рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Блок


Блок

БЛОК А.А.

«Мы встречались с тобой на закате»

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны вечерние встречи.

Впереди – на песчаной косе

Загорались вечерние свечи

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

Фонетические средства: аллитерация – [ж/г] – 3я строфа {КОНТРАСТ} [ш] – 3я

+ четвертая

[ч], [р], [л] – общий фон

ассонанс + аллитерация = [лижений/ний], [ашло]

****************************************************************************

**

Морфемные средства: при-ближений, с-ближений + с-гораний

по-меркло + про-шло, ото-шло

****************************************************************************

**

Лексические: специальные – нет

Неологизмы – нет

Устаревшие – панихида

****************************************************************************

**

Сравнения: развернутое – нет

Прямое –нет

Отрицательное – нет

Существительное в тв. п. –нет

****************************************************************************

**

Олицетворения: лазурная тишь

****************************************************************************

**

Метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды

****************************************************************************

**

Гипербола: нет

****************************************************************************

**

Литота: нет нет искажения \ a la истина

****************************************************************************

**

Оксюморон: нет

****************************************************************************

**

Перифраз: нет (см. выше)

****************************************************************************

**

Эпитет А) метафорический: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная

краса, лазурная тишь, белый стан.

Б) изобразительный: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое

весло

В) лирический: нет

****************************************************************************

**

Метонимия: нет

***********************НЕ – ИСКАЖЕНИЕ**************************************

Синекдоха: нет

****************************************************************************

**

Поэтический синтаксис: А) градация:

Б) повторы: анафора: нет

Эпифора: нет

В) эллипсис: Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь…

Г) инверсия: Были странны вечерние встречи (и др)

****************************************************************************

**

Рит. приемы: А)восклицание: нет

Б) вопрос: нет

В) умолчание: Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь…

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

Размер: 3х-стопный анапест

Рифма: перекрестная авав; жен.\муж.\жен.\муж.\, в основном – полная

(+J: сгораний-тумане, закате-

платье)

стихотворение из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в 1902г.

Лирический герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютно реальной:

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Но уже во 2ой строфе он (герой) признает неестественность этих «странных»

встреч на фоне чьих-то дум о «бледной», призрачной «красе» мечтаний;

реальность странна среди «вечерних свеч». И герой признает свою

принадлежность именно к миру мечты, несмотря на предполагаемую

«телесность», реальность любви: встречи происходят «в вечернем тумане, где

у берега рябь и камыш», где нежность вечера сглаживает, смягчает огонь

страсти. Жизнь «приближений, сближений, сгораний» гасится, тонет в неясных

сумеречных очертаниях, среди камышей, а звук [ж], ее олицетворяющий, резко

ворвавшийся в общий звукоряд стихотворения, исчезает под тихими волнами

[т],[ш], всплесками [л] и [л’], под рябью мечты. В последней строфе

стихотворения аллитерация [ж] заменяется органичным для сонной

действительности лирического героя повтором [ш] в словах «прошло, отошло».

Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность –

«приближений, сближений, сгораний» - в 4ой строфе отражается приглушенно,

нечетко, гармонично сочетаясь с «лазурной тишью мечты»: «Все померкло,

прошло, отошло», и эта замена яркого [ж] на [ш], группы [г], [р], [н] на

[к], [р], [л] является микроотражением основной темы стихотворения –

возвращения героя в свою нереальную действительность из недействительного

для него мира реальности. Образы, сопутсвующие героине – лишь подтверждение

этой темы. Вспомните, если в первой строфе:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив, -

то в последней строфе все эти образы появляются снова, но уже чистые,

мягкие, органично вплетающиеся в собственный мир героя. «Закат» отражается

«голосами панихиды», «платье» – воплощение земного существования –

становится легким очерком тела – «станом, а рассекающее залив весло»

видится теперь не как разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без

движения – «золотым». {есть смысл закопаться глубже по поводу “белого

платья” на основе античных мировоззрений – белый как цвет смерти, по поводу

весел и лодок можно нырнуть в скандинавскую мифологию – куда и на чем

плывут умершие, но собственно идея насчет кольцевой композиции должна

сохраниться, только мотив Судьбы усилится (от себя не уйдешь) и появится,

возможно, мотив предугадания}.

Таким образом, стихотворение имеет кольцевое построение – автор

возвращается к образам1ой строфы в последней, снимая с них точные контуры

реальности, окончательно растворяя их в фантазийно-призрачном мире своего

лирического героя.

Статичность, недвижимость мечты чувствуется не только в звукописи , она

создается и за счет певучей одинаковости размера всех строф: трехстопный

дактиль с клаузулой в 1ой и 3ей строках и постоянной перекрестной рифмой

авав. Стихотворение благодаря четкости построения звучит будто независимо

от того, что в нем описано, и даже не вникая в смысл слов, читатель слышит

плеск рассекаемой волны, шорохи песка перешептывания камыша, чувствует

легкую сырость тумана, видит размытые очертания бледных пятен огня и вместе

с автором сплетает из вечерних приглушенных теней сияющее золото мечты с

тем, чтобы унести его в свой собственный мир…



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты