рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Человек в истекающем кровью мире


Человек в истекающем кровью мире

Человек в истекающем кровью мире

Человек и мир, человек и история, человек и общество. Подобные

проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в

произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям двадцатого

столетия, на которые в значительной степени повлияли мировая война,

гражданская война, революция. Достаточно привести один факт. Так,

революция, которая, казалось бы, дала надежду на свободную жизнь,

совершенно изменила людей: они оказались рабами этой системы. Именно к

исследованию данной исторической проблемы обратились М.А. Булгаков и Б.Л.

Пастернак.

Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова повествует о своем времени и

о людях, и потому он стал своеобразным уникальным документом той эпохи.

Примечателен тот факт, что произведение создавалось писателем свыше

десятилетия, впрочем, как и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Действие

романа «Мастер и Маргарита» происходит с промежутком почти в две тысячи

лет. Центральным героем является Мастер, который создал роман о Христе и

Пилате. Этот роман в романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые

обязаны решать последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая

личность.

Прототипом Мастера является сам писатель, который испытывал давление

со стороны общества и ощущал творческую несвободу. Через весь роман

писатель пронес мысль о том, что человек всегда сам может выбрать свой

путь: может покориться обстоятельствам, а может и бороться с ними.

Ответственность за все совершенные поступки в таком случае будет тяжким

бременем лежать на самом человеке, и человек обязательно заплатит за свои

поступки если не головой, то своей последующей жизнью. В романе Мастер не

смог одержать победу, но писатель сделал его победителем. Герой струсил,

выбрал малодушный и более легкий путь: он просто убежал от трудностей, уйдя

в сумасшедший дом, кроме того, Мастер сжег свой роман, написать который уже

было смелостью. Ошибка Мастера заключалась в том, что он не смог бороться

против кесарей, против власти, которая подавляла творчество, не принимала

действительно значимое, избегала новшеств и инициатив. Поэтому герою

дарован покой. Действительно, конфликт властей и Мастера был неизбежен, но

важна была борьба за правду. М.А. Булгаков красной нитью через весь роман

проводит мысль о том, что все же наступит время высшей справедливости,

когда каждому по его вере воздастся.

Другим примером является роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Произведение создавалось в послевоенные годы. На его страницах запечатлена

жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей,

соединенных отношениями родства, личной близости. Их судьбы оказываются

прямо связаны с разворотом исторических событий. Основной вопрос, вокруг

которого вращается жизнь героев, – отношение к революции.

История доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь

сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Казалось бы,

все прекрасно: семья, любимая работа, – но война не проходит мимо дома

Живаго. Лишения и разруха октябрьских лет гонят семьи Живаго и Громеко из

обжитого московского дома через всю европейскую Россию на Урал искать

убежище. Самого Юрия захватывают красные партизаны, и, навсегда разлученный

ими с женой и детьми, он вынужден против своей воли участвовать в

вооруженной борьбе. Юрий Живаго, познав всю жестокость войны, сравнивает

жизнь прошлую и жизнь настоящую: «Таким новым была война, её кровь и ужасы,

её бездонность и одиночие... Таким новым была революция их войны

родившаяся, кровавая, ни с чем не считающаяся, солдатская революция,

направляемая знатоками этой стихии, большевиками». Герой в это период

особенно отчетливо осознает свое место в мире. Взгляд Бориса Пастернака на

этот же вопрос выражен в словах самого доктора Живаго: «Человек рождается

жить, а не готовиться к жизни». Становится понятным, что нормальная жизнь

«в истекающем кровью мире» невозможна. Примечательно, что главный герой не

примыкает ник белым, ни к красным – он просто мечтает о мире, спокойствии и

счастье.

Таким образом, для писателя было важно изобразить не столько саму

жизнь героя, сколько выразить его отношение к революции. Опыт Живаго

передает отношение опыт самого Пастернака, его отношения с созданной

Октябрем действительностью.

На примере рассмотренных произведений известных писателей становится

ясным, что герои жили во время насилия, жестокости, недоверия и

непонимания, что ценность человеческой жизни измерялась не нравственными

категориями. Отсюда судьбы булгаковских и пастернаковских героев по-своему

трагичны. Заслуга же писателей, создавших данные произведения, состоит в

том, что они смело выразили свою гражданскую позицию к истории и создали

уникальных героев, воспринявших их взгляды на действительность.

«Нет магии сильней, чем магия слов»

Ежедневно каждый человек вступает в общение с другими людьми, тем

самым несёт какую-либо информацию посредством слов. Зачастую он не

задумывается над тем, какая невидимая сила заключена в его словах. Магия

слов... Какая бездна смысла поистине заключена в словах французского

писателя А.Франса. Это и поэтическое волшебство, и афористичность языка, и

слова, запавшие глубоко в душу в какие-либо жизненные моменты.

О влияния слог на жизнь общества и жизнь человека заметил в своё время

учёный Д.С. Лихачёв, который особо подчеркнул тот факт, что «слово связано

с любыми формами бытия», в том числе с культурой, творчеством. Следует

заметить, что умением управлять магией слов наделён не каждый.

Исключительной магией слов были наделены поэты и писатели. К числу

великих гениев по праву следует отнести родоначальника русской поэзии

А.С. Пушкина, которого известный критик В.Г. Белинский справедливо назвал

«солнцем русской поэзии». Мы не знакомимся с Пушенным, мы входим в него –-в

мир, где давно ждут тебя, не удивляются тебе, а угадывают тебя и встречают.

Разве ты можешь оказаться один на один с Пушкиным в мире сказок, былин, в

мире любви, дружбы, в мире подвигов и непокоя? То тоскующий, как ветер

пустыни, то пронзительный и упрямый, то как вздох богатырский, Пушкин идет,

движется, заполняет огромную и мудрую душу земли. Пушкин – в роднике

звенящем, в ливне, сверкающем над холмами. Пушкин – Родина. Пушкин – жизнь.

Не могу объяснить это: виднеется ли недалеко молодая дубрава, собираются ли

в вышине тучи, поёт ли трепетный жаворонок радом – всюду чудится Пушкин,

чудятся жизнь, сильная и знакомая. И является образ воли, образ поэта:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровы,

И звуков и смятенья полн.

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубравы...

Русская земля щедро наделила поэтическим даром и поэтов XX века. Ярким

тому примером является талант С. Есенина. Перечитайте такие стихотворения,

как «По-осеннему кычет сова...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Этой

грусти теперь не рассыпать...», «Отговорила роща золотая...» и другие, и вы

почувствуете всю неизъяснимую силу. Именно неизъяснимую. Ни понять, ни

объяснить её, кажется, невозможно. Все слова доступны, даже слишком просты,

а сцепления их, переливы и взаимные отражения образов, целостный контекст

лирической массы излучают тот свет, который и составляет не переводимую ни

на какой другой язык «тайнописную» суть лирики – лишь небольшой кусочек

жизни, и непонятно, как этот скудельный сосуд радостей и болей, эта

бесконечно малая величина в масштабе вселенной может рождать ощущение

непреходящей сущности бытия, а вместе с этим и ценности человеческой жизни.

Оказывается, отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать

огромной величиной в искусстве, превратиться в культурную эпоху, в её смысл

и контекст, в её будущее. На память при ходят удивительные строки

известного поэта В. Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Мудрые поэты и писатели вели за собой читателя, побуждая его к

раздумьям о цене человеческой жизни и месте в ней. Их магия слов была

своеобразной путеводной звездой для читателя.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты