рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Чехов


Чехов

ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ СЮЖЕТНОЙ СХЕМЫ.

ЧЕХОВ А. П.

«Злой мальчик» Развязка

кульминация

Завязка

Развернутая экспозиция

Рассказ Чехова «Злой мальчик» - история о двух влюбленных, Иване Ивановиче

Лапкине, «молодом человеке приятной наружности» и Анне Семеновне

Зямблицкой, «молодой девушке со вздернутым носиком». Кроме черт внешности

персонажей, из развернутой экспозиции (оканчивается словами «Он стоял в

воде, глядел на молодых людей и ехидно улыбался») читатель узнает, что

действие экспозиции происходит на берегу реки, где молодые люди «принялись

за рыбную ловлю», и о взаимной любви героев. Я отношу диалог к экспозиции,

а не к завязке, т.к. развитие дальнейшего действия, основываясь на заданных

фактах (молодые, романтичные, влюбленные), отталкивается все-таки от

проблемы, которой в рассказе служит даже не столько факт появления брата

Анны Семеновны, гимназиста Коли, сколько то, что он говорит, его позиция по

отношению к влюбленным: «А-а-а… вы целуетесь? – сказал он.- Хорошо же! Я

скажу мамаше». Итак, проблема героев, мешающая их отношениям – «злой

мальчик». Т.е. завязкой действия служит появление брата героини и

проявление его «низкого, гнусного и мерзкого» характера. Далее – действие

классически развивается по восходящей. Конфликт начинает разрастаться сразу

после обозначенной реплики Коли, в его коротком диалоге с Лапкиным:

– Надеюсь, что вы, как честный человек… - забормотал Лапкин, краснея. –

Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко… Полагаю, что

вы, как честный и благородный человек…

- Дайте рубль, тогда не скажу! – сказал благородный человек. – А то скажу.

Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокром

кулаке, свистнул и поплыл.

Отметим, что приведенный диалог служит моделью, по которой читатель может

восстановить и остальные подобные разговоры, о которых автор говорит: «Весь

июнь Коля не давал житья бедным влюбленным». Такое использование

композиционного элемента позволяет, во-первых, не «затягивать» рассказ и

сохранять интерес читателя к нему, а во-вторых, задействовать воображение

читателя.

Кульминация в рассказе спорна. Разумеется, можно обозначить событие,

случившееся как-то раз за обедом как наивысшую точку действия. В поддержку

такого мнения можно привести определение понятия «кульминация»: наивысшая

точка напряжения в развитии конфликта, в которой раскрывается сущность

противоборствующих характеров. Действительно, в этом эпизоде характеры

героев раскрыты ярко:

Как-то раз, за обедом, когда подали вафли, он [Коля] вдруг захохотал,

подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина:

- Сказать? А?

Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна

вскочила из-за стола и убежала в другую комнату.

Но, с другой стороны, мы не узнаем ничего нового о героях. Застенчивость

Лапкина так же четко была показана в 1ом диалоге у реки (через

использование незаконченных фраз и умолчаний), там же мы узнали о грубости

и бестактности Коли, о смущении Анны Семеновны читатель мог догадаться хотя

бы по тому, что она вела себя абсолютно пассивно перед наглостью младшего

брата. К этим рассуждениям можно добавить и факты текста: после эпизода за

обедом не происходит перелома действия. Читаем: «И в таком положении

молодые люди находились до конца августа», - т.е. приведенный Чеховым

эпизод подобен первому диалогу по роли в тексте. А где же, собственно,

кульминация? Думается, перелом действия наступает с объявлением помолвки

влюбленных. В тексте на это есть прямое указание: «И в таком положении

молодые люди находились до конца августа, до того самого дня, когда,

наконец, Лапкин сделал Анне Сергеевне предложение», - т.е. ситуация резко

изменилась. С официальным обнародованием отношений герои получают право на

встречи и поцелуи, а Коля лишается власти над ними. После предложенной

кульминации действие быстро идет к логическому завершению – справедливому

наказанию «злого мальчика» (в тексте действие по нисходящей представлено

одним предложением: «Поговоривши с родителями и получив согласие, Лапкин

прежде всего побежал в сад и принялся искать Колю»). Само наказание при

таком рассмотрении композиции – развязка. Четкой и яркой при этом раскладе

представляется и идея рассказа: показать нелепость и всесильность некоторых

общественных традиций. Ведь чувство молодых людей не изменилось от

объявления помолвки, не стало глубже и сильнее, но, тем не менее, теперь

оно ЗАКОННО, дозволено, в отличие от «незаконной» влюбленности, которую

эксплуатировал Коля. Характерно, что и сами молодые люди считали свои

отношения до официального объявления неправильными – отсюда и слабость их

перед наглостью гимназиста. Сам Коля не столько «подлец», сколько находится

под властью традиций общества, подобно Лапкину и Анне Сергеевне. Чехов,

заставляя нас смеяться над ситуацией, заставляет и задуматься над ее

противоестественностью, которая из ребенка делает доносчика, а из

влюбленных – преступников.

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

кульминация

портрет тонкого-2

Завязка

развязка

Экспозиция:портреты героев

Тема рассказа – встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один

толстый, другой тонкий». В экспозиции (первый абзац) автор предлагает

читателю своеобразные портреты всех действующих лиц рассказа, причем

описания приятелей построены по одной схеме (запах, пища), жена и сын

тонкого предстают похожими на него самого – жена “худенькая женщина с

длинным подбородком”, сын – “высокий”. Также в экспозиции очерчено место

действия рассказа – вокзал Николаевской железной дороги. Экспозиция

лаконична, что соответствует самой форме произведения – рассказ.

Завязка рассказа – в начале диалога между толстым и тонким. Без диалога не

было бы действия и причины для данного повествования. Итак, диалог между

двумя приятелями развивается. Тонкий выглядит общительным человеком,

который искренне рад встрече с одноклассником, это подтверждают приемы

передачи его речи. Толстый тоже рад встрече, более того, он смотрит на

тонкого “восторженно”, спрашивая его о службе. Тонкий, несмотря на

наблестящую жизнь, оптимист (“жалованье плохое…ну, да Бог с ним!”), для

него служба отходит на второй план, а основное пока – старый приятель. Но

как меняется ситуация после того, как толстый сообщит о своих служебных

успехах! Поведение тонкого резко становится из дружеского “чинопоситанием”.

Из того, как повлияла реплика толстого на дальнейший ход разговора,

изменила его характер, читатель может заключить, что эта фраза –

кульминация. После нее разговор сходит на нет. Автор создает еще один

портрет тонкого – уже после кульминации, и, хотя обстановка и окружение

остаются прежними, на все будто наложен отпечаток “искривившей лицо тонкого

широчайшей улыбки”: «сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы,

узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще

длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего

мундира». Диалог тонкий ведет уже не с другом детства, но с крупным

чиновником, отчего себя чувствует мелким во всем – вплоть до голоса (он

хихикает, «как китаец»). Обращается к толстому исключительно «ваше

превосходительство». Интересно, что не

любимый русской литературой «маленький человек», а именно крупный

чиновник, тайный советник, выглядит более привлекательным в описываемой

ситуации: он пытается вернуть тонкого к дружеской беседе («Мы с тобой

друзья детства – к чему это чинопочитание!»), но скоро убеждается в

бесполезности этих попыток («Толстый хотел было возразить что-то, но на

лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной

кислоты, что тайного советника стошнило»). Наступает развязка: толстый

подает на прощание руку, отвернувшись, тонкий принимает это презрение как

должное и пожимает три пальца. Чехов заканчивает рассказ фразой «все трое

были приятно ошеломлены», относящейся к семье тонкого - она перекликается с

такой же фразой в середине рассказа, характеризующей состояние друзей при

встрече: «оба были приятно ошеломлены». Это созвучие еще раз подчеркивает

контраст тонкого-друга и тонкого, общающегося с важным «вельможей». С

помощью контраста двух образов тонкого – до и после кульминации – автор

ярче очерчивает основную проблему данного рассказа, свойственную для многих

его произведений – проблему «обмельчания маленького человека».

-----------------------

Появление

Коли

Помолвка и «наказание» Коли

Вопрос Коли

за обедом

помолвка

наказание Коли

Начало диалога

Реплика толстого о своей должности

Толстый хотел было возразить что-то…



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты