рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Чернышевский Н.Г.


Чернышевский Н.Г.

Чернышевский Николай Гаврилович.

(1828-1889).

Публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ,

революционный демократ.

Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома

под руководством отца. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в

Саратовской семинарии, где ему прочили духовную карьеру. Однако

духовное поприще не влекло будущего публициста, и, не закончив

семинарию, он поступил в 1846 году на отделение общей словесности

философского факультета Петербургского университета, где он занимался

славянской филологией.

За годы учебы в университете (1846-1850) были выработаны основы

мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости

революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот

мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда

ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего

не выйдет хорошего. Что, может быть, надолго только увеличатся

угнетение и т.д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».

Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и Гете,

повесть о Жозефине, «Теория и практика», «Отрезанный ломоть»). Выйдя из

университета кандидатом, после кратковременной работы репетитором во

Втором кадетском корпусе в Петербурге, служил старшим учителем

словесности в Саратовской гимназии (1851-1853), где говорил в классе

«такие вещи, которые пахнут каторгой».

Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышевский преподавал

во Втором кадетском корпусе, одновременно готовясь к экзаменам на

степень магистра и работал над диссертацией «Эстетические отношения

искусства к действительности». Диспут по представленной еще осенью

1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года

и явился манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав

раздражение университетского начальства. Диссертация была официально

утверждена в январе 1859 года.

Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года

рецензиями в журнале «Отечественные записки». Но с весны 1855 года

Чернышевский, вышедший в отставку, занимался журнальной работой для

«Современника» Н.А.Некрасова. Сотрудничество в этом журнале (1859-1861)

пришлось на период общественного подъема, связанного с подготовкой

крестьянской реформы. Под руководством Чернышевского и Некрасова, а

позже и Добролюбова определилось революционно-демократическое

направление журнала.

С 1854 года Чернышевский вел в «Современнике» отдел критики и

библиографии. В конце 1857 года он передал его Добролюбову и

сосредоточился преимущественно на политической, экономической,

философской темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей

реформы, Чернышевский бойкотирует предреформенный ажиотаж; по

обнародовании манифеста 19 февраля 1861 года «Современник» прямо не

отозвался на него. В «Письмах без адреса»,написанных после реформы и

адресованных фактически АлександруII (опубликовано за границей в 1874

году), Чернышевский обвинил самодержавно-бюрократический режим в

ограблении крестьян. Рассчитывая на крестьянскую революцию, круг

«Современника» во главе с Чернышевским прибегал к нелегальным формам

борьбы. Чернышевский написал революционную прокламацию «Барским

крестьянам от доброжелателей поклон».

В обстановке растущей пореформенной реакции внимание III

отделения все более привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861

года за ним была установлена полицейская слежка. Но Чернышевский был

умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозрительного.

В июне 1862 года было запрещено на 8 месяцев издание “Современника”.

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. Поводом для ареста

послужило перехваченное на границе письмо Герцена и Огарева, в котором

предлагалось издавать “Современник” в Лондоне или Женеве. В тот же день

Чернышевский стал узником Алексеевского равелина Петропавловской

крепости, где пробыл до вынесения приговора – гражданской казни,

состоявшейся 19 мая 1864 года на Мытнинской площади. Он был лишен всех

прав состояния и присужден к 14 годам к каторжной работы в рудниках, с

последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до

7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся очень долго из-за

отсутствия прямых улик.

В крепости Чернышевский обратился к художественному творчеству.

Здесь, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман

«Что делать? Из рассказов о новых людях». За ним последовали оставшиеся

незаконченными повесть «Алферьев»(1863) и роман «Повести в повести»

(1863), «Мелкие рассказы»(1864). Увидел свет лишь роман «Что

делать?».

В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправили в Сибирь,

где он находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года - в

тюрьме Александровского завода..

Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к

худшему испытанию- поселению в Якутии, в городе Вилюйске, где тюрьма

была лучшим зданием, и климат оказался губительным.

Здесь Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться

только с жандармами и местным якутским населением; переписка была

затруднена, а часто специально задерживалась. Только в 1883 году, при

Александре III, Чернышевскому было разрешено переселиться в Астрахань.

Резкая перемена климата очень повредила его здоровью.

Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к забвению

имени и сочинений Чернышевского – его слава мыслителя и

революционера росла. По приезде в Астрахань Чернышевский надеялся

вернуться к активной литературной деятельности, но публикации его

работ, хотя и под псевдонимом, были затруднительны.

В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение вернуться на

родину, в Саратов. Он строил большие планы, несмотря на резко

ухудшающееся здоровье. Умер от кровоизлияния в мозг и похоронен в

Саратове.

В разностороннем наследии Чернышевского важное место занимают

работы по эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во

всех этих областях он выступил новатором, возбуждающим по сей день

споры. К Чернышевскому применимы его собственные слова о Гоголе как

писателе из числа тех, « любовь к которым требует одинакового с ними

настроения души, потому что их деятельность есть служение

определенному направлению нравственных стремлений».

В романе «Что делать? Из рассказов о новых людях» Чернышевский

продолжил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового

общественного деятеля, в основном из разночинцев, сменившего тип

«лишнего человека».

Романтический пафос произведения – в устремленности к

социалистическому идеалу, будущему, когда тип «нового человека» станет

«общею натурою всех людей». Прообразом будущего выступают и личные

отношения «новых людей», разрешающих конфликты на основе гуманной

теории «расчета выгод», и их трудовая деятельность. Эти подробно

освещенные сферы жизни «новых людей» соотнесены с потаенным,

«эзоповым» сюжетом, главным героем которого выступает профессиональный

революционер Рахметов.

Тема любви, труда, революции органично связаны в романе, герои

которого исповедуют «разумный эгоизм», стимулирующий нравственное

развитие личности.

Реалистический принцип типизации последовательнее выдержан в

Рахметове, суровое мужество которого продиктовано условиями

революционной борьбы начала 60-х годов. Призыв к светлому и прекрасному

будущему, исторический оптимизм Чернышевского, мажорный финал

сочетаются в романе с осознанием трагической судьбы его «новых людей»:

«..еще немного лет, быть может и не лет, а месяцев, и станут их

проклинать, и они будут согнаны со сцены, отпиханные, струнимые».

Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне

многочисленных обвинений Чернышевского в безнравственности и прочем,

выделяется серьезностью разбора статья Р.Р. Страхова «Счастливые люди».

Признав жизненную основу и «напряжение вдохновения» автора,

«органический» критик оспорил рационализм и оптимизм «новых людей» и

отсутствие между ними глубоких конфликтов.

М.Е. Салтыков-Щедрин, выразив сочувствие общей идее романа,

отметил, что в ее воплощении автор не мог избежать некоторой

произвольной регламентации подробностей.

А Н.Г. Чернышевский считал: «…Только те направления

литературы достигают блестящего развития, которые возникают под

влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным

потребностям эпохи. У каждого века есть свое историческое дело, свои

особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два

стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно

другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.»



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты