рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Быт и нравы темного царства


Быт и нравы темного царства

Быт и нравы « темного царства »

Жестокие нравы , сударь ,

в

нашем городе , жестокие

А . Н . Островский .

А . Н . Островский очень современен как истинно талантливый художник .

Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества . Островский не

просто мастер драмы . Это очень чуткий писатель , любящий свой край , свой

народ , его историю . Его пьесы привлекают удивительной нравственной

чистотой , подлинной человечностью .

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву

считается « Гроза » . Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу .

« Гроза была написана в 1859 году после путешествия Островского по

Волге . Эта поездка наполнила писателя новыми впечатлениями , дала ему

возможность ознакомиться с жизнью населения Верхней Волги . Позже , эти

впечатления отразились в передаче быта , нравов , общей атмосферы

провинциального города Калинова .

Городок стоит весь в зелени . Вид необыкновенный . Прямо душа радуется

! Казалось бы , все прекрасно , но это только на первый взгляд . Зритель

как бы воочию видит красоты русской природы . В сцене ночного гуляния , в

рассказах Катерины , это составляет поэтическую сторону жизни города

Калинова . Однако , рядом с поэзией , существует и другая , уродливая ,

отталкивающая сторона калиновской действительности . Она раскрывается в

оценках Кулигина , ощущается в рассказах персонажей , звучит в пророчествах

сумасшедшей барыни .

Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю , самодуры издеваются над

своими домочадцами , здесь все сведения о иных землях черпаются из

рассказов невежественных странниц . Писатель показал город вымышленный , но

он выглядит весьма достоверно . Он очень точно и живо воспроизводит

атмосферу патриархального купечества , от которого так и веет замшелостью ,

ограниченностью , дикостью , которому неведомо стремление к знаниям ,

интерес к наукам , к общественно - политическим и экономическим проблемам

Единственный во всем городе просвещенный человек , Кулигин , выглядит

в глазах жителей чудаком . Его совершенно бескорыстное желание принести

пользу не находит в у горожан ни капли сочувствия . Наивный , добрый ,

честный , он , по - моему , не противостоит калиновскому мирку , смиренно

сносит не только насмешки , но и явную грубость . Однако именно этому

безвольному существу автор поручает дать характеристику « темного царства

»

Создается впечатление , будто Калинов отгорожен от всего остального

мира высочайшим забором и живет какой - то особенной , замкнутой жизнью .

Островский сконцентрировал внимание на самом важном , показав убогость ,

дикость нравов русского патриархального быта . Я снова и снова задаю себе

вопрос , почему же здесь нет места ничему новому , свежему ? Наверно потому

, что вся эта жизнь только и держится на привычных , устаревших законах ,

которые , очевидно , совершенно нелепы . « Темное царство » цепко держится

за все старое , устоявшееся . А это , полагаю , страшный тормоз в развитии

. Это стояние на одном месте , застой . А застой возможен лишь тогда ,

когда он поддерживается людьми имеющими силу и власть . Таковыми и являются

Дикой с Кабановой .

Хотя Дикой и изображен всего лишь в 3х сценах , драматург создал

законченный образ . Его имя звучит даже в экспозиции . « Уж такого - то

ругателя , как у нас Савел Прокофьич , поискать еще ! » - говорит Шапкин .

Дикой типичный самодур , то есть человек , который действует сугубо по

своей прихоти , по собственному произволу , не считаясь с другими . И я

вполне согласен с Добролюбовым , что « самодур все силится доказать , что

ему никто не указ и что он захочет , то и сделает » . Дикой куражится над

племянником и над всеми своими домашними , но отступает перед теми , кто

может дать ему отпор . Он ругает всех , над кем чувствует свою силу , но

если кто - то обругает его самого , а он не сможет ответить , то тогда ,

держись все домашние ! На них то Дикой и сорвет всю свою злость . В такие

часы люди в доме Дикого прячутся по углам , только бы не попадаться на

глаза хозяину . Мне кажется , что причина такого отношения к людям - в

сознании своего превосходства , и еще , в полной безнаказанности . « Так ты

знай , что ты червяк . Захочу - помилую , захочу - раздавлю » , - говорит

Дикой . Совсем иначе он ведет себя с Кабановой , хотя и ей он по привычке

грубит : « Ты еще что тут ! Какого еще тут черта водяного ! » Однако та его

довольно быстро укротила . Именно у нее Дикой ищет успокоения навоевавшись

дома : « Разговори меня , чтобы у меня сердце прошло . Только ты одна во

всем городе умеешь меня разговорить . » Очевидно , что в Диком есть черты

присущие и народу в целом . На явления природы он смотрит с религиозных

позиций , считает , что громоотвод - это « суета » , а гроза нам в

наказание посылается . Дикой - не исключение для Калинова , а плод всего

уклада калиновской жизни . Он , в каком - то смысле , дитя своего города .

Но самое страшное , что такое отношение к домашним , да и всем бесправным

Калиновцам , воспринимается всеми как норма и никаких отклонений в этом не

усматривается .

Не лучше и Кабанова . Марфа Игнатьевна обладает сильным и властным

характером . Она тоже держит свех у себя в подчинении и постоянной боязни .

Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре . Она то

прекрасно знает , что за жизнь предстоит Варе , когда та выйдет замуж ,

поэтому она охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с

ней по - матерински ласково . Кабаниха - один из персонажей , которые

активно движут действие . Она считается с тем , что принято , чего требует

порядок , чтит традиции и ритуалы . По ее глубочайшему убеждению , жена

должна покоряться мужу , жить в страхе перед ним . И Тихона она вразумляет

, что Катерина должна его бояться . Кабанова не просто соблюдает

домостроевские нормы , но и борется за них . Марфа Игнатьевна окружила себя

невежественными странницами . Они необходимы ей как воздух , так как

поддерживают ее огромный авторитет , без которого она не мыслит своего

существования . И не зря Феклуша говорит : « Бла-алепие , милая , бла-

алепие ! Красота дивная ! Да что уж говорить! В обетованной земле живете .

» И что интересно : ни красота дивной природы , ни очаровательный вид на

Волгу , вызывают такой восторг . Она прославляет именно нравы города . В

образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека , каких было

много среди странников , а корыстную , невежественную , лживую натуру .

Вред таких людей несомненен . Странница много рассказывает о неведомых

землях , в которых неправедные порядки . А в Калинове , по ее мнению ,

жизнь очень хорошая . Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях ;

хочет чтобы ее вовремя отметили , выделили из числа других . Кроме того

Феклуша защищает интересы Кабаноой , а значит , и всего « темного царства »

.

Жители города Калинова неграмотны . Они верят во всякие небылицы ,

принимают грозу , обычное явление природы , за божью кару . А когда Кулигин

объясняет им это явление , люди просто не верят ему . Жизнь темного царства

течет своим чередом : что было вчера , будет и завтра . Их ничего не

волнует , ничто в мире не может нарушить мерного течения их жизни . И если

бы не забегающие в Калинов редкие слухи , они бы думали , что все в этом

мире живут так , как они .

В « Грозе » , по словам Гончарова , « улеглась картина национального

быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью » . в этом

качестве , пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству ,

царившим в дореформенной России .



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты