, - Вздыхать и думать про себя: Когда же черт

возьмет тебя? Его дядя был ему чужд во всех отношениях. Онегин был

законченным наследником его имения. Что в словах Онегина проглядывает

какая-то насмешливая легкость, - это виден только ум и естественность.

Большая часть публики, по словам критика, совершенно отрицала в

Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и

эгоиста по натуре, но светская жизнь не убила в Онегине чувства, а

только охладила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Но

Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, что в душе его жила

поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей.

Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше

чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Онегин презирал

людей. «Дело говорит само за себя: гордая холодность и сухость,

надменное бездушие Онегина как человека произошли от грубой

неспособности многих читателей понять так верно созданный поэтом

характер. Онегин - не Мельмот, не Чаильд - Гарольд, не демон, не

пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто -

«Добрый малой, как вы да я, как целый свет»,(- пишет Белинский. Поэт

справедливо называет «обветшалою модою». Везде находить или везде

искать все гениев да необыкновенных людей. Онегин не годится в гении,

не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат

его; он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется; но он знает, и

очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так

довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то-то эта

самолюбивая посредственность не только провозгласила его

«безнравственным», но и отняли у него страсть сердца, тепло души,

доступность всему доброму и прекрасному. Вспомните, как воспитан

Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не

убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен светом,

подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают

слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды - воскреснуть и

освежиться в тиши уединения, на фоне природы, он скоро увидел, что

перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей

воли зависящих обстоятельств. Онегин, по мнению критика, - страдающий

эгоист. Его можно назвать эгоистом по неволе. Большинство публики

крайне удивлено тому, как Онегин, получив письмо Татьяны, мог не

влюбиться в нее, - и еще более, как тот же самый Онегин, который так

холодно отвергал чистую, наивную любовь прекрасной девушки, потом

страстно влюбился в великолепную светскую даму? Онегин был так умен,

тонок и опытен, хорошо понимал людей и их сердца. Он был живо тронут

письмом Татьяны. Разлученный с Татьяною смертью Ленского, Онегин

лишился всего, что хотя сколько-нибудь связывало его с людьми.

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

«Чем естественнее, страдание Онегина, чем дольше оно от

всякой эффективности, тем оно менее могло быть понято и оценено

большинством публики»,( - считал Белинский. В двадцать шесть лет так

много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не

сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через

какие убеждения: это

смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни:

страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске

силы его духа. Встретив Татьяну на бале, в Петербурге, Онегин едва мог

узнать ее: так переменилась она! Онегин мог не без основания

предполагать и то, что Татьяна внутренне осталась сомой собою и свет

научил ее только искусству владеть собою и серьезнее смотреть на

жизнь. Притом же в глазах Онегина любовь без борьбы не имела никакой

прелести, а Татьяна не обещала ему легкой победы. И он бросился в эту

борьбу без надежды на победу, без расчета, со всем безумством

искренней страсти, которой так и дымит в каждом слове его письма:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Онегин - характер действительный в том смысле, что в нем нет

ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив, чем

несчастлив только в действительности и через действительность. «Что

стало с Онегиным потом? - Не знаем, да и на что нам знать это. Когда

мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь

без смысла, а роман без конца»,( - завершает критик.

атура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. Татьяне, по мнению

Белинского, нет этих болезненных противоречий, которыми страдают

слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного

цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее

проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства

составляет высочайшее достоинство художественного произведения.

Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама

- Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же; портрет

ее в детстве так мастерски написанный поэтом, впоследствии является

только развившимся, но не изменившимся.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела,

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Пальцы Татьяны не знали иглы, и даже ребенком она не любила

кукол, и ей чужды были детские шалости; ей был скучен и шум и звонкий

смех детских игр; ей больше нравились страшные рассказы в зимний

вечер. И поэтому она скоро пристрастилась к романам, и романы

поглотили всю жизнь ее. «Татьяна - существо исключительное, натура

глубокая, любящая, страстная»,( - пишет критик. Любовь для нее могла

быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без

всякой примирительной середины. Татьяна спокойна, но, тем не менее,

страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою

детям, вся отдалась бы своими материнскими обязанностями не по

рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве в строгом выполнении

своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое

верховное блаженство. Татьяна не избегала горестной участи подпасть

под разряд идеальных дев, о которых мы говорили. Правда, мы сказали,

что она представляет собою колоссальное исключение в мире подобных

явлений, - и теперь не отпирается от своих слов. Татьяна возбуждает не

смех, а живое сочувствие, но это не потому, что она вовсе не походила

на «идеальных дев», а потому, что ее глубокая, страстная натура

заслонила в ней собою все, что есть смешного и пошлого в идеальности

этого рода, и Татьяна осталась естественною, простою в самой

искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая ее

действительность. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде

любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал. Дикое растение,

вполне представленное самому себе, Татьяна создала себе свою

собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее

внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят. Татьяна, по словам

Белинского, не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-

нибудь из известных ей мужчин; она так хорошо их знала, и они так мало

представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению.

Разговор Татьяны с нянею - чудо художественного совершенства! Это

целая драма, проникнутая глубокою истиною. В ней удивительно верно

изображена русская барышня в разговоре томящей ее страсти. Сдавленное

внутри чувство всегда порывается наружу, особенно в первый период еще

новой, еще неопытной страсти. Татьяна вдруг решается писать к Онегину:

порыв наивный и благородный; но его источник не в сознании, а в

бессознательности: бедная девушка не знала, что делала. После, когда

стала знатною барынею, для нее совершенно исчезла возможность таких

наивно - великодушных движений сердца... Письмо Татьяны, свело с ума

всех русских читателей, когда появилась третья глава «Онегина». Начало

письма превосходно: оно проникнуто простым искренним чувством; в нем

Татьяна является сама собою. Все в письме Татьяны истинно, но не все

просто. Сочетания простоты с истиною составляет высшую красоту и

чувства, и дела, и выражения... Нельзя не желать о поэте, который

видит себя принужденным, таким образом оправдывать свою героиню перед

обществом - и в чем же? - в том, что составляет сущность женщины, ее

лучшее право на существование - что у нее есть сердце, а не пустая

яма, прикрытая корсетом!.. И всего грустнее в этом то, что перед

женщинами в особенности старается он оправдать свою Татьяну... «И так,

в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она

поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и

скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Посещение дома

Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из

деревенской девочки в светскую даму, которая так удивило и поразило

Онегина. Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца;

любить - значит, для нее жить, а жертвовать - значит любить. Для этой

роли создала природа Татьяну; но общество пересоздала ее...»( - пишет

Белинский. Татьяна это- портрет во весь рост. Татьяна это - тип

русской женщины.

( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

( Белинский. Роман "Евгений Онегин" в критике. Стр.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

-----------------------

- 20 -



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты