Добро и зло в комедии Фонвизина Недоросль
Добро и зло в комедии Фонвизина Недоросль
Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль».
Комедия - очень своеобразный жанр. У большинства комедий сюжет
мифический или сказочный. И очень немногие комические произведения
отличаются точным и полным изображением действительности. И «Недоросль» -
не исключение. Вопрос о том, должен ли писатель отражать действительность
с максимальной объективностью, или нет, всегда был одним из главных. В
«Недоросле» этот вопрос не ставится вообще. Известный прием - «говорящие»
фамилии - сводит его на нет. Из списка действующих лиц читатель уже может
сделать вывод о том, кто из героев положителен, а кто отрицателен. Во все
времена во всех произведениях основной частью сюжета была борьба добра и
зла внутри человека. В «Недоросле» ситуация упрощена до предела: не внутри
человека борются эти качества, а добрые люди борются со злыми людьми. Мне
иногда кажется, что комедия нарочно сочинялось, чтобы впоследствии кочевать
из одной школьной хрестоматии в другую, настолько она пропитана
нравоучениями.
На мой взгляд, для современного читателя самой привлекательной
стороной комедии является ее исторический колорит. В принципе, сейчас,
спустя сто тридцать шесть лет после отмены крепостного права, поведение
героев кажется попросту нелепым. И именно эта нелепость завораживает
настолько, что невозможно оторваться, не дочитав книгу до конца. Что же
касается философской стороны произведения, которая почти полностью
сосредоточена в монологах премудрого Стародума и иногда Правдина, то именно
«добро и зло» является наиболее спорной темой.
«Недоросль» была написана в 1781 году. В то время в России самой
революционной была идея просвещенной монархии, провозглашаемая французскими
энциклопедистами, произведениями которых увлекалась даже Екатерина Вторая.
Фонвизин, будучи знатным дворянином, разделял многие заблуждения своего
класса, и отразил их в своей комедии. Итак, добро и зло. Вокруг этих двух
понятий уже тысячи лет идут ожесточенные споры. Философы, историки,
моралисты, богословы - нельзя перечислить всех тех, кто посвятил всю жизнь
постижению смысла этих двух небольших слов. Поэтому, каким бы великим
писателем ни был Фонвизин, добро и зло он понимал по-своему. И по-своему
он изобразил их в своей комедии.
Для современного читателя добро и зло в изображении Фонвизина отнюдь
не равноценно. То, что считалось злом двести лет назад, сейчас и подавно им
считается. Чего нельзя сказать о добре: только за последние десять лет наши
представления о счастье поменялись на противоположные.
Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых. В его изображении
мы можем увидеть, насколько тупы, жестоки, подлы были тогдашние хозяева
жизни. Имя неуча Митрофанушки, которого в целом мире, кроме обжорства и
голубятни, ничего не интересует, стало сегодня нарицательным. Блестящий
сатирик, Фонвизин употребляет все свое искусство на то, чтобы вызвать у
читателя глубокое чувство презрения к таким, как Простаковы. Крепостное
право подверглась резкому осуждению. В то время это было неслыханной
дерзостью, и только очень смелый человек тогда мог написать такое. Однако
сегодня утверждение о том, что рабство - зло, принимается без
доказательств.
Вот слова Стародума: «Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым
знатного и богатого.». А вот что было сказано по этому поводу еще две
тысячи лет назад: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому
войти в Царствие Небесное.» И если Скотинин или госпожа Простакова - образы
очень реалистичные, то о Правдине, Милоне и Софье этого сказать никак
нельзя. По-моему, надо было заставить их говорить стихами - до того
возвышенны и поэтичны все их речи. Идея о том, что можно благоустроить
жизнь, если государственные должности распределять не по знатности и
богатству, а по заслугам - не была реализована ни в одной из многочисленных
разновидностей государства. Государство - огромная машина, которая может
переехать любого человека. Человек, занявший должность, должен либо
согласиться с существующими порядками, либо быть задавленным ими. Менять
надо все государство разом или хотя бы существенную его часть, а это
называется революция, и никак иначе. Конечно же, верноподданнические
чувства честного дворянина запрещали Фонвизину даже думать об этом.
Неслучайно главными действующими лицами являются непременно дворяне.
Челядь (Еремеевна) изображена в крайне карикатурном виде. Самое большее, на
что может рассчитывать герой «из низов», так это на жалость (Цыфиркин). В
то время как Милон и Правдин, не говоря уж о великом Стародуме - совершенно
идеальные люди.
Вклад Дениса Ивановича Фонвизина в отечественную литературу бесценен.
Его комедия Недоросль» стоит в ряду шедевров русской словесности. Однако
многие вещи сегодня приобрели другой смысл, изменилась культура, мораль,
взгляды людей, и нам сегодня очень трудно судить, что же было добром, а что
злом в те далекие времена.
|