рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Добро и зло в комедии Фонвизина Недоросль


Добро и зло в комедии Фонвизина Недоросль

Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль».

Комедия - очень своеобразный жанр. У большинства комедий сюжет

мифический или сказочный. И очень немногие комические произведения

отличаются точным и полным изображением действительности. И «Недоросль» -

не исключение. Вопрос о том, должен ли писатель отражать действительность

с максимальной объективностью, или нет, всегда был одним из главных. В

«Недоросле» этот вопрос не ставится вообще. Известный прием - «говорящие»

фамилии - сводит его на нет. Из списка действующих лиц читатель уже может

сделать вывод о том, кто из героев положителен, а кто отрицателен. Во все

времена во всех произведениях основной частью сюжета была борьба добра и

зла внутри человека. В «Недоросле» ситуация упрощена до предела: не внутри

человека борются эти качества, а добрые люди борются со злыми людьми. Мне

иногда кажется, что комедия нарочно сочинялось, чтобы впоследствии кочевать

из одной школьной хрестоматии в другую, настолько она пропитана

нравоучениями.

На мой взгляд, для современного читателя самой привлекательной

стороной комедии является ее исторический колорит. В принципе, сейчас,

спустя сто тридцать шесть лет после отмены крепостного права, поведение

героев кажется попросту нелепым. И именно эта нелепость завораживает

настолько, что невозможно оторваться, не дочитав книгу до конца. Что же

касается философской стороны произведения, которая почти полностью

сосредоточена в монологах премудрого Стародума и иногда Правдина, то именно

«добро и зло» является наиболее спорной темой.

«Недоросль» была написана в 1781 году. В то время в России самой

революционной была идея просвещенной монархии, провозглашаемая французскими

энциклопедистами, произведениями которых увлекалась даже Екатерина Вторая.

Фонвизин, будучи знатным дворянином, разделял многие заблуждения своего

класса, и отразил их в своей комедии. Итак, добро и зло. Вокруг этих двух

понятий уже тысячи лет идут ожесточенные споры. Философы, историки,

моралисты, богословы - нельзя перечислить всех тех, кто посвятил всю жизнь

постижению смысла этих двух небольших слов. Поэтому, каким бы великим

писателем ни был Фонвизин, добро и зло он понимал по-своему. И по-своему

он изобразил их в своей комедии.

Для современного читателя добро и зло в изображении Фонвизина отнюдь

не равноценно. То, что считалось злом двести лет назад, сейчас и подавно им

считается. Чего нельзя сказать о добре: только за последние десять лет наши

представления о счастье поменялись на противоположные.

Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых. В его изображении

мы можем увидеть, насколько тупы, жестоки, подлы были тогдашние хозяева

жизни. Имя неуча Митрофанушки, которого в целом мире, кроме обжорства и

голубятни, ничего не интересует, стало сегодня нарицательным. Блестящий

сатирик, Фонвизин употребляет все свое искусство на то, чтобы вызвать у

читателя глубокое чувство презрения к таким, как Простаковы. Крепостное

право подверглась резкому осуждению. В то время это было неслыханной

дерзостью, и только очень смелый человек тогда мог написать такое. Однако

сегодня утверждение о том, что рабство - зло, принимается без

доказательств.

Вот слова Стародума: «Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым

знатного и богатого.». А вот что было сказано по этому поводу еще две

тысячи лет назад: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому

войти в Царствие Небесное.» И если Скотинин или госпожа Простакова - образы

очень реалистичные, то о Правдине, Милоне и Софье этого сказать никак

нельзя. По-моему, надо было заставить их говорить стихами - до того

возвышенны и поэтичны все их речи. Идея о том, что можно благоустроить

жизнь, если государственные должности распределять не по знатности и

богатству, а по заслугам - не была реализована ни в одной из многочисленных

разновидностей государства. Государство - огромная машина, которая может

переехать любого человека. Человек, занявший должность, должен либо

согласиться с существующими порядками, либо быть задавленным ими. Менять

надо все государство разом или хотя бы существенную его часть, а это

называется революция, и никак иначе. Конечно же, верноподданнические

чувства честного дворянина запрещали Фонвизину даже думать об этом.

Неслучайно главными действующими лицами являются непременно дворяне.

Челядь (Еремеевна) изображена в крайне карикатурном виде. Самое большее, на

что может рассчитывать герой «из низов», так это на жалость (Цыфиркин). В

то время как Милон и Правдин, не говоря уж о великом Стародуме - совершенно

идеальные люди.

Вклад Дениса Ивановича Фонвизина в отечественную литературу бесценен.

Его комедия Недоросль» стоит в ряду шедевров русской словесности. Однако

многие вещи сегодня приобрели другой смысл, изменилась культура, мораль,

взгляды людей, и нам сегодня очень трудно судить, что же было добром, а что

злом в те далекие времена.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты